Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
04 июня 2021 года Дело № А56-18585/2021
Резолютивная часть решения объявлена мая 2021 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Устинкина О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Марлухиным А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «ЦемЦентр «Обводный» (Россия 190020, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 134-136-138, корп.40, лит. А, пом. 40/2/11, ОГРН: 9847075989 );
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Санкт-Петербургу (Россия 190068, г. Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова 133, ОГРН: 7835000256 );
об оспаривании,
при участии
- от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 01.02.2021)
ФИО2 (по доверенности от 11.02.2021)
- от заинтересованного лица: ФИО3 (по доверенности от 11.01.2021)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЦемЦентр «Обводный» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным Решения Межрайонной ИФНС № 8 по Санкт-Петербургу № 7 от 30.12.2020 о проведении выездной налоговой проверки.
Заявитель в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Межрайонной ИФНС России №8 по Санкт-Петербургу в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЦемЦентр «Обводный» вынесено Решение о проведении выездной налоговой проверки №7 от 30.12.2020.
Общество с ограниченной ответственностью «ЦемЦентр «Обводный» не согласившись с вынесенным Инспекцией Решением №7 в досудебном порядке урегулирования спора в соответствии со статьей 138 НК РФ обратилось с жалобой в Управление ФНС по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 11.01.2021 № 772 (вх. № 008202 от 19.01.2021).
В данной жалобе Общество просило отменить Решение №7 в виду тех обстоятельств, что проведя самостоятельную оценку налоговых рисков по критериям, закрепленным в разделе 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, оснований для проведения выездной налоговой проверки у Инспекции отсутствуют.
Решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 29.01.2021 № 16-19/05354 жалоба Заявителя от 11.01.2021 № 772 (вх. № 008202 от 19.01.2021) оставлена без удовлетворения.
ООО «ЦемЦентр «Обводный» не согласившись с указанным решением МИФНС № 8 по Санкт-Петербургу, ссылаясь на то, что Общество не подпадает для включения в план выездных проверок ввиду следующего: - налоговая нагрузка у Общества выше среднего уровня по хозяйствующим субъектам в сфере торговли строительными материалами; - отсутствует отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов; - отсутствует отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период; - отсутствует опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг); - среднемесячная заработная плата на одного работника выше среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ; - общество не применяет специальные налоговые режимы; - общество не работает с посредниками; - общество своевременно предоставляет налоговому органу все запрашиваемые документы; - с момента регистрации Общество не меняло свой адрес; - рентабельность Общества не ниже среднеотраслевой; - общество не осуществляет ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, а также, что решение вынесено без учета требований Концепции планирования выездных налоговых проверок, что является самостоятельным основанием для его отмены, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обязанность по контролю за надлежащим исполнением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы.
В пункте 2 статьи 87 НК РФ закреплено, что целью выездной налоговый проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Порядок проведения выездной налоговой проверки закреплен статьей 89 НК РФ.
Межрайонной ИФНС России №8 по Санкт-Петербургу в отношении ООО «ЦемЦентр «Обводный» вынесено Решение о проведении выездной налоговой проверки №7 от 30.12.2020. Указанное Решение составлено по форме, утвержденной Приложением №5 к приказу ФНС России от 07.11.2018 ММВ-7-2/628@.
Вышеуказанное Решение направлено в адрес налогоплательщика по ТКС 30.12.2020 и получено Обществом 06.01.2021.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция).
Согласно пункту 3 данной концепции приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Согласно пункту 4 данной концепции утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, в частности:
1) Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
По данным информационному ресурсу АИС Налог-3 ПРОМ, коэффициент начисленных налогов в 2017 году у Общества составил – 0.3% (среднеотраслевой показатель по субъекту РФ – 2.1%), в 2018 году – 1.3% (2.9%), в 2019 году – 1.8% (3.7%).
2) Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
По данным информационному ресурсу АИС Налог-3 ПРОМ, удельный вес налоговых вычетов по НДС составил в 2017 году – 99.2%, в 2018 – 92.8%, в 2019 – 91.8%.
3) Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
По данным информационному ресурсу АИС Налог-3 ПРОМ, среднемесячная з/п у Общества в 2017 году составила – 19.7 тыс. руб. (среднемесячная з/п по субъекту – 25.7 тыс. руб.), в 2018 году – 19.7 тыс. руб. (59.7 тыс. руб.), в 2019 году – 20.8 тыс. руб. (58.3 тыс. руб.)
Также, в связи с тем, что Общество является акцептованным выгодоприобретателем по сложным расхождения, то в соответствии с пунктом 24 Регламента взаимодействия налоговых органов при отработке расхождений налогоплательщики, в отношении которых согласованы (акцептованы) заключения об установлении выгодоприобретателя, подлежат обязательному включению в план выездных налоговых проверок.
Таким образом, доводы Общества, что по всем критериям Концепции налогоплательщик не подпадает для проведения выездной налоговой проверки, не может быть принят судом.
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.
В соответствии с основными целями и принципами указанной Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Концепция не содержит положений относительно количества достаточных нарушенных критериев для назначения выездной налоговой проверки. Критерии носят рекомендательный характер и не обязательны для использования налогоплательщиками.
Поэтому даже при соответствии хотя бы одному критерию в отношении налогоплательщика может быть проведена выездная налоговая проверка.
Должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют тот объем контрольных мероприятий, который необходимо провести в рамках налоговой проверки. Налогоплательщик не вправе указывать на целесообразность и необходимость тех или иных действий налогового органа, осуществляемых в связи с проводимой налоговой проверкой. Основания для продления срока проведения налоговой проверки, равно как и вопрос необходимости, целесообразности проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, не может рассматриваться в качестве обоснованности или необоснованности продления срока проведения выездной проверки, поскольку только налоговый орган в лице проверяющего инспектора определяет объем контрольных мероприятий, а также необходимость получения дополнительных документов.
Кроме того, решение о проведении выездной налоговой проверки, о приостановлении проведения выездной налоговой проверки сами по себе не возлагают на Заявителя дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соответственно, Решение №7 о проведении выездной налоговой проверки вынесено налоговым органом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением порядка его издания, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ООО «ЦемЦентр «Обводный».
Обществом приложено постановление Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга по делу об административном правонарушении от 01.12.2020 по делу №5-773/2020 (далее –Постановление) в соответствии с которым, к Обществу применено административное приостановление деятельности на срок 45 суток с момента фактического приостановления деятельности согласно протоколу по месту нахождения объекта ООО «ЦемЦентр «Обводный» по адресу Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д.134-136-138 Лит. ВС (корпус 35).
В соответствии с вышеуказанным Постановлением срок приостановления исчисляется с момента фактического приостановления деятельности на основании выданных документов службой судебных приставов.
Кроме того, Обществом приложен приказ ООО «ЦемЦентр «Обводный» от 02.12.2020 № 02/12/20 в соответствии с которым административно-хозяйственная деятельность приостанавливается с 02.12.2020, а также акт об административном приостановлении деятельности от 02.12.2020 (совершение исполнительных действий).
Согласно пункту 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
Пунктом 1 статьи 93 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ) со дня получения соответствующего требования.
В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного пунктом 3 статьи 93 НК РФ срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Инспекцией 31.12.2020 вынесено Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки №20 с целью необходимости истребования документов в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ. Вышеуказанное решение направлено по ТКС 31.12.2020, получено Обществом 06.01.2021.
В соответствии с Постановлением срок приостановления деятельности по адресу: Санкт – Петербург, наб. Обводного канала, д. 134-136-138, лит. ВС (корпус 35) на срок 45 суток исчисляется с момента фактического приостановления деятельности на основании выданных документов Федеральной службой судебных приставов РФ.
Таким образом, срок административного приостановления деятельности истек 15.01.2021.
В соответствии с статьей 31.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ установлены основания прекращения исполнения постановления.
Соответственно проверка может быть приостановлена и возобновлена после вынесения постановления о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Кроме того, если Общество не имеет возможности предоставить помещение и не обращалась с просьбой о переносе проверки, то правомерным является проведение выездной проверки по месту нахождения налогового органа (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).
Проведение проверки по месту нахождения налогового органа не нарушает права налогоплательщика.
Доводы, изложенные в заявлении, не опровергают фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, при вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки Инспекцией не нарушены права Общества, в связи с чем, отсутствуют основания для признания недействительными решения от 30.12.2020 № 7.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу вышеизложенного суд, не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Устинкина О.Е.