ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-17479/07 от 16.10.2007 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

18 октября 2007 года                                                                      Дело № А56-17479/2007

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен октября 2007 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Несмияна С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ОАО "Российские железные дороги"

ответчик: ООО "Идеал"

о взыскании 9 243 750 руб. 33 коп.

при участии

- от истца: юр. ФИО1, доверенность № 11/2-41 от 22.12.2006.

- от ответчика: не явился

установил:

       ОАО «Российские  железные дороги» обратилось в Арбитражный суд с иском о взыскании с ООО «Идеал» 15 787 575 рублей 66 копеек составляющих сумму убытков, образовавшихся в результате недобора платы за пользование вагонами, арендной платы и упущенной выгоды вследствие задержки 06.09.2006 таможенными органами 69 вагонов-цистерн на станции Печеры-Псковские в качестве вещественных доказательств по уголовному делу о контрабанде по вине ответчика-декларанта.

       В судебном разбирательстве истец уменьшил цену иска до 9 243 750  рублей 33 копеек – составляющих убытки в виде не полученного сбора за хранение принадлежащего ответчику груза в вагонах в местах общего пользования  – 647 226 рублей 13 копеек  и не полученной арендной платы за пользование цистернами парка ОАО «Российские железные дороги» - 8 243 750 рублей 20 копеек за период 17.04.2007 – 30.07.2007.

      Ответчик о судебном разбирательстве извещался по двум последним известным суду адресам. Орган связи проинформировал суд об отсутствии адресата. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Из материалов дела следует, что в сентябре 2006 года по железнодорожным накладным №№ Э551348, Э551346, Э551385, Э551304, Э551409, Э551347, Э551302, Э551301  и досылочной  железнодорожной накладной № Э551279 к основной железнодорожной накладной Э551297 на станции Печеры-Псковские Октябрьской железной дороги, грузоотправитель ООО «Рос-Транс»,  приняты к перевозке на станцию Вайвара Эстонской железной дороги, грузополучатель АО «Силламяэ Ойл Терминал», 69 вагонов цистерн с грузом, задекларированным грузовладельцем-декларантом  ООО «Идеал» как «Топливо жидкое тяжелое углеводородное, нефтеконденсатное, композитное экспортное, ТУ 0258-00277767485-2006, для последующего технологического передела методом: риформинга, полимеризации, крекинга», код ТН ВЭД -2710195100. Фактически в вагонах находился груз –легкий дистиллят, классифицируемый в товарной субпозиции 271011 ТН ВЭД, что влечет  увеличение ставки вывозной пошлины с 85,2 доллара за тонну до 158,1 доллара за тонну.

       Вагоны задержаны с 06.09.2006 года на станции Печеры-Псковские Октябрьской железной дороги Псковским таможенным постом в связи с несоответствием фактически находящегося в цистернах груза, задекларированному  по ГТД 10209091/040906/0003170.  Постановлением Псковской таможни по делу об административном правонарушении № 10209000-772/2006 от 26 декабря 2006 года ООО «Идеал» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  ч. 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях России (далее - КоАП) и ему назначен административный штраф в размере 3 453 519 рублей 48 копеек. 

       Управлением ФСБ по Псковской области возбуждено уголовное дело № 12006700010 от 14 сентября 2006 года по части 4 статьи 188 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), 69 вагонов-цистерн с нефтепродуктом приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Приговором Псковского городского суда от 06 апреля 2007 года по делу № 1-285/07 ФИО2, ФИО3 и ФИО4, производившие оформление экспорта нефтепродуктов по железнодорожным накладным №№ Э551348, Э551346, Э551385, Э551304, Э551409, Э551347, Э551302, Э551301  и досылочной  железнодорожной накладной № Э551279 к основной железнодорожной накладной Э551297, признаны виновными в совершении преступления (покушение на контрабанду), предусмотренного ст. 30 ч. 3 ст. 188 ч. 1 УК РФ и каждому из них назначено наказание в виде штрафа. Указанным приговором предусмотрена передача вещественных доказательств – нефтепродуктов  массой 5142186 кг, находящихся в  69 вагонах-цистернах на станциях Псков-товарный и Пыталово Октябрьской железной дороги, собственнику ООО «Идеал».

В соответствии со статьей   362 Таможенного кодекса РФ зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля и пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

       Согласно статье 22 Устава железнодорожного транспорта РФ #G0 расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей. Взыскание неполученных доходов Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации не регулирует. Железная дорога не получила доход в результате задержки вагонов и на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вправе требовать возмещения неполученного дохода от лица, ответственного за убытки.

   Задержка вагонов в зоне таможенного контроля произошла по причинам, зависящим от собственника груза, что подтверждается  актами общей формы № 1952, 1953, 1955Ю,  1954, 1956, 1951, 1950, 1т, 2т, 3т, постановлением Псковской таможни по делу об административном правонарушении № 10209000-772/2006 от 26 декабря 2006 года и приговором Псковского городского суда от 06 апреля 2007 года по делу № 1-285/07.

       В соответствии с пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -  ГК РФ) юридическое лицо возмещает вред, причиненный  его работником при исполнении  трудовых обязанностей. На основании статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Кодекса).

       Представленный расчет убытков в размере сбора за хранение груза в вагонах выполнен по ставкам платы по таблице № 7 Тарифного руководства № 3. Расчет убытков в размере арендной платы выполнен по ставкам, утвержденным распоряжением президента ОАО РЖД» от 27 декабря 2006 года № 2564р «Об утверждении ставок арендной платы за пользование грузовыми вагонами ОАО «РЖД». Такой порядок определения цены соответствует пункту 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему применение цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

       Возражения ответчика отсутствуют. Иск подлежит удовлетворению в полном объеме с учетом уменьшения цены иска.

       Государственная пошлина при подаче искового заявления не уплачена, поэтому подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета исходя из цены рассмотренного иска.

       Руководствуясь статьями 123, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Идеал»:

- в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 9243750 рублей 33 копейки - убытки;

- в доход федерального бюджета Российской Федерации 57718 рублей 75 копеек - государственная пошлина.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья                                                                                        Несмиян С.И.