ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-23778/19 от 25.06.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 июня 2019 года                                                                Дело № А56-23778/2019

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Ресовская Т.М.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску:

заявитель Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу

заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу"

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

установил:

 Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу (далее –заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" (далее – Учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

          Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

         Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства.

Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.

         06.05.2019 по делу № А56-23778/2019 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение в виде резолютивной части.

          В суд от заявителя поступило заявление об изготовлении мотивированного текста решения по делу № А56-23778/2019 от 06.05.2019.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» (далее - ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО») в период с 01.02.2019 по 08.02.2019 на основании Приказа Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу о проведении плановой выездной проверки юридического лица №05 от 16 января 2019 года, подписанного начальником Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу ФИО1, было выявлено и зафиксировано Актом проверки №Л05/2019 от 08.02.2019, что ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу 199106, г. Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 86, литер А, пом.17Н, 18Н, 19Н, не указанному в Лицензии, чем нарушает условия выданной Лицензии №Р/2016/3231/100/Л от 24.04.2017, а также требования ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п.9 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1216 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления».

Вышеизложенное подтверждается, в том числе:

- Актом плановой проверки №Л05-2019 от 08.02.2019 с приложениями;

- Лицензией №Р/2016/3231/100/Л от 24.04.2017;

-   Договором №036-18 аренды недвижимого имущества от 01.07.2018, сроком действия до 31.05.2019,

-   Актом приема-передачи недвижимого имущества от 01.07.2018;

-   Дополнительным соглашением №2 от 31.07.2018 к Договору №036-18 аренды недвижимого имущества от 01.07.2018,

-   Актом приема-передачи недвижимого имущества от 31.07.2018

-   Договором №016-18 аренды недвижимого имущества от 01.11.2018, сроком действия до 30.09.2019;

-   Актом приема-передачи недвижимого имущества от 01.11.2018;

-   Свидетельством государственной регистрации права от 08.04.2016 №78-78/033-78/066/003/2016-325/2.

Факт осуществления ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» лицензируемых видов деятельности подтверждается представленными в ходе проведения проверки документами, в том числе:

Государственным контрактом №111-18 на оказание услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга от 14.05.2018, согласно которого Упреждением были оказаны услуги по контролю за воздействием дноочистных работ на акваторию водных объектов Санкт-Петербурга;

Дополнительным соглашением №1 к государственному контракту от 14.05.2018 №111-18 (ИКЗ 182781501552378410100100150017120244) от 05.12.2018;

Актом №00001547 от 14.12.2018 сдачи-приемки услуг к государственному контракту №111-18 от 14.05.2018;

Факт осуществления ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» предпринимательской деятельности подтверждается представленными: платежным поручением №118338 от 04.07.2018 - аванс по ГК №111-18 от 14.05.2018 на сумму 300760,80 руб; платежным поручением №399988 от 19.12.2018 - оплата по ГК №111-18 от 14.05.2018 на сумму 658077,61 руб; налоговой декларацией по налогу на прибыль организации, в которой указана выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства в размере 140299642 руб.

Таким образом, в результате проведенной в отношении ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» плановой выездной проверки в отношении установлено и зафиксировано Актом проверки №Л05-2019 от 08.02.2019, что ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу 199106, г. Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 86, литер А, пом.17Н, 18Н, 19Н, не указанному в Лицензии, чем нарушает условия выданной Лицензии №Р/2016/3231/100/Л от 24.04.2017, а также требования ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п.9 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1216 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления».

В отношении Учреждения Департаментом составлен протокол от 21.02.2019 № Л-10/2019-ЮЛ об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол с материалами проверки направлен в суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

          Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно Бюджетного кодекса следует, что бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход.

ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» согласно п. 1.3 Устава является некоммерческой организацией. В соответствии с Гражданским Кодексом, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ) в той мере, в какой эта деятельность помогает достижению целей, ради которых они созданы.

Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. При этом, предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если это специально отражено в учредительных документах. Устав ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» содержит соответствующую информацию (п. 3.3 Устава).

Одновременно с этим, согласно п. 4 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 ГК РФ).

вВ п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" указано, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Таким образом, содержательно    понятие    "приносящая    доход    деятельность"    шире,    нежели    понятие "предпринимательская    деятельность",     и     предпринимательская    деятельность    для некоммерческой организации является разновидностью доходной деятельности.

Статьей 9 Федерального закона от 19 июля 1998 годаИ 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" установлен Порядок осуществления деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Так, согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также физические лица осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрен порядок переоформления лицензии.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

Согласно части 2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Следовательно, лицензия дает лицензиату право на осуществление лицензируемого вида деятельности, но исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.

В соответствии с ч.3 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Согласно п.9 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1216 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления», при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы (оказывать новые услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес, сведения о работах (услугах), которые лицензиат намерен выполнять, и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Положения.

В ходе проведения проверки установлено, что ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» 24.01.2019 направлено в адрес Росгидромета Заявление о переоформлении лицензии, в том числе и в части изменения адреса места осуществления деятельности, о чем свидетельствует опись документов, направленных в адрес Росгидромета (почтовый идентификатор для отслеживания 19910629346480).

Изложенное свидетельствует о стремлении юридического лица устранить выявленные нарушения.

Как пояснило Учреждение в ходатайстве об освобождении от административной ответственности, указанное несоответствие адресов связано с тем, что измененные сведения об адресе были внесены в ЕГРЮЛ в целях устранения неточностей в отношении ранее внесенных сведений и приведения их в соответствие с данными свидетельства о регистрации права собственности на здание бизнес-центра, в котором на основании договоров аренды размещены помещения испытательной лаборатории.

Помещения 17Н, 18Н, 19Н, обозначенные в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности, в соответствии с договорами аренды используются для размещения испытательной лаборатории и стационарных пунктов наблюдения.

Изменение сведений в ЕГРЮЛ об адресе места нахождения учреждения было произведено путем добавления к почтовому адресу (Средний проспект, дом 86) литера А и номера помещения 18Н, часть комнат, входящих в состав которого в соответствии с договором аренды, используется для размещения административного персонала.

Таким образом, фактически не происходило изменение места осуществления деятельности, последствием которого могло быть нарушение требований, предъявляемых к техническому оснащению испытательной лаборатории и методик проведения испытаний, физическое перемещение стационарных пунктов наблюдения, оборудования и штата специалистов не осуществлялось.

24.01.2019 учреждением в лицензирующий орган учреждением направлено заявление о переоформлении лицензии в связи со сменой адреса места нахождения юридического лица и мест осуществления деятельности, которое в настоящее время находится на рассмотрении.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в названном Кодексе конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, приняв во внимание характер допущенного правонарушения, суд считает, что допущенное Учреждением правонарушение может быть квалифицировано как малозначительное.

На основании вышеизложенного заявленные требования о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" к административной ответственности не подлежат удовлетворению.

          Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2.9 КоАП РФ

решил:

Требования Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ оставить без удовлетворения в связи с малозначительностью правонарушения.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.

Судья                                                                            Ресовская Т.М.