Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
13 августа 2020 года Дело № А56-20817/2020
Резолютивная часть решения объявлена августа 2020 года . Полный текст решения изготовлен августа 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саржевской В.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Кредитный потребительский кооператив "Зенит"
заинтересованное лицо Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) Северо-Западное главное управление
о признании незаконным предписания № Т2-52-21/49597ДСП от 05.12.2019
при участии
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: ФИО1 (по доверенности от 20.04.2018)
установил:
Кредитный потребительский кооператив "Зенит" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации (Банк России) Северо-Западное главное управление о признании незаконным предписания № Т2-52-21/49597ДСП от 05.12.2019.
Заявитель извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле адресам, в судебное заседание представителя не направил.
В судебном заседании заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Северо-Западным межрегиональным центром инспектирования Главной инспекции Банка России (далее - Инспекция) в отношении деятельности КПК «ЗЕНИТ» была проведена проверка, в ходе которой в деятельности Кооператива были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, а именно:
- части 1 статьи 28, пункта 1 части 4 статьи 6 Закона № 190-ФЗ;
- части 1 статьи 6, части 3 статьи 7, части 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ);
- подпункта 1.2 пункта 1 Указания Банка России № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» (далее - Указание Банка России № 3916-У);
- абзаца 4, абзаца 8 пункта 4.6. Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание Банка России № 3210-У).
По факту выявленных нарушений в деятельности Кооператива Инспекцией составлен Промежуточный акт проверки от 25.11.2019 № А2П-И25-9/50ДСП (далее - Акт).
По результатам рассмотрения представленного Инспекцией акта Кооперативу Северо-Западным ГУ Банка России направлено предписание № Т2-52-21/49597ДСП от 05.12.2019 (далее - Предписание), которым Кооперативу введен запрет на осуществление привлечения денежных средств членов (пайщиков) - физических лиц на основании договора передачи личных сбережений, прием новых членов и выдачу займов с даты получения указанного предписания до отмены запрета в связи с устранением выявленных нарушений.
Не согласившись с предписанием, Кооператив обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 76.5. Закона о Банке России, пункта 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон № 190-ФЗ) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований Закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, выдает им обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Порядок проведения проверок Банком России установлен Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».
Выявление Банком России в деятельности кредитных потребительских кооперативов нарушений законодательства Российской Федерации в соответствии с пунктом 8.2. части 2 статьи 5 Закона № 190-ФЗ является основанием для направления в адрес таких кооперативов обязательных для их исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 5 Закона № 190-ФЗ Банк России при выявлении нарушений требований Закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России вправе своим предписанием запретить кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов до устранения нарушений или до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления предписания о соответствующем запрете.
Согласно части 1 статьи 6 Закона № 402-ФЗ экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом № 402-ФЗ, если иное не установлено Законом № 402-ФЗ.
Частью 3 статьи 7 Закона № 402-ФЗ установлено, что руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено частью 3 статьи 7 Закона № 402-ФЗ. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с Законом № 402-ФЗ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ кредитные потребительские кооперативы не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В данной связи, председатель правления Кооператива был не вправе возлагать на себя обязанность по ведению бухгалтерского учета.
При этом Закон № 402-ФЗ не содержит каких-либо исключений в отношении недавно образованных кредитных потребительских кооперативов. Согласно части 3 статьи 6 Закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации и до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Согласно части 4 статьи 6 Закона № 190-ФЗ кредитный потребительский кооператив (КПК) обязан соблюдать указанные в части 4 статьи 6 Закона № 190-ФЗ финансовые нормативы, в том числе, финансовый норматив соотношения величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК денежных средств от членов КПК (пайщиков) (ФН1).
Числовые значения и порядок расчета финансовых нормативов КПК, предусмотренных частью 4 статьи 6 Закона № 190-ФЗ, установлены Указанием Банка России № 3916-У.
По мнению Кооператива, часть 4 статьи 6 Закона № 190-ФЗ, Указание Банка России № 3916-У не содержат требований о непрерывном соблюдении Кооперативом финансовых нормативов.
Вместе с тем, Законом № 190-ФЗ и Указанием Банка России № 3916-У не установлены временные периоды соблюдения финансовых нормативов и какие-либо исключения (изъятия) по их соблюдению. В данной связи, требование по соблюдению финансовых нормативов носит непрерывный характер и финансовые нормативы должны соблюдаться на ежедневной основе.
Согласно официальным разъяснениям Банка России, опубликованным на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, КПК при осуществлении контроля соблюдения финансовых нормативов необходимо проводить проверку их соблюдения по окончании каждого отчетного периода, в том числе, определенного правилами и стандартами саморегулируемой организации КПК и внутренними положениями КПК. При этом в целях минимизации рисков КПК необходимо выработать систему риск-ориентированноговнутреннего контроля, позволяющую производить расчеты и контролировать соблюдение финансовых нормативов на ежедневной основе в случае совершения финансовых операций, имеющих существенное влияние на соблюдение финансовых нормативов. Данные разъяснения Банка России являются обязательными для использования и исполнения всеми кредитными потребительскими кооперативами.
Кооператив в заявлении ссылается на требования Указания Банка России от 25.07.2016 № 4083-У и Указания Банка России от 18.11.2019 № 5318-У о ежеквартальном представлении в отчетности КПК сведений о значениях финансовых нормативов.
В общепринятом понимании «отчет», «отчетность» - документ, содержащий информацию о выполненных действиях, результатах проведенной работы. Кооператив обязан отчитываться о результатах своей деятельности 1 раз в квартал, что не исключает необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России на ежедневной основе.
Неисполнение Кооперативом требований к значению финансового норматива ФН1 на постоянной основе и несогласие Кооператива с необходимостью соблюдать значения финансовых нормативов на постоянной основе создает прямую угрозу правам и законным интересам пайщиков Кооператива, а также является угрозой финансовой стабильности Кооператива.
В части оспаривания пункта 3 Предписания, Кооператив не отрицает, что кассовые операции по внесению и получению наличных денежных средств фактически не были совершены.
Согласно части 1 статьи 28 Закона № 190-ФЗ КПК ведет бухгалтерский учет и представляет бухгалтерскую (финансовую) и статистическую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются фактически не совершенные действия, в том числе, лежащие в основе мнимых и притворных сделок (часть 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ).
Таким образом, Кооперативом нарушено требование части 1 статьи 6, части 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ, части 1 статьи 28 Закона № 190-ФЗ.
Кооператив ссылается на то, что предоставление ошибочных данных было вызвано отсутствием возможности формирования кассовой книги в программном обеспечении в разрезе обособленных подразделений, формирование кассовых книг производится в ручном режиме. Таким образом, Кооперативом нарушено требование абзаца 8 пункта 4.6. Указания № 3210-У.
Отсутствие контроля расходования (получения) денежных средств, создает риск неисполнения денежных обязательств Кооператива и является угрозой финансовой стабильности Кооператива и его способности отвечать по своим обязательствам перед членами Кооператива (пайщиками).
Таким образом, в деятельности Кооператива были выявлены нарушения требований Закона № 190-ФЗ, положений Закона № 402-ФЗ, нормативных актов Банка России, а также выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии угрозы правам и законным интересам пайщиков, что послужило основанием для направления Кооперативу предписания.
Учитывая изложенное, оспариваемое Кооперативом предписание является законным и обоснованным, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Требования Кредитного потребительского кооператива "Зенит" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.