Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
29 июня 2015 года Дело № А56-29054/2015
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Терешенкова А.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
Общества с ограниченной ответственностью "Кислород" (адрес: Россия 188300, Гатчина, Ленинградская область, Пр-кт 25 Октября,42,лит.Д , ОГРН: 4705005407 );
к Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области (адрес: Россия 188306, Гатчина, Ленинградская область, 7 Армии,12а , ОГРН: );
о признании незаконным и отмене постановления
без вызова сторон
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кислород" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 09.04.2015 № 475694/4908 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением от 30.04.2015суд предложил заинтересованному лицу представить копии материалов административного дела, отзыв на заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов.
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке ст.ст.121, 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с ч.2 ст. 228 АПК РФ.
На момент рассмотрения дела сроки для представления доказательств и пояснений истекли, возражения против рассмотрения дела в порядке упрощённого производства стороны не представили.
Инспекцией в материалы дела представлен отзыв на заявление, в котором заинтересованное лицо считает вынесенное постановление законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Инспекцией на основании поручения заместителя начальника Инспекции от 18.03.2015 № 66 была проведена проверка ООО "Кислород" по месту осуществления деятельности, расположенного по адресу: <...>, лит. Д, по вопросу выполнения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
При проведении проверки 18 марта 2015 года выявлено нарушение, выразившееся в осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг по питанию в кафе «Аппетит», принадлежащему ООО «Кислород (приобретены один стакан напитка «Кока-Кола» и одна чашка кофе «Каппучино» на сумму 160 руб.), официантом ФИО1 без применения контрольно-кассовой техники ПРИМ-08ТК №116485, без выдачи бланка строгой отчетности.
На выданном клиенту в процессе проведения проверки товарном чеке без номера от 18.03.2015 не содержатся обязательные реквизиты: - шестизначный номер и серия; - вид услуги; - место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности); - фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его подпись; - сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж.
В ходе дальнейшей проверки при рассмотрении документов установлено, что данная контрольно-кассовая техника в соответствии с пунктом 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 - ККТ «ПРИМ-08ТК» №116485 зарегистрирована ООО «Кислород» в Межрайонной ИФНС России №7 по Ленинградской области по месту установки: <...>, лит. Д, кафе (карточка регистрации от 20.01.2014 № 10933).
Результаты проверки отражены в акте проверки соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения №475694 от 02.04.2015.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 02.04.2015 Инспекцией в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Постановлением от 09.04.2015 № 475694/4908 ООО «Кислород» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 7 Закона от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах РФ" (далее - Закон № 943-1) налоговым органам предоставляются следующие права:
-в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
-осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
В соответствии со статьей 7 Закона от 22.05.2003 №54-ФЗ налоговые органы:
- осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
- осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
- налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (далее - Положение № 506) Федеральная налоговая служба осуществляет полномочия в сфере соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения.
Таким образом, полномочия налоговых органов при осуществлении проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники установлены статьей 7 Закона от 22.05.2003 №54-ФЗ, статьей 7 Закона № 943-1, пунктом 5.1.6 Положения № 506.
Проверочная закупка в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрена в качестве оперативно-розыскного мероприятия при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и не связана с проверкой соблюдения законодательства о ККТ.
Законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ не предусмотрено, что проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники должны совершаться только на основании проверочной закупки, проведение которой возможно исключительно в рамках Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Законом от 22.05.2003 №54-ФЗ не ограничено право должностных лиц налогового органа приобретать товары и получать услуги в целях проведения проверки.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного Суда РФ от 29.07.2009 № 41-АД09-3, постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2008 по делу № А21-2015/2008.
В данном случае действия Инспекции по проверке порядка применения Обществом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов были произведены в рамках полномочий налогового органа (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2006 по делу № А56-50233/2005).
Закупка товаров (работ, услуг) осуществляется в рамках полномочий, предоставленных налоговым органам на основании пункта 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ. Следовательно, контрольная закупка, осуществляемая Инспекцией в рамках проверки соблюдения законодательства о применении ККТ с целью выявления административных правонарушений, не является оперативно-розыскным мероприятием, поэтому налоговый орган может ее проводить самостоятельно (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2015 № А56-67718/2014).
Данный вывод также содержится, в частности, в письме Минфина России от 07.02.2006 № 03-01-15/1-23, постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 № 45-АД12-4, в котором указывается:
«Доводы о том, что в силу положений Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка, выявившая факт продажи товаров с использованием неисправной контрольно-кассовой машины, относится к числу оперативно-розыскных мероприятий, которые сотрудники налоговых органов проводить не вправе, не могут служить основанием к отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлений.
Из положений Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст.ст. 1, 2, 6, 7) следует, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся только в целях выявления, предупреждения и пресечения уголовных преступлений, но не административных правонарушений.
Из содержания части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и статьи 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" следует, что налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований данного Федерального закона; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.
Таким образом, должностные лица действовали в пределах предоставленных им законом полномочий».
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ № 359 от 06.05.2008 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" бланк строгой отчетности должен содержать следующие реквизиты (за исключением п.п. 5, 6 данного документа):
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;
фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
В соответствии со ст.2 Закона № 54-ФЗ документ, подтверждающий прием денежных средств должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
На выданном клиенту в процессе проведения проверки товарном чеке без номера от 18.03.2015 не содержатся обязательные реквизиты: - шестизначный номер и серия; вид услуги, - место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), - фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его подпись, - сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом приведенных норм законодательства, подтверждающих, что заявитель обязан обеспечивать соблюдение законодательства при осуществлении наличных денежных расчетов, Инспекцией был сделан правильный вывод о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения.
Таким образом, факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения установлен и подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава и вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен, наказание назначено Обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ с учетом характера и степени вины.
При таких обстоятельствах, требования Общества не подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Кислород" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России №7 по Ленинградской области от 09.04.2015 № 475694/4908 отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия.
Судья Терешенков А.Г.