ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-2077/11 от 16.03.2011 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

18 марта 2011 года Дело № А56-2077/2011

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2011 года. Полный текст решения изготовлен 18 марта 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Болотовой Л.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Межрайонная ИФНС России №18 по Санкт-Петербургу,

заинтересованное лицо ООО «Константа»,

о привлечении к административной ответственности

при участии

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 18.01.2011, ФИО2 по доверенности от 25.06.2010,

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,

установил:

Межрайонная ИФНС России №18 по Санкт-Петербургу (далее – заявитель, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении ООО «Константа» (далее – Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явилось, письменный отзыв не представило. В соответствии со статьями 123, 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании поручения №06-03/195 от 20.12.2010 сотрудниками Межрайонной ИФНС России №18 по Санкт-Петербургу 20.12.2010 была проведена проверка соблюдения законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в принадлежащем ООО «Константа» помещении, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Гражданский проспект, д. 116, корп. 5.

В ходе осмотра помещения Инспекцией выявлено, что в указанном помещении установлено электронное оборудование «ЛТМ» в количестве семнадцати штук моделей ЛТМ 1, ЛТМ 2, ЛТМ 3, о чем составлен протокол №06-03/195 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.12.2010 (л.д. 14).

Полагая, что ООО «Константа» в нарушение требований действующего законодательства фактически осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр без специального разрешения, 13.01.2011 Инспекция в отсутствие законного представителя Общества, извещенного о времени и месте составления протокола уведомлением №06-11/27137 от 21.12.2010, полученным 21.12.2010 представителем Общества ФИО3 по доверенности от 20.12.2010, составила протокол об административном правонарушении №06-03/195, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 9-13).

В соответствии с положениями части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Инспекцией в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем 1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон; 2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; 3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; 4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; 5) выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

Согласно статье 13 Закона №244-ФЗ на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр требуется разрешение.

В соответствии со статьей 4 Закона № 244-ФЗ азартная игра – это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; ставка – денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; выигрыш – денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; организатор азартной игры – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; деятельность по организации и проведению азартных игр – деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; участник азартной игры – физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; игровое оборудование – устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр; игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Деятельность по организации и проведению лотереи регулируется Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон № 138-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 2 и 8 статьи 2 Закона № 138-ФЗ лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи; выигрыш – часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи; проведение лотереи – это осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Розыгрыш призового фонда лотереи – процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.

Под лотерейным оборудованием, согласно пункту 14 статьи 2 Закона № 138-ФЗ, понимают оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Вышеуказанные федеральные законы не содержат норм, позволяющих разграничить игровое и лотерейное оборудование, ввиду отсутствия в них четких и определенных критериев.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 13.01.2011 в помещении, принадлежащем Обществу, находится электронное оборудование в количестве семнадцати штук. Данное оборудование использовалось Обществом для проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Чудеса Света» на основании договора №11 от 20.08.2010.

Согласно условиям Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Чудеса Света», утвержденным организатором лотереи ООО «Бриз-М» (л.д.22-30), для участия в лотереи необходимо приобрести лотерейный билет. На лотерейном билете имеются два игровых поля, покрытые защитным слоем, который необходимо стереть. Под защитным слоем обнаруживаются сведения, позволяющие определить является билет выигрышным или нет и информацию о выигрыше. Участник лотереи играет в две игры. Первой игрой предусмотрен розыгрыш денежных призов. Задача участник: обнаружить под защитным слоем игрового поля «Чудеса Света» число. При наличии в этом поле числа участник лотереи выигрывает денежный приз, равный такому числу. Лотерейный билет считается выигрышным по игре №1 и участник может получить приз, равный указанному числу. Если после удаления защитного слоя поля №1 участник не обнаружил на поле №1 числа, то лотерейный билет по игре №1 является невыигрышным. Второй игрой предусмотрен следующий розыгрыш: под защитным слоем, который участнику необходимо стереть в поле лотерейного билета «Шанс» количество бесплатных кредитов, которые механик-кассир устанавливает на лотерейном оборудовании (ЛТМ). Задача участника: обнаружить под защитным слоем ячейки с надписью «Шанс» число. В случае обнаружения числа участник лотереи играет на лотерейном оборудовании (ЛТМ), тем самым определяет свой выигрыш.

Как следует из материалов дела, ООО «Бриз-М» выдано разрешение от 25.08.2008 №596 на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Чудеса Света» (государственный регистрационный номер лотереи - Н200Б/000692ФНС).

В материалы дела представлены сертификаты соответствия на оборудование моделей ЛТМ 1, ЛТМ 2, ЛТМ 3, согласно которым оборудование является лотерейным.

Бесспорных доказательств того, что используемое ООО «Константа» оборудование является игровыми автоматами, а не лотерейным оборудованием, в материалы дела не представлено. Соответствующая экспертиза оборудования в рамках дела об административном правонарушении не проводилась.

Отраженные в протоколе №06-03/195 от 20.12.2010 осмотра помещения и протоколе об административном правонарушении №06-03/195 от 13.01.2011 обстоятельства проведения Обществом лотереи «Чудеса Света» не противоречат условиям ее проведения, утвержденным организатором лотереи.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложено на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что административный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что Общество под видом лотереи осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр, и, как следствие, не доказал наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах требование Инспекции о привлечении ООО «Константа» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении требования Межрайонной ИФНС России №18 по Санкт-Петербургу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Константа» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Анисимова О.В.