ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-30208/2022 от 13.09.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

31 октября 2022 года.                                                                     Дело № А56-30208/2022

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2022 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Золотаревой Я.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степанян С.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» (191015, г.Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д.42; ОГРН: 1027809256254, дата регистрации: 13.01.1993, ИНН: 7830000426);

ответчик: Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" (адрес: 196158, г.Санкт-Петербург, Московский пр., д.146; ОГРН: 1027804913487, дата регистрации: 07.07.1997, ИНН: 7810120355);

третьи лица:

1. Дмитриев Владимир Васильевич (место регистрации: г.Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.13, к.2, кв.85 );

1.2. Администрация Московского района Санкт-Петербурга (196084, г.Санкт-Петербург, Московский пр., д.129; ОГРН: 1037821059540, дата регистрации: 17.07.1997, ИНН: 7810435274).

о взыскании задолженности и неустойки,

при участии:

от истца – Софян Б.С., доверенность от 11.11.2021, паспорт,

от ответчика – Гилёв К.М., доверенность от 15.09.2021, служебное удостоверение,

от третьих лиц – не явились, извещены,

установил:

Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга» (далее – ответчик) задолженности в размере 89 374 рублей 13 копеек за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению квартиры № 85 (далее – жилое помещение) по адресу: г.Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.13, к.2 (далее – многоквартирный дом), находящегося в собственности Санкт-Петербурга, оказанные в период с 01.01.2020 по 31.01.2022 (далее – спорный период), неустойки в размере 15 944 рублей, начисленной по состоянию на 11.02.2022, с последующим начислением неустойки, начиная с 12.02.2022 по дату фактического исполнения основного обязательства, возложив на ответчика судебные расходы, состоящие из государственной пошлины.

Определением от 21.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дмитриев Владимир Васильевич (далее – Дмитриев В.В., наниматель) и Администрация Московского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация, совместно с Дмитриевым В.В. – третьи лица).

Истец поддержал исковые требования.

Ответчик поддержал возражения, изложенные им в отзыве на исковое заявление, в котором он просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что многоквартирный дом, находящийся в управлении общества с ограниченной ответственностью «Пулковская усадьба», с 01.01.2020 перешел на прямые платежи с истцом (ресурсоснабжающей организацией), а спорное жилое помещение передано нанимателю, совместно с которым зарегистрированы члены его семьи.

От Администрации судом до начала судебного заседания получен отзыв на исковое заявление, в котором Администрация просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, тогда как жилое помещение на основании ордера РИК от 22.09.1978 № 108202 предоставлено Дмитриеву В.В., совместно с которым в жилом помещении зарегистрированы в качестве членов его семьи сыновья и несовершеннолетние внуки.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено по имеющимся доказательствам в отсутствие третьих лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости подтверждено, что жилое помещение площадью 47,4 кв.м в многоквартирном доме (этаж 6) принадлежат на праве собственности Санкт-Петербургу (государственная регистрация права от 08.10.1997 № 40000008).

Материалами дела подтверждено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в отношении многоквартирного дома истец в спорный период отпускал питьевую воду и принимал сточные воды.

Вступившим в силу с 03.04.2018 Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) дополнен статьей 157.2.

В силу подпункта 2 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договоров ресурсоснабжения вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 названной статьи.

Частью 9 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что положения этой статьи также распространяются на отношения с участием нанимателей жилых помещений по договору социального найма.

Письмом от 28.11.2019 № исх.-05104/300 истец в связи с наличием задолженности с 01.01.2020 расторг договор холодного водоснабжения от 29.05.2014 № 14-879174-ЖФ-ВС и договор водоотведения от 29.05.2014 № 14-879452-ЖФ-ВО, заключенные с обществом с ограниченной ответственностью «УО «Профсервис», в части подачи холодной воды и отведения сточных вод в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, указав на то, что договоры продолжают действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с положениями части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Пунктами 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Истцом за период с февраля 2020 года по январь 2022 года (включительно) начислены платежи в сумме 89 374 рублей 13 копеек. Документы, подтверждающие оплату потребленной холодной воды и услуг водоотведения за спорный период, в материалах дела отсутствуют

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из представленных истцом квитанций, выставленных Дмитриеву В.В., усматривается, что истец осуществлял начисление платежей по нормативу потребления коммунальных услуг в сумме 75 995 рублей 38 копеек.

Начисления истца включают также начисления с повышающим коэффициентом в сумме 13 378 рублей 75 копеек: по 541,60 рубля – с февраля по июнь 2020 года, по 557,89 рубля – с июля 2020 года по июнь 2021 года, по 568,01 рубля – с июля 2021 года по январь 2022 года.

Согласно справке о регистрации (форма № 9), представленной ответчиком, с 06.11.1979 Дмитриев В.В. является нанимателем жилого помещения на основании ордера РИК от 22.09.1978 № 108202.

Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Согласно части 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Пунктом 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

На основании статьи 678 ГК РФ и пункта 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).

Положениями части 1 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации (часть 4 статьи 155 ЖК РФ)

Указанные нормы жилищного законодательства устанавливают порядок определения лица, которому должна быть внесена соответствующая плата: управляющей компании или непосредственно ресурсоснабжающей организации. В случае избрания способа управления многоквартирным домом через управляющую компанию оплата осуществляется ей, а в случае избрания такого способа управления как непосредственное управление оплата осуществляется ресурсоснабжающей организации.

Каких-либо ограничений в оплате нанимателями полученных непосредственно ими коммунальных ресурсов в зависимости от избранного способа управления многоквартирным домом, равно как и в случае отсутствия такого выбора, нормы жилищного законодательства не содержат.

Подпункт «б» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, устанавливает, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 этих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 этих Правил.

Таким образом, плату за коммунальные услуги вносит ресурсоснабжающей организации не собственник, а наниматели жилых помещений многоквартирного дома. Собственник несет соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).

Данная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 по делу № ВАС-15066/12.

В этом постановлении также указано, что требование о взыскании названных расходов с собственника фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.

Обеспечивая определенность порядка участия субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, пункт 1 статьи 125 ГК РФ устанавливает, что от имени субъектов Российской Федерации своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На основании пункта 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 (далее – Положение № 1098), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.

Пунктом 3.13.18 Положения № 1098 установлено, что администрация района уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

На основании пунктов 3.14.2, 3.14.3 Положения № 1098 администрация района уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенных в нежилом здании, сооружении, при принятии решений о содержании и ремонте общего имущества в нежилом здании, сооружении и при принятии решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в нежилом здании, сооружении.

Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.

В силу пункта 4.23 Положения № 1098 полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации.

Таким образом, администрация района представляет интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, а на ответчика в отсутствие договора между ним и ресурсоснабжающей организацией не возложена обязанность нести бремя содержания имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга.

Таким образом, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. При указанных обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.

При принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ в состав судебных расходов входит государственная пошлина.

Истец представил ходатайство о зачете государственной пошлины на сумму 4168 рублей, к которому приложил справку о возврате государственной пошлины от 10.02.2022 по делу № А56-7729/2022 с копией платежного поручения от 27.12.2021 № 19263, тогда как по сумме исковых требований уплате подлежала государственная пошлина в размере 4160 рублей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено. В соответствии со статьей 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, истцу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 8 рублей.

В связи с отказом в иске понесенные истцом судебные расходы в оставшейся части остаются на истце.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Возвратить государственному унитарному предприятию «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН: 7830000426) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                          Золотарева Я.В.