Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(мотивированное)
г.Санкт-Петербург
23 июня 2020 года Дело № А56-27928/2020
Резолютивная часть решения изготовлена 09 июня 2020 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
заявитель – Общество с ограниченной ответственностью "САНТОРИН" (адрес: Россия 198255, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, <...>/А/9Н/ПОМ 3, ОГРН: <***>);
заинтересованное лицо – Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (адрес: Россия 167981, г СЫКТЫВКАР, <...>);
об оспаривании постановления от 18.03.2020 № 19-06/0009 о назначении административного наказания, о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.,
без вызова сторон
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "САНТОРИН" (далее – заявитель, ООО "САНТОРИН", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) от 18.03.2020 № 19-06/0009 о назначении административного наказания, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
На момент рассмотрения дела сроки для представления доказательств и пояснений истекли. Инспекция представила отзыв на заявление и материалы дела об административном правонарушении.
Решением в виде резолютивной части от 09.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция в установленный ч. 2 ст. 229 АПК РФ срок обратилась в суд с заявлением о составлении мотивированного решения по делу.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Инспекцией исполнена государственная функция по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, за полнотой учета выручки и порядка работы с денежной наличностью в отношении ООО «САНТОРИН».
По результатам проверки Инспекцией установлено, что ООО «САНТОРИН» совершено нарушение п. 3 Указания Банка России от 11.03.2014г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», п. 2, п. 4 Указания Банка России от 07.10.2013 №3073 У «Об осуществлении наличных расчётов».
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, полноты учета выручки денежных средств, финансового контроля от 11.02.2020 №19-17/0009.
По факту нарушений Инспекцией в отношении Общества составлен протокол от 28.02.2020 №19-06/0009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела налоговым органом вынесено постановление от 18.03.2020 № 19-06/0009 о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок ведения кассовых операций установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 №3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание №3210-У).
В соответствии с пунктом 2 Указания №3210-У для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдачи наличных денег.
Согласно пункту 3 Указания №3210-У уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее - организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица. Уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, сдавать наличные деньги в кассу юридического лица или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.
В соответствии с пунктом 4.6 Указания №3210-У поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
В силу пункта 5 Указания №3210-У прием наличных денег в кассу организации юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее - работник), проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.
Согласно пункту 6 Указания №3210-У выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам 0310002. Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам проводится по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.
Указанием Центрального Банка Российской Федерации №3073-У от 07.10.2013 "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание №3073-У) установлены правила осуществления наличных расчетов в Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Указаний №3073-У юридические лица не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей:
- выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
- выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
- выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
- оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
- выдачи наличных денег работникам под отчет;
- возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
- выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года №161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Проведенной проверкой установлено, что за проверяемый период в нарушение п.3 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 11.03.2014 №3210-У «Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», п.п. 2, 4 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 16.10.2013 № 3073-У наличные деньги, поступившие в организацию от деятельности по организации и проведению азартных игр расходовались на выплаты выигрышей клиентам пункта приема ставок букмекерской конторы, вместо выплаты выигрышей за счет наличных денег, поступивших в кассу организации с банковского счета.
Выручка за рабочий день, в соответствии с действующим Указанием №3210-У должна была быть сдана в кассу банка для хранения на банковских счетах или находиться в кассе обособленного подразделения ООО «САНТОРИН».
Согласно выписке по операциям на счетах организации, открытых в кредитных организациях, данным кассовой книги за проверяемый период наличные денежные средства, соответственно, с расчетных счетов организации, в кассу обособленного подразделения не поступали.
Согласно данным кассовой книги за проверяемый период поступившие в обособленное подразделение ООО «САНТОРИН», от оказания услуг по организации и проведению азартных игр наличные денежные средства выплачивались в виде выигрышей клиентам пункта приема ставок букмекерской конторы, всего за проверяемый период на общую сумму 4 243 222,63 рублей.
Денежные средства, поступившие в пункт приема ставок букмекерской конторы ООО «САНТОРИН» за период с 01.10.2019 по 19.01.2020, в сумме 4 599 292,00 руб., от деятельности по организации и проведению азартных игр в кассу банка для хранения на банковских счетах сдавались не в полном объеме.
Так, на расчетный счет было внесено управляющей отделением ФИО1 с подотчетных средств 3 894 000,00 рублей, а выплачено выигрышей на сумму 4 243 222,63 руб., в кассе обособленного подразделения ООО «САНТОРИН», ИНН/КПП-<***>/110145002, денежные средства не хранились, а расходовались на выплаты выигрышей клиентам пункта приема ставок букмекерской конторы. Поступления денег в кассу с расчетного счета для выплаты выигрышей посетителям пункта приёма ставок букмекерской конторы ООО «САНТОРИН» ИНН/КПП <***>/110145002, в представленных кассовых документах не отражено.
Согласно данным кассовой книги обособленного подразделения, за проверяемый период денежные средства с расчетных счетов ООО «САНТОРИН» в кассу обособленного подразделения не поступали, при этом выплаты выигрышей производились ежедневно.
Кроме того, согласно пункту 4 Указания ЦБ № 3210-У кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом из числа своих работников, с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
В соответствии с пунктом 4.1 Указания ЦБ № 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002.
В силу пункта 6 Указания ЦБ №3210-У выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам 0310002.
В силу п. 6.1. Указания при получении расходного кассового ордера 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и при оформлении указанных документов на бумажном носителе - ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором подпункта 4.4 пункта 4 настоящего Указания, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир проверяет также наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере 0310002.
Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) или в доверенности.
При выдаче наличных денег по доверенности кассир проверяет соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере 0310002, фамилии, имени, отчеству (при наличии) доверителя, указанным в доверенности; соответствие указанных в доверенности и расходном кассовом ордере 0310002 фамилии, имени, отчества (при наличии) доверенного лица, данных документа, удостоверяющего личность, данным предъявленного доверенным лицом документа, удостоверяющего личность.
В силу п. 6.1. Указания при выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег для проставления подписи. В случае оформления расходного кассового ордера 0310002 в электронном виде получателем наличных денег может проставляться электронная подпись.
Кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег таким образом, чтобы получатель наличных денег мог наблюдать за его действиями, и выдает получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расходном кассовом ордере 0310002.
Согласно п.2.6. Положения о правилах совершения и оформления операций с денежными средствами в ООО «САНТОРИН» утвержденных приказом Генерального директора «САНТОРИН» ФИО2 от 01.01.2018, при выдаче денежных средств участнику азартных игр ему выдается фискальный кассовый чек на выплаченную сумму и наличные денежные средства.
Согласно подпункта 4 пункта 3.10. вышеуказанного положения кассовый работник обособленного подразделения, после окончательного завершения работы операционной кассы, со снятием Z - отчета, оформляет расходный кассовый ордер на сумму выплаченных участникам азартных игр денежных средств с применением ККТ, согласно данных Z - отчета.
За проверяемый период, в нарушение п. 4, п. 4.1, п.6, п.6,1, п. 6.2 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 11.03.2014 №3210-У «Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», кассовыми работниками обособленного подразделения ООО «САНТОРИН», ИНН/КПП-<***>/110145002, выдача наличных денег не осуществлялась кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 в нарушение п. 6.1 Указания № 3210-У, при выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассиром не передавался расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег для проставления подписи в нарушение п. 6.2 Указания N 3210-У, в конце смены, при снятии отчета о состоянии счетчиков ККТ с гашением оформлялся один расходный ордер на работника обособленного подразделения на всю сумму выплаченных выигрышей за смену.
Всего выдано наличных денежных средств участникам азартных игр, из кассы обособленного подразделения, с нарушением вышеуказанных нормативных актов, на сумму 4 243 222,63 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «САНТОРИН», ИНН <***>, установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность (правонарушение совершено повторно). Постановлением МРИ № 3 по Республике Коми от 27.12.2018 № 218 ООО «САНТОРИН» привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб., которое было обжаловано в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело №А56-5436/2019 от 25.03.2019, вступило в законную силу 09.04.2019, дата уплаты штрафа 17.05.2019).
Смягчающих обстоятельств, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела, а также исключающих производство по делу, Инспекцией не установлено.
При вынесении санкции Инспекцией учтено то обстоятельство, что Общество не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, положения ст.4.1.1 КоАП РФ в данном случае не могут быть применены.
Ссылка заявителя на письмо ФНС России от 01.08.2014 № ЕД-4-2/15044, письмо Центрального банка Российской Федерации, содержащейся в письме от 20.01.2014 №29-1-1-6/315, не может быть принята во внимание, поскольку содержание данных писем касается применения организаторами азартных игр контрольно-кассовой техники и не влияет на существо вменяемого нарушения. Кроме этого, согласно указанному Письму ФНС России от 01.08.2014 № ЕД-4-2/15044 обязанность применения контрольно-кассовой техники организаторами азартных игр не отменяет обязанности по соблюдению порядка ведения кассовых операций, так как в соответствии с Правилами совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 № 441 организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации в указании от 11.03.2014 № 3210-У.
Довод заявителя о том, что денежные средства, передаваемые в операционную кассу на выплаты выигрышей поступали в кассу обособленного подразделения с расчетного счета или из кассы головной организации, куда они поступали также с расчетного счета юридического лица, не соответствует действительности, так как проверкой установлено, что согласно кассовой книге Обособленного подразделения, за проверяемый период денежные средства с расчетных счетов ООО «САНТОРИН» в кассу обособленного подразделения не поступали, при этом выплаты выигрышей производились ежедневно.
Поступления в кассовую книгу ОП ООО «САНТОРИН»: Внесено с расчетных счетов организации: 0,00 руб. Возврат подотчетных сумм: 17 262806,74 руб. Принято от получателей услуг (ставки): 4 599292,00 руб.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Осуществляя экономическую деятельность, Общество обязано знать и соблюдать нормы действующего законодательства, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Суд не выявил существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, со стороны Инспекции при возбуждении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все доводы лиц, участвующих в дела, фактические обстоятельства дела, считает наказание в виде штрафа в 50 000 руб. справедливым и соразмерным характеру совершенного Обществом правонарушения.
На основании изложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "САНТОРИН" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару от 18.03.2020 № 19-06/0009 о назначении административного наказания отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Лебедева И.В.