ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-18071/2021 от 01.07.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

09 июля 2021 года                                                              Дело № А56-18071/2021

Резолютивная часть решения объявлена июля 2021 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Санкт-Петербургу

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Гавань авто»

о признании незаконными решения и предписания от 16.02.2021 по делу № 44-661/21

при участии

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 13.01.2021)

от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности от 20.10.2020)

от третьего лица: не явился, извещен

установил:

Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу о признании незаконными решения и предписания от 16.02.2021 по делу № 44-661/21.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Гавань авто».

В судебном заседании заявитель поддержал требования.

Представитель УФАС возражал против удовлетворения заявления.

Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле адресам, в судебное заседание представителя не направило.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, извещение о проведении электронного аукциона размещено 04.02.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172400000221000002.

Начальная (максимальная) цена контракта — 4 000 000.00 рублей.

ООО «Гавань авто» обратилось в УФАС с жалобой (вх. № 4592-ЭП/21 от 10.02.2021) на действия Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту в период гарантийного и после гарантийного сроков эксплуатации специальных автобусов, легковых и грузовых автомобилей Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В жалобе ООО «Гавань авто» указало на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в установлении незаконных требований к составу первой части заявки на участие в закупке.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Гавань авто» Антимонопольным органом было вынесено решение от 16.02.2021 по делу № 44-661/21, в рамках которого УФАС решило:

1.         Признать жалобу ООО «Гавань авто» обоснованной.

2.Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

3.Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Заказчика.

Предписанием от 16.02.2021 по делу №44-661/21 УФАС обязало заказчика:

1.Заказчику - Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и его аукционной комиссии устранить нарушения ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и с этой целью:

-отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения 0172400000221000002;

- вернуть заявки  участникам аукциона с номером извещения 0172400000221000002;

- внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;

- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;

- провести процедуры закупки с номером извещения 0172400000221000002 в соответствии с законодательством о контрактной системе.

2.         Заказчику и его аукционной комиссии в срок до 16.03.2021 представить
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.

3. Оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер»:

- обеспечить Заказчику и его аукционной комиссии техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.

Не согласившись с решением и предписанием, заявитель оспорил их в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Информация, предусмотренная указанным подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе).

Частью I «Общие условия проведения аукциона в электронной форме» документации об аукционе предусмотрены следующие положения:

«6.2.8. Предложение участника в отношении объекта закупки, указанного в части III (Техническое задание) документации и приложении к части III (Техническое задание) документации должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара.

6.2.10. Конкретные показатели товара должны соответствовать значениям, установленным в части III (Техническое задание) документации и приложении к части III (Техническое задание) документации.

6.3. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1)не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;

2)несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, требованиям документации».

Частью III «Техническое задание» документации об аукционе установлены аналогичные требования:

«Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении № 1 и указание на товарный знак (при наличии), а также наименование страны происхождения товара».

Вместе с тем из буквального толкования части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ следует, что участникам вменена обязанность предоставлять конкретные показатели товаров исключительно в случае их непосредственной поставки, но не использования при выполнении работ, что так же однозначно следует из следующего положения: «при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)», при этом отождествление Заказчиком понятий «товара поставляемого Заказчику при выполнении работ» и «используемого при выполнении работ» очевидно неправомерно, поскольку действующей редакции Закона о контрактной системе однозначно установлено, что участникам вменена обязанность предоставления конкретных показателей товаров исключительно в случае их поставки Заказчику.

С 01.01.2020 вступили в силу изменения, согласно которым в пункте 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе слова «или закупки работы, услуг для выполнения, оказания которых используется товар» заменили словами «в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».

В письме ФАС от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)» разъяснено, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Как считает УФАС, представление конкретных показателей и наименования страны происхождения товаров, поставка которых в рамках проведения работ по предмету контракта не определена, носит избыточный характер и является дополнительным препятствием для участия в аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки.

УФАС в решении также ссылается на то, что извещение о проведении аукциона не содержит сведений об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства, что свидетельствует о том, что в рамках закупки не предусмотрена поставка товара.

При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС пришла к выводу, что Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении сведений о конкретных показателях, используемых при выполнении работ товаров в составе первой части заявки, в связи с чем усмотрела в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Описание объекта закупки установлено Заказчиком в Приложении № 1 «Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, количество товара. Расчет начальной суммы цен единиц запасных частей и единиц работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту» к Техническому заданию документации об аукционе.

Данный раздел документации содержит максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться товаров «Аккумуляторная батарея» и «Автомобильная шина», а также сведения о каталожных номерах запасных частей и расходных материалов для автотранспортных средств определенных производителей («КАМАЗ», «УАЗ», «ПАЗ» и др.).

Вместе с тем, работы (услуги) по ремонту автомобильной техники осуществляются путем замены и установки агрегатов, запасных частей и (или) расходных материалов.

Позиции запасных частей «Аккумуляторная батарея» и «Автомобильная шина», подлежат принятию к бухгалтерскому учету (п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

Кроме того, отсутствие конкретных показателей и товарных знаков на товары по позициям «Аккумуляторная батарея» и «Автомобильная шина» повлечет за собой нарушение их приемки и отражения в соответствуфщих Карточках учета по забалансовому счету 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных», в нарушении приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н и учетной политики ГУ Росгвардии, утвержденной приказом ГУ Росгвардии от «18» июля 2018 г. № 264.

Вместе с тем пунктом 7.11. Контракта установлен перечень расходных и вспомогательных материалов не поставляемых, а именно используемых при выполнении работ - фильтры, воронки, салфетки, укрывочный материал, преобразователь ржавчины, изолента, обезжириватели, технические смазки, отрезные круги, электроды, сварочная проволока и другие материалы, средства индивидуальной защиты, которые не подлежат бухгалтерскому учёту и по которым участники закупки дают только согласие.

Таким образом, поскольку при выполнении работ по ремонту автотранспорта запасные части «Аккумуляторная батарея» и «Автомобильная шина» передаются заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимаются к бухгалтерскому учету заказчика и не являются расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг, Заказчик обязан устанавливать требования указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данных товаров.

При этом, положениями Документации, включая техническое задание и проект Государственного контракта предусмотрена смешанная закупка работ по ремонту автотранспорта с поставкой запасных частей.

Согласно условиям Документации, Аукцион проводится путем снижения суммы цен единиц запасных частей и единиц работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту на шаг аукциона. При заключении Контракта цена за единицу запасных частей и работ определяется путем снижения каждой позиции из указанных в Приложении № 1 Технического задания начальной цены единицы запасных частей и единиц работ пропорционально снижению начальной суммы цен за единицу запасных частей и работ по результатам проведения аукциона.

В соответствии с п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми  актами  (смешанный  договор).   К  отношениям  сторон  по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.                                                                                                            

В соответствии с ч. 2 ст. 510 ГК РФ, Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

Согласно ч. 1 ст. 515 ГК РФ, Когда договором поставки предусмотрена выборка   товаров   покупателем   (получателем)   в   месте   нахождения « поставщика, покупатель обязан осуществить осмотр передаваемых товаров в месте их передачи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно ч. 1 ст. 516 ГК РФ, Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

На основании ст. 525 ГК РФ, Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные Законы.

В соответствии с п. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг  невозможно определить, заказчик определяет начальную цену единицы товара,   работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены Контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

На основании ч. 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая, часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при. выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а)   наименование страны происхождения товара;

б)   конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В силу вышеуказанных норм, правовые основания не включения требований к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях товара, поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, отсутствуют.

Таким образом, Заказчик исполнил требования части 6 ст. 66 Закона о
контрактной системе, установив предусмотренные п. 2 части 3 ст. 66 44-ФЗ
требования к составу первых частей заявок.

При таких обстоятельствах решение и выданное УФАС предписание не могут быть признаны законными и обоснованными.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службе по Санкт-Петербургу от 16.02.2021 № 44-661/20.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Ресовская Т.М.