ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-22932/17 от 06.06.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

06 июня 2017 года Дело № А56-22932/2017

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Ресовская Т.М.,

рассмотрев дело по иску:

Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании незаконным и отмене постановления № 171/АП-07/2017 от 27.03.2017

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее – общество, заявитель, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, заинтересованное лицо) от 27.03.2017 № 171/АП-07/2017.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке ст. 121, 123, 228 АПК РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с ч. 2 ст. 228 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее:

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 01.03.2017 № 56-р в период с 06.03.2017 по 20.03.2017 проведена внеплановая выездная проверка за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в отношении ОАО «РЖД» на объекте транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) железнодорожного вокзала Ладожский.

В холе проверки установлено, что ОАО «РЖД» не осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасностив соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации, а именно сотрудников непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности Ладожского вокзала (Номенклатура должностей персонала, приложение №4 к плану 01 В):

- главный инженер Ладожского вокзала, что является нарушением п.п 5.12 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорт», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43.

- выдача разовых пропусков осуществляется бед уведомления уполномоченных подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечении безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию и сфере внутренних дел, что являемся нарушением и. 5.30.16 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорт», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43.

По факту выявленного правонарушения, выразившегося в нарушении пунктов 5.12 и 5.30.16 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 №43 (далее - Требования) составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2017 № 07-45­01/301, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление № 171/АП-07/2017 от 27.03.2017, которым общество признано виновным и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд; полагает, что основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют.

Как установлено частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, субъектом транспортной инфраструктуры на Ладожском вокзале Санкт-Петербурга является ОАО «РЖД».

Общество, как лицо, предоставляющее услуги по грузовым и пассажирским перевозкам и как владелец объектов транспортной инфраструктуры, в силу прямого указания закона обязано обеспечивать соблюдение на принадлежащих ему объектах требований транспортной безопасности и других мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ).

В соответствии со статьёй 8 Закона № 16-ФЗ разработаны Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43.

Согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» Приказ Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011 № 43 соответствует установленным нормам и может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний.

В силу пункта 2 Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ и ТС железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии со статьями 4, 8, 12 Федерального закона «О транспортной безопасности» вышеуказанные Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и за их неисполнение последние несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 5.10, 5.12 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан: проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона № 16-ФЗ; осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 7.2 статьи 1 Закона № 16-ФЗ к силам обеспечения транспортной безопасности относятся лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

В соответствии с Приказом от 13.10.2011 № РДЖВК-04-343 ответственным за обеспечением транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Ладожский назначен начальник железнодорожного вокзала Ладожский ФИО1

В номенклатуру (перечень) должностей персонала непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ включены: начальник железнодорожного вокзала, главный инженер, ведущий инженер, дежурный помощник начальника железнодорожного вокзала.

Таким образом, ОАО «РЖД» как субъект транспортной инфраструктуры, обязано проверить в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 16-ФЗ и осуществить специальную профессиональную подготовку в отношении начальника вокзала Ладожский, главного инженера, ведущего инженера, дежурного помощника начальника железнодорожного вокзала.

Исходя из положений пунктов 5.10-5.13 Требований, должностные лица, назначаемые на должность, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности прежде должны быть проверены в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 16-ФЗ, а также должны пройти специальную профессиональную подготовку.

Кроме того, исходя из положений части 1 статьи 10 Закона № 16-ФЗ работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, которые имеют указанные ограничения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте.

Одним из основных элементов Комплексной программы является система профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении безопасности населения на транспорте.

Согласно разделу VI Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, определены задачи создания системы профессиональной подготовки, в том числе, разработка программ профессиональной подготовки и обучения, определение требований, порядка, способов и методов аттестации; создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации.

Координатором Программы в соответствии с пунктом 3 Распоряжения Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р определен Минтранс России.

В соответствии с Приложением № 3 к Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, поручено Федеральному агентству железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор).

Согласно подпунктам 3 и 5.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта Росжелдор является компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности, а также органом аттестации в области обеспечения транспортной безопасности.

Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) во исполнение Закона № 16-ФЗ, Указа Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена Распоряжением Правительства РФ 30.07.2010 № 1285-р) созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных агентству ВУЗов. Перечень таких ВУЗов опубликован на официальном сайте Росжелдора в разделе «Транспортная безопасность».

В созданных центрах на основании существующего законодательства разработаны, утверждены и реализуются программы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Из вышесказанного следует, что по заказу Правительства РФ в образовательных учреждениях на базе транспортных ВУЗов совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти были разработаны и утверждены учебные программы профессиональной подготовки на основании существующего законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения безопасности в государстве и в сфере транспорта. Право образовательных учреждений на самостоятельное утверждение соответствующих программ непосредственно закреплено законодательством РФ.

В области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются основные программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) не предусматривает установление федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным программам.

Нормативные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ содержатся в статье 76 Закона № 273-ФЗ, а также в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499, где за образовательным учреждением закреплены полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности).

В соответствии с Федеральным законом от 03.02.2014 № 15-ФЗ Закон № 16-ФЗ дополнен статьей 12.1 «Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитация подразделений транспортной безопасности», вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона (06.05.2014).

Статья 12.1 Закона № 16-ФЗ устанавливает порядок подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитации подразделений транспортной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона № 16-ФЗ разработан Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 31.07.2014 №212.

Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 31.07.2014 № 212, регламентирует общие принципы процесса подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

В нарушение п.п. 5.12 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", главный инженер Ладожского вокзала не прошел специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности.

При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении представителем ОФО «РЖД» были представлены доказательства устранения нарушения п. 5.30.16 Требований: Обществом представлено подтверждение выдачи разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности РФ, федерального органа, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному - правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств соблюдения обществом положений пункта 5.12 Требований, арбитражный суд приходит к выводу, что событие административного правонарушения, квалифицированного по части 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ, установлено судом и подтверждается материалами дела.

Доказательств невозможности исполнения обществом требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемых правонарушениях применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Вынесение постановления о назначении административного наказания произведено в соответствии с полномочиями и в пределах компетенции уполномоченного должностного лица.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Мера наказания (административного штрафа) определена в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а заявление общества удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Требования Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» оставить без удовлетворения.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня принятия.

Судья Ресовская Т.М.