ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-27652/2021 от 28.09.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 октября 2021 года                                                                    Дело № А56-27652/2021

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2021 года. Полный текст решения изготовлен 26 октября 2021 года.

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Шинтяпиной Д.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Публичное акционерное общество «Ростелеком»,

заинтересованное лицо: Административная  комиссия Железнодорожного района при Администрации города Рязани,

третье лицо: Администрация города Рязани,

о признании незаконным и отмене постановления № 03/12/4-01-260 от 25.03.2021 по делу об административном правонарушении

при участии

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 21.12.2020,

от заинтересованного лица: извещено, представитель не явился,

от третьего лица:  извещено, представитель не явился,

установил:

Публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Железнодорожного района при Администрации города Рязани (далее – заинтересованное лицо, Комиссия) № 03/12/4-01-260 от 25.03.2021 по делу об административном правонарушении.

Определением суда от 11.04.2021 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).  Определением от 13.06.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, ссылался на отсутствие состава административного правонарушения.

Комиссия и третье лицо – Администрация города Рязани, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направили в судебное заседание своих представителей. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 210 АПК РФ в их отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителя Общества,  суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 13.02.2021 в 12.15 час. специалистом МКУ «Управление по делам территории города Рязани» проведено обследование территории, объекта по адресу: <...> в районе дома 20, в ходе которого установлено, что по вышеуказанному адресному ориентиру зона платной парковки (зона 126, ПАО «Ростелеком») не очищена от снега, также с территории парковки  не вывезен снег, о чем составлен акт обследования территории города Рязани от 13.02.2021.

По факту необеспечения 13.02.2021 очистки и вывоза снега с зоны платной парковки Обществом, являющимся инвестором - оператором по созданию и использованию на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань, 18.03.2021 в отношении Общества в присутствии его защитника Соколовой А.Д. по доверенности от 16.01.2020 уполномоченным должностным лицом Контрольно-аналитического управления аппарата администрации Администрации города Рязани составлен протокол №02/6/5-01-255 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Закона Рязанской области от 04.12.2008 № 182-ОЗ «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 182-ОЗ).

Постановлением Административной комиссии № 03/12/4-01-260 от 25.03.2021 по делу об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Закона № 182-ОЗ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав в его обоснование на то, что не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку платные парковки расположены на автомобильных дорогах общего пользования, заявитель не является владельцем участка дороги, на котором находится платная парковка, а кроме того, обязанность заявителя по вывозу снега не предусмотрена инвестиционным  соглашением от 12.01.2017.

В силу статьи 6.3 Закона №182-ОЗ нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Рязанской области, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно примечания к статье 6.3 Закона № 182-ОЗ лицо не может быть привлечено к административной ответственности по статье 6.3 настоящего Закона за нарушение положений правил благоустройства территорий поселений и городских округов, содержащих нормы и правила, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской  Федерации.

Обществу  вменяется в вину необеспечение 13.02.2021 очистки и вывоза снега с зоны платной парковки, что является нарушением пунктов 2.7, 2.16, 11.6, 11.7, 11.2,  11.11 «Правил благоустройства территории муниципального образования – город Рязань», утвержденных решением Рязанской городской Думы от 28.03.2019 № 90-III (далее – Правила).

Названные Правила устанавливают обязательные к исполнению требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, а также должностных лиц, ответственных за благоустройство территорий (пункт 1.2 Правил).

В силу подпункта 49 пункта 1.3 Правил уборка территорий - вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Согласно пункту 2.7 Правил содержание платной парковки обеспечивает владелец платной парковки.

Пунктом 2.16 Правил установлено, что содержание территорий общего пользования включает в себя, в частности:

1) ежедневную уборку от мусора, листвы, снега и льда (наледи);

2) обработку противогололедными материалами покрытий проезжей части дорог, мостов, улиц, тротуаров, проездов, пешеходных территорий;

3) сгребание и подметание снега;

4) вывоз снега и льда (снежно-ледяных образований);

Согласно пункту 2.17 Правил содержание улиц и дорог, внутриквартальных проездов, заездных карманов, тротуаров (пешеходных территорий), парковок, других дорожных сооружений включает в себя комплекс работ (мероприятий) сезонного характера, обеспечивающих чистоту данных объектов, а также безопасные условия движения транспорта и пешеходов.

Содержание дорог включает в себя комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организация и безопасность дорожного движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Уборка улиц города, на которых установлены дорожные знаки, регламентирующие парковку автотранспорта по четным и нечетным дням недели, осуществляется соответственно с той стороны, на которой в данный день запрещена парковка автотранспорта.

Пунктом 11.6 Правил установлено, что уборка в зимний период дорог, проездов, парковок осуществляется в соответствии с требованиями Правил.

В соответствии с пунктом 11.7 Правил территории города подлежат регулярной уборке от снега. Убираемый снег должен вывозиться в специально отведенные администрацией города Рязани для этих целей места.

Из материалов дела следует, что между Обществом и  Администрацией  города Рязани заключено инвестиционное соглашение по созданию и использованию на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань, от 12.01.2017 №03/1/1-54-01 (далее – Соглашение).

Соглашением установлено, что оно заключено сроком на 7 лет и определяет взаимоотношения Сторон по созданию и использованию на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань.

Предметом настоящего Соглашения является создание и использование на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань.

Из условий данного Соглашения (пункт 1.3) следует, что:

Объект соглашения - платный парковочный комплекс, расположенный на территории муниципального образования - город Рязань, оборудованный автоматизированной системой управления платными парковками и иным оборудованием для функционирования и взаимодействия всех компонентов парковочного пространства;

Парковка - специально обозначенное и, при необходимости, обустроенное место, являющееся частью автомобильной дороги, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы;

Парковочное место - обустроенное место для одного транспортного средства, являющееся частью парковки;

Пользователь парковки - лицо, разместившее на парковочном месте  транспортное средство.

В соответствии с условиями Соглашения  Общество обязано, в частности:

-  создать парковки; оказывать услуги по созданию и использованию на платной основе парковок (парковочных мест) с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о персональных данных, включая подготовку документов и выполнение мероприятий по обеспечению технической защиты информации, содержащей персональные данные (пункты 3.1.1, 3.1.7);

 - соблюдать порядок создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), установленный правовыми актами администрации города Рязани (пункт 3.1.8);

- осуществить привлечение платежного агента для приема и обработки платежей от пользователей платными парковками, расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань, по согласованию с Заказчиком. При поступлении денежных средств от пользователей платными парковками, расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань, на открытый специальный счет платежного агента, осуществляется их перераспределение между Заказчиком и Инвестором-Оператором в размере, определенном в пункте 6.2 настоящего Соглашения (пункт 3.1.9);

- осуществлять ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, перечисление доли платы Заказчику в соответствии с пунктом 6.2 настоящего Соглашения (пункт 3.1.10)

По результатам открытого конкурса определен размер доли платы за пользование парковками, расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань: 90 % - размер доли, остающейся в распоряжении Инвестора-Оператора, оставшийся размер доли платы за пользование парковками поступает Заказчику.

В соответствии с дополнительным соглашением от 13.01.2017 к указанному инвестиционному соглашению, на период действия соглашения права владения и пользования объектом соглашения принадлежат инвестору-оператору (Обществу).

Таким образом, из содержания указанного Соглашения следует, что на его основании Обществом созданы платные парковки на части автомобильной дороги, а также  на основании указанного соглашения Общество владеет частью автомобильной дороги общего пользования, отведенной под платную парковку, так как является фактическим исполнителем услуг: на возмездной основе осуществляет деятельность по оказанию пользователям парковки, размещающим транспортные средства на парковочных местах, услуг по использованию парковочных мест.

Осуществление предусмотренной инвестиционным соглашением деятельности по оказанию соответствующих услуг пользователям парковки без владения соответствующей частью автомобильной дороги невозможно.

Из условий Соглашения не следует, что Общество лишь обеспечивает надлежащее содержание и эксплуатацию объектов парковки.

Пунктом 3.1.19 данного Соглашения установлено, что Общество обязано обеспечить надлежащее содержание дорожной инфраструктуры улично-дорожной сети  в зоне платных парковок.

В связи с чем Общество, как владелец платной парковки, в силу пункта 2.7 Правил обязано обеспечить ее содержание в объеме, предусмотренном Правилами.

Доводы Общества о том, что его обязанностью в соответствии разделом 3 Приложения №1 к инвестиционному соглашению от 12.01.2017 №03/1/1-54-01 (Техническое задание) является лишь обязанность по очистке покрытия УСД от загрязнений и снега в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,  не свидетельствуют об отсутствии обязанности по вывозу снега с территории платной парковки.

На дату заключения указанного инвестиционного соглашения правоотношения, связанные с благоустройством территории  города Рязань,  регулировались  Правилами благоустройства территории муниципального образования - город Рязань, утвержденными решением Рязанской  городской Думы от 24.05.2012 № 174-I (далее – Правила № 174-I), пунктом 5 которых устанавливалось, что благоустройство и уборка городских территорий осуществляется собственниками земельных участков, если иное не предусмотрено законом или договором, либо специализированными организациями на основании соглашений с хозяйствующими субъектами и физическими лицами.

В силу пункта 22 Правил № 174-I содержание улиц и дорог, внутриквартальных проездов, тротуаров (пешеходных территорий), мостов и путепроводов включает в себя комплекс работ (мероприятий) сезонного характера, обеспечивающих чистоту проезжей части улиц и дорог, тротуаров и других дорожных сооружений, а также безопасные условия движения транспорта и пешеходов.

Кроме того, содержание дорог включает в себя комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организация и безопасность дорожного движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Данные правила утратили силу в связи с принятием решения Рязанской городской Думы  от 28.03.2019 № 90-III.

ГОСТ Р 50597-93 утратил силу с 01.09.2018, в связи с изданием Приказа  Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст.

Пунктом 10.2 Соглашения установлено, что во всем, что не оговорено настоящим соглашением, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в связи с введением в действие Правил, утвержденных решением Рязанской городской Думы от 28.03.2019 № 90-III, пунктом 2.7 которых обязанность по обеспечению содержания платной парковки возложена на владельца парковки, публичная обязанность Общества в сфере благоустройства изменилась.

Как установлено частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения;  лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;  виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу  части  4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Как установлено пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся, в частности, стоянки (парковки) транспортных средств.

Как указывалось выше, пунктом 2.17 действующих Правил установлено, что содержание дорог включает комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние, в том числе, элементов обустройства дороги, организация и безопасность дорожного движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-2017.

Требования к эксплуатационному состоянию в зимний период установлены разделом 8 ГОСТ Р 50597-2017, согласно пункту 8.4 которого состояние элементов обустройства дорог (заездных карманов, посадочных площадок, площадок отдыха и стоянок транспортных средств) после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 8.3:

Таблица 8.3 - Требования к состоянию элементов обустройства

Вид снежно-ледяных образований

Категория дороги

Размер

Срок снегоочистки <*>, ч, не более

Наличие рыхлого (уплотненного) снега на площадках отдыха и стоянках транспортных средств толщиной слоя, см, не более

IА, IБ

6 (4)

24

IВ, II

8 (6)

III - V

12 (8)

*> Срок снегоочистки отсчитывается с момента окончания снегопада.

Из акта обследования территории города Рязани от 13.02.2021 следует, что замеры толщины слоя в сантиметрах на парковках не производились, сведения о категории дороги, к которой относится указанная в акте парковка, в материалы дела не представлены.

В материалы дела представлен договор между Обществом и ИП ФИО2 на уборку парковочных мест, отчет об оказании услуг к заявке №14 по очистке покрытия улично-дорожной сети от загрязнений и снега в зоне платного парковочного пространства в г.Рязань. Из указанного отчета, составленного сторонами договора, следует, что 12.02.2021 платное парковочное пространство на территории от ул.Вокзальная от дома 30 до Первомайского пр. (пункт 31 отчета) очищено от загрязнений и снега.

Суду представлена справка Рязанского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» Росгидромета об осадках и температуре воздуха в Рязани от 07.04.2021 №06/07-281, из которой следует, что по данным метеостанции Рязань (Сысоево) в г.Рязань 13.02.2021 среднесуточная температура воздуха составляла минус 11,9 градусов С, с 00.00 час. до 10.34 час. выпало 14.7 мм осадков снега.

С учетом времени окончания 13.02.2021 снегопада, указанного в справке, и времени осмотра территории парковки, указанного в акте – 13.02.2021 в 12.15 час., установленный ГОСТ Р 50597-2017 срок снегоочистки не истек к моменту осмотра парковки специалистом МКУ «Управление по делам территории города Рязани».

Таким образом, учитывая, что представленными доказательствами подтверждается очистка парковки от снега 12.02.2021, наличие снегопада до 10.34 час. 13.02.2021, суд находит, что на момент составления 13.02.2021 в 12.15 час. акта обследования вина Общества в нарушении Правил в части очистки парковки от снега отсутствует, так как не истек установленный срок снегоочистки.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Вместе с тем, совершенное Обществом правонарушение в части неисполнения обязанности по вывозу снега суд считает возможным признать малозначительными по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является деяние, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно абзацу 2 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дела об административных правонарушениях» возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дела об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но решить вопрос социальной опасности деяния.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения в их совокупности, учитывая отсутствие пренебрежительного отношения Общества, полагавшегося на согласованные сторонами условия инвестиционного соглашения, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, значительное количество осадков, выпавших за предшествующие осмотру платной парковки 2 суток, снегопад 13.02.2021 с 00.00 час. до 10.34 час., отсутствие доказательств неблагоприятных последствий, суд полагает, что совершенное Обществом правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Согласно разъяснениям, приведенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если  малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 17).

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. В материалах дела имеются надлежащие доказательства извещения заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении. Материалы дела свидетельствуют о том, что Общество не было лишено гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Железнодорожного района при Администрации города Рязани № 03/12/4-01-260 от 25.03.2021 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении публичного акционерного общества «Ростелеком».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                            Анисимова О.В.