ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-29428/2012 от 25.07.2012 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

27 июля 2012 года Дело № А56-29428/2012

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 июля 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Боровлева Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шитовой М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района»

заинтересованные лица 1. Отдел надзорной деятельности Гатчинского района Главного управления МЧС России по Ленинградской области, 2. Главное управление МЧС России по Ленинградской области

об оспаривании постановления от 02.05.2012 № 90 о назначении административного наказания

при участии

от заявителя – ФИО1, доверенность от 24.01.2012;

от заинтересованных лиц – 1. ФИО2, доверенность от 05.10.2011 № 218, 2. не явился, извещен

установил:

Открытое акционерное общество «Коммунальные системы Гатчинского района» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Отдела надзорной деятельности Гатчинского района Главного управления МЧС России по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, отдел) от 02.05.2012 № 90 о назначении административного наказания.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование, полагая, что проверка проведена с нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Представитель заинтересованного лица требование не признал, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным по приведенным в нем доводам и доводам отзыва.

Заинтересованное лицо – ГУ МЧС РФ по Ленинградской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

На основании распоряжения от 26.03.2012 № 359, отделом на территории, в зданиях и помещениях общества, расположенного по адресу: Ленинградская область. <...>, в период с 10.04.2012 по 17.04.2012 проведена плановая, выездная проверка с целью ежегодного плана проведения плановых проверок, в ходе которой были выявлены нарушения требования правил пожарной безопасности, требования нормативных документов по пожарной безопасности и нормативных документов, содержащих требования по пожарной безопасности (в части их касающиеся) ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», (утверждены Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003, зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003, регистрационный № 4838); Норм пожарной безопасности НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (утверждены Приказом МЧС РФ № 323 от 20.06.2003, зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003, регистрационный № 4837), Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (утверждены Приказом МЧС РФ № 315 от 18.06.2003, зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003, регистрационный № 4836), «Правил устройства электроустановок», (издание седьмое), утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 (далее - ПУЭ), Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты и введены в действие с 01.01.1998 постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7), а именно:

Помещения не оборудованы системой АПС (автоматической пожарной сигнализацией), в соответствии с действующими нормами и правилами пожарной безопасности.

Общие мероприятия:

- Не выполнена система оповещения людей при пожаре

- На территории не предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение с расходом воды необходимым на нужды пожаротушения.

- Не произведены эксплуатационные испытания наружных лестниц.

- Для производственных и складских помещений не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны по ПУЭ.

- На дверях производственных и складских помещений не указана категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны по ПУЭ.

- Лицами, назначенным ответственными за пожарную безопасность на предприятии, не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума.

Административное здание:

- Для отделки путей эвакуации используются материалы с показателями пожарной опасности выше, чем: П,В1, Д2, Т2 - для отделки стен коридоров и лестничной клетки (масляная краска, панели, обои)

- Для отделки путей эвакуации используются материалы с показателями пожарной опасности выше, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2 — для покрытий пола в общих коридорах (линолеум)

- Сняты предусмотренные проектом двери поэтажных коридоров.

- В лестничные клетки не установлены двери с приспособлением для самозакрывания и уплотнения в притворах.

- Эвакуационный выход второго этажа не обеспечен запорами свободно открывающимися изнутри без ключа.

- Не предусмотрен второй эвакуационный выход с первого этажа.

- Все помещения с различными функциональными назначениями не разделены сертифицированными противопожарными дверьми с нормируемым пределом огнестойкости (между административным помещением и боксом)

Токарный участок:

- На путях эвакуации используется горючая отделка стен, потолка.

- Светильники не оборудованы защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией.

- Все помещения с различными функциональными назначениями не разделены сертифицированными противопожарными дверьми с нормируемым пределом огнестойкости.

Слесарный участок:

- Все помещения с различными функциональными назначениями не разделены сертифицированными противопожарными дверьми с нормируемым пределом огнестойкости.

Боксы:

- Оконные проемы, предназначенные для естественного освещения и дымоудаления заложены кирпичной кладкой.

Склад:

Не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.

По результатам проверки составлен акт от 17.04.2012 № 359.

Полагая, что в действиях общества имеются составы административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), уполномоченным должностным лицом отдела 17.04.2012 составлены протоколы № 90, 91 об административном правонарушении.

02.05.2012 вынесено постановление № 90, которым обществу назначено административное наказание в соответствии с указанной квалификацией в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Закона № 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 18.06.2033 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые также являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 ППБ 01-03).

Пунктами 3, 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

К иным нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности, в том числе относятся: Нормы пожарной безопасности НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (утверждены Приказом МЧС РФ № 323 от 20.06.2003, зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003, регистрационный № 4837), Нормы пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (утверждены Приказом МЧС РФ № 315 от 18.06.2003, зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003, регистрационный № 4836), «Правила устройства электроустановок», (издание седьмое), утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 (далее - ПУЭ), Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты и введены в действие с 01.01.1998 постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение установленных законом правил и норм в сфере пожарной безопасности, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

В обоснование доводов о признании незаконным оспариваемого постановления, заявитель ссылается на нарушение сроков проведения плановой проверки, которая в силу части 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ проводится не чаще чем один раз в три года, а также на то обстоятельство, что общество не было уведомлено о проведении проверки в установленный частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ срок.

В силу статьи 6.1 Закона № 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

Порядок организации и проведения плановой проверки установлен статьей 9 Закона № 294-ФЗ, согласно которой предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, относится к грубым нарушениям установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (статья Закона № 294-ФЗ).

Из материалов дела следует, что плановая выездная проверка общества проведена на основании распоряжения Главного государственного инспектора Гатчинского района Ленинградской области по пожарному надзору от 26.03.2012 № 359, в котором указаны цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, перечень мероприятий по контролю и иные сведения, предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ.

Плановая проверка общества включена в ежегодный план проведения плановых проверок, размещенный на официальном сайте МЧС России в сети «Интернет».

Как следует из материалов дела и заявителем не оспаривается, что о предстоящей проверке общество было уведомлено 02.04.2012 путем факсимильной связи (л.д. 16).

Таким образом, общество было уведомлено о проведении плановой проверки в соответствии с требованиями части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ. Нарушений Отделом надзорной деятельности установленного Законом № 294-ФЗ порядка организации и проведения проверки судом не установлено.

Довод общества о проведении проверки чаще чем один раз в три года также не нашел своего подтверждения, поскольку в соответствии с рапортом инспектора об ошибке в адресе, указанной на сайте Генеральной прокуратуры РФ, плановая проверка была перенесена на 2012 год.

В 2011 году плановая проверка проводилась по надзору в области гражданской обороны (л.д. 28-30).

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Требование заявителя необоснованно и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Боровлев Д.Ю.