ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-27268/2022 от 14.04.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

15 апреля 2022 года                                                            Дело № А56-27268/2022

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2022 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Управления Федеральной служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-западному федеральному округу

к Акционерному обществу "Почта России"

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (протокол от 01.03.2022 № АП-78/7/882)

при участии

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Акционерного общества "Почта России" (далее – Общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле адресам, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу поступили обращения гр. ФИО1 (вх. от 24.01.2022 № 03-58-685/78 и № 03-58-686/78) по вопросу нарушение срока предоставление ответа на обращение от 21.11.2021 № 0031571972, окончательного ответа на обращение от 20.11.2021 № 0031571790 и невыполнения возврата МПО № RR144268178RUпо заявлению отправителя.

В результате рассмотрения материалов, поступивших из АО "Почта России" (исх. от 10.02.2022 № А6-АУО-02/1161/1-Кач, от 11.02.2022 № А6-АУО-02/1197-Кач), выявленнарушение срока предоставление ответа на обращение от 21.11.2021 № 0031571972, окончательного ответа на обращение от 20.11.2021 № 0031571790 иневыполнения возврата МПО № RR144268178RUпо заявлению отправителя.

         По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Управления 01.03.2022 в отношении АО «Почта России» составлен протокол № АП-78/7/882 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 30000 до 40000 рублей.

Статьей 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлена обязанность оператора связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее Закон № 176-ФЗ) определен порядок предъявления претензий: При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней. Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Статьей 55 Закона № 126-ФЗ определена подача жалоб и предъявление претензий, и их рассмотрение: 1. Пользователь услугами связи вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) органа или должностного лица, оператора связи, связанные с оказанием услуг связи, а также с обеспечением эксплуатационной готовности радиочастотного спектра. 2. Оператор связи обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию пользователя услугами связи. 3. Рассмотрение жалоб пользователей услугами связи осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. 5. Претензии предъявляются в следующие сроки: 1) в течение шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи - по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи (за исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями); 2) в течение шести месяцев со дня отправки почтового отправления, осуществления почтового перевода денежных средств - по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств; 3) в течение месяца со дня подачи телеграммы -по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл. 6. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба. 7. Претензия подлежит регистрации оператором связи не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Оператор связи в течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию. Указанная информация направляется в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии. 8. Для претензий отдельных видов предусматриваются особые сроки их рассмотрения: 1) претензии, связанные с почтовыми отправлениями и почтовыми переводами денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного поселения, рассматриваются в течение пяти дней со дня регистрации претензий; 2) претензии, связанные со всеми другими почтовыми отправлениями и почтовыми переводами денежных средств, рассматриваются в срок, установленный пунктом 7 настоящей статьи; 3) претензии, связанные с оказанием услуг междугородной и международной телефонной связи и с обеспечением оператором связи абоненту возможности пользоваться услугами подвижной радиотелефонной связи за пределами территории Российской Федерации, оказываемыми другим оператором связи, с которым у абонента договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи не заключен, рассматриваются в течение шестидесяти дней со дня регистрации претензий. 8.1. Если в ходе рассмотрения претензии выявлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора оказания услуг связи, может быть вызвано сбоями в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам, оператор связи вправе направить в федеральный   орган   исполнительной   власти,   осуществляющий   функции   по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке организационно-технического взаимодействия, предусмотренного пунктом 5 статьи 65.1 настоящего Федерального закона, запрос о предоставлении сведений о функционировании технических средств противодействия угрозам. 9. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.

Акционерное общество «Почта России» (ИНН <***>/КПП 772401001, ОГРН <***>, юридический адрес: Варшавское шоссе, <...>) как правопреемник ФГУП «Почта России» (ИНН <***>/КПП 772401001, ОГРН <***>, юридический адрес: Варшавское шоссе, <...>) осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии № 162571 от 11.04.2018 (далее Лицензия № 162571), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно пп. 4, 5 лицензионных требований Лицензия № 162571 лицензиат обязан: обеспечить предоставление пользователю приема, обработки, перевозки, доставки (вручения) почтовых отправлений и почтового перевода денежных средств; оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации;

В силу п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи (далее Правила), утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2014, регистрационный № 35442), операторы почтовой связи обязаны, в том числе: а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

В силу п. 43 Правил определено, что до выдачи адресату (его уполномоченному представителю) регистрируемого почтового отправления или выплаты почтового перевода отправитель имеет право в порядке, установленном оператором, на основании своего письменного заявления распорядиться о возврате его почтового отправления или почтового перевода.

Согласно п. 66 Правил определено, что претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Ответственность операторов почтовой связи за утрату почтовых отправлений также предусмотрена ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

Согласно материалам, представленным АО «Почта России» (по запросу Управления), установлено: Ответ на обращение № 0031571972 от 21.11.2021.

Ответ о продлении срока рассмотрения обращения от 20.11.2021 № 0031571790 в отношении МПО № RR133807680RU предоставлен письмом АО «Почта России» от 10.12.2021 № А6-АУО-06/0031571790 и направлен на электронный адрес заявителя, окончательный ответ не представлен.

Заказной мелкий пакет № RR144268178RU, принятый 31.10.2021 в ОПС Санкт-Петербург 194291, прибыл 01.11.2021 в место международного почтового обмена Санкт-Петербург-Пулково и после проведения таможенных процедур и соответствующей обработки, передан 04.11.2021 перевозчику для последующей отправки в страну назначения. Заявление на возврат было подано 01.11.2021.

Согласно сведениям, размещенным назначенным почтовым оператором США в официальной международной информационной системе, заказной мелкий пакет № RR144268178RU вручен 09.11.2021 адресату.

Таким образом, оператором почтовой связи АО «Почта России» не обеспечены пользователю услуг почтовой связи предоставление ответа в установленные сроки, не выполнение возврата по заявлению отправителя и качество услуг почтовой связи, соответствующее нормативным правовым актам, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиям договора, что является нарушением требований:

-  п. 43, пп. «в» п. 46, п. 66 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234,

-  ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»;

-  пп. 4, 5 лицензионных требований лицензии № 162571, выданной 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у АО «Почта России» объективной возможности для соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины АО «Почта России» во вменяемом правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях АО «Почта России» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Судом не установлено нарушения процедуры привлечения АО «Почта России» к административной ответственности.

Оценив конкретные обстоятельств дела, принимая во внимание характер допущенного нарушения, а также учитывая, что заинтересованное лицо ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения, суд полагает возможным применить к АО «Почта России» административное наказание за совершенное правонарушение в виде штрафа в размере 30 000 руб.

По мнению суда, назначение наказания в указанном размере в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

  Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

          Привлечь Акционерное общество "Почта России" (131000, Москва, ш. Варшавское, д. 37, ОГРН: <***>, дата регистрации: 01.10.2019, ИНН: <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Реквизиты получателя штрафа:

Получатель - УФК по г. Санкт-Петербургу (Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу)

Лицевой счет <***>

ИНН - <***>

КПП - 783801001

ОКТМО - 40303000

банк получателя - Северо-Западное ГУ Банка России г.Санкт-Петербург

БИК – 014030106

Единый казначейский счет – 40102810945370000005

Казначейский счет - 03100643000000017200

КБК – 09611601141019002140

УИН – 09600000000039424149

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В соответствии с частью 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия

Судья                                                            Ресовская Т.М.