ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-29054/15 от 29.06.2015 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 июня 2015 года                                                                Дело № А56-29054/2015

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Терешенкова А.Г.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью "Кислород" (адрес:   Россия 188300, Гатчина, Ленинградская область, Пр-кт 25 Октября,42,лит.Д , ОГРН:   4705005407 );

к   Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области (адрес:   Россия 188306, Гатчина, Ленинградская область, 7 Армии,12а , ОГРН:   );

о признании незаконным и отмене постановления

без вызова сторон

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Кислород" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 09.04.2015 № 475694/4908 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением от 30.04.2015суд предложил заинтересованному лицу представить копии материалов административного дела, отзыв на заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов.

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке ст.ст.121, 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с ч.2 ст. 228 АПК РФ.

На момент рассмотрения дела сроки для представления доказательств и пояснений истекли, возражения против рассмотрения дела в порядке упрощённого производства стороны не представили.

Инспекцией в материалы дела представлен отзыв на заявление, в котором заинтересованное лицо считает вынесенное постановление законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Инспекцией на основании поручения заместителя начальника Инспекции от 18.03.2015 № 66  была проведена проверка ООО "Кислород" по месту осуществления деятельности, расположенного по адресу: <...>, лит. Д, по вопросу выполнения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

При проведении проверки 18 марта 2015 года выявлено нарушение, выразившееся в осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг по питанию в кафе «Аппетит», принадлежащему ООО «Кислород (приобретены один стакан напитка «Кока-Кола» и одна чашка кофе «Каппучино» на сумму 160 руб.), официантом ФИО1 без применения контрольно-кассовой техники ПРИМ-08ТК №116485, без выдачи бланка строгой отчетности.

На выданном клиенту в процессе проведения проверки товарном чеке без номера от 18.03.2015 не содержатся обязательные реквизиты: -      шестизначный номер и серия; - вид услуги; -       место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности); - фамилия,    имя    и    отчество    лица, ответственного   за   совершение   операции   и правильность ее оформления, его подпись; - сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж.

В ходе дальнейшей проверки при рассмотрении документов установлено, что данная контрольно-кассовая техника в соответствии с пунктом 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 - ККТ «ПРИМ-08ТК» №116485 зарегистрирована ООО «Кислород» в Межрайонной ИФНС России №7 по Ленинградской области по месту установки: <...>, лит. Д, кафе (карточка регистрации от 20.01.2014 № 10933).

Результаты проверки отражены в акте проверки соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения №475694 от 02.04.2015.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 02.04.2015 Инспекцией в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Постановлением от 09.04.2015 № 475694/4908 ООО «Кислород» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 7 Закона от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах РФ" (далее - Закон № 943-1) налоговым органам предоставляются следующие права:

-в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

-осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

В соответствии со статьей 7 Закона от 22.05.2003 №54-ФЗ налоговые органы:

- осуществляют    контроль    за    соблюдением    организациями    и    индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

- осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

-   проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

-       проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

- налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (далее - Положение № 506) Федеральная налоговая служба осуществляет полномочия в сфере соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения.

Таким образом, полномочия налоговых органов при осуществлении проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники установлены статьей 7 Закона от 22.05.2003 №54-ФЗ, статьей 7 Закона № 943-1, пунктом 5.1.6 Положения № 506.

Проверочная закупка в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрена в качестве оперативно-розыскного мероприятия при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и не связана с проверкой соблюдения законодательства о ККТ.

Законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ не предусмотрено, что проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники должны совершаться только на основании проверочной закупки, проведение которой возможно исключительно в рамках Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Законом от 22.05.2003 №54-ФЗ не ограничено право должностных лиц налогового органа приобретать товары и получать услуги в целях проведения проверки.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного Суда РФ от 29.07.2009 № 41-АД09-3, постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2008 по делу № А21-2015/2008.

В данном случае действия Инспекции по проверке порядка применения Обществом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов были произведены в рамках полномочий налогового органа (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2006 по делу № А56-50233/2005).

Закупка товаров (работ, услуг) осуществляется в рамках полномочий, предоставленных налоговым органам на основании пункта 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ. Следовательно, контрольная закупка, осуществляемая Инспекцией в рамках проверки соблюдения законодательства о применении ККТ с целью выявления административных правонарушений, не является оперативно-розыскным мероприятием, поэтому налоговый орган может ее проводить самостоятельно (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2015 № А56-67718/2014).

Данный вывод также содержится, в частности, в письме Минфина России от 07.02.2006 № 03-01-15/1-23, постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 № 45-АД12-4, в котором указывается:

«Доводы о том, что в силу положений Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка, выявившая факт продажи товаров с использованием неисправной контрольно-кассовой машины, относится к числу оперативно-розыскных мероприятий, которые сотрудники налоговых органов проводить не вправе, не могут служить основанием к отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлений.

Из положений Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст.ст. 1, 2, 6, 7) следует, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся только в целях выявления, предупреждения и пресечения уголовных преступлений, но не административных правонарушений.

Из содержания части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и статьи 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" следует, что налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований данного Федерального   закона;   проводят   проверки   выдачи   организациями   и   индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

Таким образом, должностные лица действовали в пределах предоставленных им законом полномочий».

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ 359 от 06.05.2008 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" бланк строгой отчетности должен содержать следующие реквизиты (за исключением п.п. 5, 6 данного документа):

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;
фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж)  размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и)  должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

В соответствии со ст.2 Закона № 54-ФЗ документ, подтверждающий прием денежных средств должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

На выданном клиенту в процессе проведения проверки товарном чеке без номера от 18.03.2015 не содержатся обязательные реквизиты: - шестизначный номер и серия; вид услуги, - место       нахождения       постоянно       действующего       исполнительного       органа юридического    лица    (в     случае     отсутствия    постоянно     действующего     исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих         право  действовать   от имени юридического лица без доверенности), - фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его подпись, - сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом приведенных норм законодательства, подтверждающих, что заявитель обязан обеспечивать соблюдение законодательства при осуществлении наличных денежных расчетов, Инспекцией был сделан правильный вывод о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения.

Таким образом, факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения установлен и подтверждается материалами дела.

Учитывая изложенное, руководствуясь частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава и вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен, наказание назначено Обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ с учетом характера и степени вины.

При таких обстоятельствах, требования Общества не подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Кислород" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России №7 по Ленинградской области от 09.04.2015 № 475694/4908 отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                            Терешенков А.Г.