ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-28625/2012 от 09.07.2012 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

11 июля 2012 года Дело № А56-28625/2012

Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 11 июля 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
 судьи Иваниловой О.Б.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Корженко Е.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 9, лит. А, ОГРН: <***>) (далее – Комитет)

ответчик: ООО "ТЕРРА" (адрес: 197110, Санкт-Петербург, ул. Большая ФИО1, д. 24, лит. А, пом. 8-Н, комната 89, ОГРН: <***>) (далее – Общество)

третьи лица: 1. СПбГУ "Дирекция транспортного строительства" (далее – Учреждение)

2. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее – КЗРиЗ)

об образовании земельного участка, обязании

при участии

- от истца: ФИО2 по доверенности от 30.12.2011

- от ответчика: не явился (извещен)

- от третьих лиц: 1. ФИО2 по доверенности от 30.12.2011, до перерыва – ФИО3 по доверенности от 15.08.2011, после перерыва – ФИО4 по доверенности от 15.08.2011

2. не явился (извещен)

установил:

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО "ТЕРРА", просит разделить земельный участок с кадастровым номером 78:42:18503Б:1, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...> км Киевского шоссе, участок 2, общей площадью 695224 кв.м., образовав земельный участок площадью 275 кв.м. в соответствии со схемой раздела, в целях его дальнейшего изъятия для государственных нужд Санкт –Петербурга в связи со строительством автодороги М-20 (Пулковское - Киевское шоссе) на участке от дороги на г.Пушкин до пос. Дони в административных границах Санкт-Петербурга, а также обязать Общество не чинить препятствий при проведении землеустроительных работ, связанных с образованием земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга.

В качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены СПбГУ "Дирекция транспортного строительства" и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.

Представитель Учреждения представил отзыв, в судебном заседании требования истца поддержал.

Ответчик и третье лицо-2 в судебное заседание не явились, отзывы не представили, о времени судебного разбирательства извещены (статья 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).

Суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие Общества и КЗРиЗ в порядке статьи 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей истца и третьего лица-1, суд установил следующие обстоятельства.

24.11.2009 между Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству и ЗАО "ПО Возрождение" был заключен государственный контракт № КС-202, предмет контракта "Реконструкция автодороги М-20 (Пулковское-Киевское шоссе) на участке от дороги на г.Пушкин до пос.Дони в административных границах Санкт-Петербурга" (далее - Объект).

На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 №836 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства" Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству переименован в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.

21.03.2011 между Комитетом, Учреждением и ЗАО "ПО Возрождение" заключено соглашение о перемене лиц в обязательстве по государственному контракту от 24.11.2009 № КС-202, в соответствии с которым Учреждение принимает на себя права и обязанности Комитета.

Согласно утвержденной проектной сметной документации, в границах строительства Объекта расположена часть земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <...> км Киевского шоссе, участок 2 с кадастровым номером 78:42:18503Б:1, общей площадью 695224 кв.м, находящийся в собственности ответчика (свидетельство о государственной регистрации права 78-АД от 09.11.2009 № 151763) (далее – Земельный участок).

Комитет ссылается на то, что для осуществления в соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) дальнейших юридических действий по выкупу части земельного участка, попадающего в границы строительства Объекта, необходимо сформировать объект изъятия - земельный участок, который должен быть получен в результате раздела Земельного участка, для чего ответчику необходимо подать заявление в КЗРиЗ на раздел Земельного участка.

В соответствии с Порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 №31-рп (далее - Порядок), при формировании земельных участков, образованных путем разделения земельных участков, ранее прошедших государственный кадастровый учет, на которые оформлены правоустанавливающие документы, издается правовой акт КЗРиЗ об утверждении границ земельных участков независимо от их площади. Подготовка проекта правового акта об утверждении границ земельного участка осуществляется после выполнения в установленном порядке кадастровых работ на основании обращения заявителя в КЗРиЗ с комплектом документов, необходимых для его подготовки (пункт 16 Порядка), т.е. установлен заявительный порядок.

21.12.2011 Учреждение письмом № 09/9900 в адрес Общества с целью формирования земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга в связи с производством работ по Объекту, направило в адрес ответчика схему раздела Земельного участка, ориентировочная площадь изымаемого участка составляет 275 кв.м.

Письмом от 30.01.2012 № 6, направленным Комитету и Дирекции, ответчик отказал в согласовании схемы раздела Земельного участка, ссылаясь на то, что ООО «Терра» как собственник Земельного участка решения о разделе участка не принимал, за межеванием Земельного участка не обращался, потребности в межевании не испытывает, межевание третьим лицам без своего согласия не допускает, также указал на необходимость соблюдения процедуры изъятия земельного участка в соответствии с нормами гражданского и земельного законодательства.

Отказ ответчика в согласовании схемы раздела Земельного участка явился основанием для обращения Комитета в арбитражный суд на основании пункта 6 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).

Оценив доводы участников процесса и материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии со статьей 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Учитывая, что в границы строительства Объекта попадает только часть Земельного участка, то изъятие Земельного участка для государственных нужд целиком не будет соответствовать указанным положениям Земельного кодекса, а также статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В материалы дела истцом представлен утвержденный в установленном порядке, прошедший государственную экспертизу проект строительства Объекта, согласно которому для строительства Объекта необходима лишь часть Земельного участка (275 кв.м).

Для решения имущественно-правовых вопросов с ответчиком Комитетом были предприняты попытки урегулировать спор, однако вопрос не разрешен до настоящего времени, вследствие чего суд принимает позицию Комитета, что отказ Общества в согласовании схемы раздела Земельного участка ставит под угрозу строительство социально-значимого для города Санкт-Петербурга Объекта, и может привести к неэффективным затратам бюджета Санкт-Петербурга.

Кроме того, в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2007 №378 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга" без установления четких границ части земельного участка, без проведения работ по межеванию и образованию земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга в связи со строительством Объекта, не представляется возможным издание постановления Правительства Санкт-Петербурга, его регистрации, определения выкупной цены земельного участка, и непосредственно его выкуп.

Согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Ответчик не дал согласия на образование из Земельного участка части земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга в связи с размещением Объекта, при этом из письма ответчика от 30.01.2012 следует, что ответчик в принципе не согласен с разделом Земельного участка, каких-либо вариантов раздела либо мотивированных возражений по представленной схеме раздела ответчик не представил.

На основании пункта 6 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Оценивая изложенные обстоятельства, суд полагает требование Комитета о разделе Земельного участка правомерным. Для осуществления изъятия части земельного участка, необходимо произвести раздел земельного участка, утвердить его границы, провести его межевание и кадастровый учет. Издание соответствующего Постановления Правительства Санкт-Петербурга и определение выкупной цены спорного земельного участка возможно только после проведения названных процедур. В силу пункта 3.8 Положения о Комитете, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 222, Комитет осуществляет юридические действия, связанные с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга, в связи с реализацией полномочий Комитета.

Суд полагает, что Комитет представил надлежащие доказательства, подтверждающие необходимость изъятия только части Земельного участка, обосновал его площадь. Также суд принимает позицию Комитета, что из проектной документации следует, что для строительства Объекта необходима только часть Земельного участка, составляющая 0,04% от общей площади Земельного участка, вследствие чего изъятие и выкуп для государственных нужд всего земельного участка нецелесообразен и потребует значительного финансирования из средств федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга, что не допустимо в силу норм бюджетного законодательства.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Ответчик требования истца не оспорил, возражений ни по праву, ни по представленной схеме раздела не представил, иск в части требования о разделе участка подлежит удовлетворению, госпошлина относится на ответчика.

В части требования о нечинении препятствий при проведении землеустроительных работ, связанных с образованием земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд, иск удовлетворению не подлежит, истец не доказал факт чинения препятствий со стороны ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 102, 110, 112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Разделить земельный участок с кадастровым номером 78:42:18503Б:1, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...> км Киевского шоссе, участок 2, общей площадью 695224 кв.м., образовав земельный участок площадью 275 кв.м. в соответствии со схемой раздела, в целях его дальнейшего изъятия для государственных нужд Санкт –Петербурга в связи со строительством автодороги М-20 (Пулковское - Киевское шоссе) на участке от дороги на г.Пушкин до пос. Дони в административных границах Санкт-Петербурга.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ТЕРРА» в доход федерального бюджета 4000 руб. госпошлины.

Исполнительный лист выдать по истечении 10 дней с момента вступления решения в законную силу при отсутствии в деле информации об уплате госпошлины плательщиком в добровольном порядке.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Иванилова О.Б.