ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-32642/2022 от 18.08.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 августа 2022 года                                                                     Дело № А56-32642/2022

Резолютивная часть решения объявлена августа 2022 года . Полный текст решения изготовлен августа 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью "Городской Ландшафт"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

третьему лицу: ГБУК ЛО «ММК Дорога жизни»

о признании незаконны и отмене решения от 20.01.2022 № 047/06/104-76/2022

при участии

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: ФИО1 (по доверенности от 28.12.2021)

от третьего лица: ФИО2 (по доверенности от 12.04.2022)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Городской Ландшафт" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области о признании незаконны и отмене решения от 20.01.2022 № 047/06/104-76/2022.

К участью в деле в качестве третьего лица привлечено  ГБУК ЛО «ММК Дорога жизни».

Заявитель извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле адресам, в судебное заседание представителя не направил.

Через телекоммуникационный канал связи от общества поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства. 

Учитывая, что заявитель 16.06.2022 не явился в судебное заседание, 30.06.2022 присутствовал в судебном заседании, изложил позицию, ознакомился с позицией иных участвующих в деле лиц, а также то, что ходатайство об отложении не подтверждено документально, указанное ходатайство судом отклоняется.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления.

Представитель третьего лица поддержал позицию, изложенную в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 03.12.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение № 0145200000420001971 о проведении электронный аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по комплексному благоустройству земельного участка (далее - электронный аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта: 4 621 504,00 рублей.

По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт № 1-ЭА/2020 от 28.12.2020 (далее - Контракт).

Цена заключенного Контракта составила: 999 998.48 рублей (снижение 78,4%).

Согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.12.2021 Контракт расторгнут.

ГБУК ЛО «ММК Дорога жизни» направило в УФАС заявление в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Решением от 20.01.2022 № 047/06/104-76/2022 УФАС решило включить сведения об ООО «Городской ландшафт» в реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с решением, заявитель оспорил его в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

В соответствии с п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по комплексному благоустройству земельного участка (далее - работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в соответствии с условиями Контракта, а также действующим законодательством Российской Федерации. С даты приёмки результатов выполнения работ по Контракту исключительные права на результаты таких работ принадлежат Заказчику.

В соответствии с п. 1.2. Контракта Наименование, объем, содержание и иные требования к работам, выполняемым в соответствии с настоящим Контрактом, определяются Техническим заданием на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по комплексному благоустройству земельного участка (Приложение № 1 к настоящему Контракту) (далее - Техническое задание), Расчетом стоимости работ по разработке проектно-сметной документации по комплексному благоустройству земельного участка (Приложение № 2 к настоящему Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта.

Согласно п. 19 Технического задания «Требования о необходимости ведения авторского надзора» для наиболее точного воплощения (реализации) Эскизного дизайн-проекта земельного участка при проектировании, на всех этапах разработки ПСД осуществляется авторский надзор и авторское сопровождение.

Из материалов дела следует, что 25.01.2021 заказчик  заключил с ООО «Принцип-Ново» (разработчиком эскизного дизайн-проекта (концепции) комплексного благоустройства и озеленения земельного участка) договор № 4-ГП72021 на осуществление авторского контроля (надзора) за разработкой проектно-сметной документации по комплексному благоустройству земельного участка.

18.01.2021        Общество представило разработанную документацию (по накладной приемки-передачи документации от 18.01.2021) и информацию о ходе исполнения условий Контракта (исх. от 18.01.2021 № 20210118/4, вх. от 18.01.2021 № 01-19- 15/2021). Документы рассмотрены Заказчиком, информация принята к сведению (исх. от 27.01.2021 № 01- 20-22/2021).

27.01.2021 Общество представило сопроводительное письмо (исх. от 28.01.2021 № 20210128/1, вх от 28.01.2021 № 01-19-42/2021) с пакетом документов (в 1 экз.) в составе: Границы проектирования; Схема планировки (1:500); План расстановки МАФ (уличная мебель, урны, информационные стенды, навесы, навигационные столбы), установка санитарного блока; Покрытия дорожек, настилы; Схема расстановки светильников. Внешний вид опор и ландшафтных светильников, паспорта; План расстановки камер видеонаблюдения; Дендроплан; План озеленения; Конструкция дорожных одежд; Типовые узлы; Ограждения.

15.02.2021 Общество представило Заказчику обращение об изменении объема разрабатываемой документации (ПСД) и наличии неточностей в Техническом задании (исх. № 20210215/1 от 15.02.2021, вх. № 01-19-96/2021.

Ответом на указанное обращение Заказчик запросил обоснование изменения (уменьшения) объема разрабатываемой документации и расчет суммы, на которую подлежит уменьшить цену Контракта (исх. от 17.02.2021 № 01-20- 37/2021).

Из материалов дела следует, что Участник ответ на запрос Заказчика не представил, в связи с чем объем работ (состав проектно-сметной документации) и цена Контракта остались без изменений.

26.02.2021 Общество направило сопроводительное письмо (исх. от 25.02.2021 № 20210225/1, вх. № 01-19- 128/2021) с пакетом документов (в 1 экз): разработанную проектную документацию.

03.03.2021 Общество направило сопроводительное письмо (исх. от 03.03.2021 № 20210303/3, вх. № 01-19- 138/2021) с пакетом документов (в 1 экз): разработанную проектную документацию (Раздел 11 Сметная документация).

29.03.2021 Участник представил Заказчику письмо о ходе исполнения Контракта, в том числе получении согласований и изменении срока представления разработанной документации, положительного заключения экспертизы, в связи с необходимостью внесения изменением в документацию (при прохождении негосударственной экспертизы).

Вместе с тем, в материалы дела не представлено от Участника доказательств, что все отчетные документы (с сопроводительным письмом) в составе согласно п.5.2, п.5.11 Контракта, для осуществления Заказчиком приемки выполненных работ (результата выполненных работ) переданы Заказчику до 29.03.2021 (срок исполнения обязательств по Контракту в полном объеме).

08.04.2021 Общество представило Заказчику сопроводительное письмо (исх. от 08.04.2021 № 20210408/3, вх. № 01-19-252/2021) с пакетом отчетных документов.

22.04.2021 Заказчик направило Участнику извещение об отказе в приемке документов (исх. от 21.04.2021 № 01-20-91/2021) в связи с представлением документов в неполном объеме (не в комплекте), а именно: комплектация документации не соответствует представленной накладной приема-передачи документации, с предупреждением о начислении неустойки за ненадлежащее исполнение Контракта. Срок устранения замечаний и представления отчетных документов - 2 рабочих дня.

22.04.2021 Участник направил Заказчику письмо (исх. от 22.04.2021 № 20210422/1, вх. № 01-19-281/202) о несогласии с отказом, в связи с представление Заказчику одного экземпляра разработанной документации 26.02.2021 и увеличением сроков получения согласований (в отношении просрочки).

22.04.2022 вместе с сопроводительным письмом (исх. от 22.04.2021 № 20210422/2, вх. 01-19-282/2021) Участник направил разработанную проектно-сметную документацию (недостающий экземпляр ПСД), а также положительное заключение экспертизы на проектную и сметную документацию, утверждено заместителем директора ООО «Серконс» (экспертной организации) от 22.03.2021.

При рассмотрении,  проверке  на соответствие  (в  части  оформления  и комплектации) разработанной  проектно-сметной документации (далее  -  ПСД) условиям Контракта (пункты 5.2, 5.4, 5.11), было выявлено: ненадлежащее оформление документов, представление документов не в полном объеме (комплекте).

Заказчик направил извещение об отказе в приемке документов (исх. от 23.04.2021 № 01-20-92/2021), с предупреждением о начислении неустойки за ненадлежащее исполнение Контракта. Срок устранения замечаний и представления отчетных документов - 2 рабочих дня.

27.04.2021   Участник направил Заказчику ответ на извещение об отказе в приемке документов (исх. от 26.04.2021 № 20210426/2, вх. № 01-19-284/2021), с несогласием с отказом от приемки; сопроводительное письмо (исх. от 26.04.2021 № 20210426/4) с проектно-сметной документацией (4 экз.) после устранения замечаний.

27.04.2021 Заказчик принял на проверку представленную документацию (сделав запись в накладной о получении соответствующего количества экземпляров).

Дата подписания накладной является датой начала приемки работ (результата выполненных работ).

Согласно п. 5.6. Контракта приемка работ (результата выполненных работ) Заказчиком осуществляется в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента подписания накладной приема-передачи документации. В указанный срок Заказчик обязан подписать Акт сдачи-приемки выполненных работ или направить Подрядчику мотивированный отказ от приемки работ (результата выполненных работ).

Заказчик 06.05.2021 заключил с ООО ««Ай Би Девелопмент» (экспертной организацией) договор № 43-ГП/2021 на осуществление экспертной оценки качества проектно-сметной документации, разработанной ООО «Городской ландшафт», на предмет соответствия требованиям действующего законодательства и достаточности для производства работ по комплексному благоустройству земельного участка.

24.05.2021 ООО «Ай Би Девелопмент» представило Экспертное заключение по результатам проведенного анализа качества проектно-сметной документации по комплексному благоустройству земельного участка от 24.05.2021 с выявленными недостатками.

Копия экспертного заключения направлена Заказчиком в адрес Общества 28.05.2021 (исх. №01-20-126/2021).

02.06.2021 состоялось заседание приемочной комиссии Заказчика по приемке, выполненных подрядчиком работ (в присутствии представителей Общества).

По результатам заседания приемочной комиссии 03.06.2021 Заказчик направил Обществу письмо (исх. от 02.06.2021 № 01- 20-139/2021) об устранении недостатков, выявленных в разработанной ПСД, с приложением проектно-сметной  документации  (согласно  перечню  передаваемых документов); акта проведенной проверки выполнения условий контракта от 28.12.2020 № 1- ЭА/2020 от 02.06.2021 с приложением Экспертного заключения по результатам проведенного анализа качества проектно-сметной документации по комплексному благоустройству земельного участка ООО «Ай Би Девелопмент» от 24.05.2021 (1 экз.). Дефектной ведомости от 02.06.2021 (2 экз.).

15.06.2021 состоялось заседание приемочной комиссии, было выявлено, что Общество не представило Заказчику:

1)результаты выполненных работ по Контракту (после устранения недостатков
(замечаний)) в срок, установленный в Акте, дефектной ведомости и в письме от
02.06.2021 № 01-20-139/2021, до 15.06.2021, для проведения повторной приемки
выполненных работ (ее результата) Заказчиком;

2)экземпляр дефектной ведомости, подписанный Подрядчиком в срок,
указанный в письме от 02.06.2021 № 01-20-139/2021, до 07.06.2021.

После заседания приемочной комиссии Заказчик направил Обществу:

- Уведомление об отказе от приемки работ по Контракту и подписания акта сдачи-приемки выполненных работ от 29.03.2021 (исх. от 15.06.2021 № 01-20-148/2021) с приложением:

-Акта от 15.06.2021 о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по Контракту с приложением копий протоколов приемочной комиссии от 02.06.2021 № 1, от 15.06.2021 № 2,

-Акта сдачи-приемки выполненных работ от 29.03.2021 (1 экз.) с отметкой об отказе от подписания акта.

- Претензию о ненадлежащем исполнении обязательств по Контракту (исх. от 16.06.2021 № 01-20-152/2021).

После заседания приемочной комиссии Общество со своей стороны направило Заказчику: письмо (исх. от 11.06.2021 № 20210615/1, вх. от 15.06.2021 № 01-19-407/2021): возражения на решение приемочной комиссии от 02.06.2021, на экспертное заключение ООО «Ай Би Девелопмент»; отказ от подписания Дефектной ведомости от 02.06.2021; информацией об устранении части замечаний, выявленных в ПСД, в добровольном порядке; сопроводительное письмо (исх. от 15.06.2021 № 20210615/1, вх. от 15.06.2021 № 01-19-408/2021) с проектно-сметной документацией (в 3-х экземплярах).

С целью урегулирования вопросов о приемке выполненных работ по Контракту, устранения замечаний в проектно-сметной документации, 02.07.2021 состоялось очередное рабочее совещание, по итогам которого приняты следующие решения:

Обществу устранить замечания в разработанной проектно-сметной
документации, зафиксированные в Результатах проверки устранения Подрядчиком
замечаний (недоделок, дефектов) в проектно- сметной документации, обнаруженных
Заказчиком в ходе приемки выполненных работ (ее результата) по Контракту,
указанных в решении приемочной комиссии от 15.06.2021 и зафиксированных в
Дефектной ведомости от 02.06.2021, в рамках исполнения Контракта. Срок - по
15.07.2021.

Обществу повторно представить результаты выполненных работ
(документацию) в порядке, установленном разделом 5 Контракта. Срок-по 15.07.2021
(включительно).

С целью урегулирования вопросов о приемке выполненных работ по Контракту, устранения замечаний в проектно-сметной документации, 30.07.2021 состоялось рабочее совещание, по итогам которого приняты следующие решения:

Провести 02.08.2021 совместную проверку представителями ГБУК ЛО
«ММК «Дорога жизни» (Заказчик) и ООО «Городской ландшафт» (Подрядчик)
устранения Подрядчиком замечаний, зафиксированных в Результатах проверки
устранения ООО «Городской ландшафт» (Подрядчиком) замечаний (недоделок,
дефектов) в проектно-сметной документации (далее - ПСД), выявленных при приёмке
результатов (выполненных работ) по Контракту от 28.12.2021 № 1-ЭА/2020, указанных
в приложении № 2 к письму ГБУК ЛО «ММК «Дорога жизни» от 02.07.2021 № 01-20-
169/2021.

ООО «Городской ландшафт» предоставить:

-Переписку по вопросу получения Подрядчиком согласования с Всеволожским лесничеством Ленинградской области на вырубку деревьев (зеленых насаждений), предусмотренную разработанной проектно-сметной документацией, в рамках исполнения обязательств по Контракту от 28.12.2021 № 1-Э А/2020 (с целью оказания содействия в решении данного вопроса).

-Устранить замечания (недоделки, дефекты) в проектно-сметной документации (представленной Подрядчиком 15.06.2021), выявленные Заказчиком (указанные в приложении к настояшему письму), и повторно представить Заказчику результаты выполненных работ в порядке, установленном разделом 5 Контракта от 28.12.2021 № 1- ЭА/2020. Срок - по 05.08.2021 (включительно).

02.08.2021 Общество представило письмо по вопросу получения согласования на вырубку деревьев (снос зеленых насаждений) с приложением копии ответа Всеволожского лесничества от 02.07.2021 № 1550 (как следует из ответа Всеволожского лесничества, Общество направило обращение в лесничество только 07.06.2021).

03.08.2021 Заказчик направил Участнику письмо (исх. от 03.08.2021 № 01-20-198/2021) о представлении переписки с Всеволожским лесничеством Ленинградской области по вопросу согласования вырубки деревьев (для урегулирования вопроса дополнительной вырубки, содержащейся в ПСД) и устранении недоделок (дефектов) в ПСД, не устраненных Подрядчиком, и представления отчетных документов для повторной приемки работ по Контракту.

Заказчик также к письму № 1-20-198/2021 приложил Перечень замечаний (недоделок, дефектов) в проектно-сметной документации (далее-ПСД), обнаруженных им в ходе приемки выполненных работ (ее результата) по Контракту, в том числе неустраненных Подрядчиком на 02.08.2021, со сроком устранения по 05.08.2021.

06.09.2021 силами Заказчика проведена экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, представленных Обществом, в части их соответствия условиям контракта. Рассматривались документы, представленные Подрядчиком 05.08.2021, 12.08.2021 (после устранения замечаний).

При проведении экспертизы подтвердились выявленные факты ненадлежащего исполнения (неисполнения) Контракта Подрядчиком (неустранение Подрядчиком недочетов, дефектов в ПСД в полном объеме).

10.09.2021 состоялось заседание приемочной комиссии Заказчика. При повторной приемке работ (результата выполненных работ) по Контракту выявлены (обнаружены) недостатки (недоделки, дефекты), зафиксированные в Заключении экспертизы от 06.09.2021.

По результатам заседания приемочной комиссии 14.09.2021 Заказчик направил Обществу письмо (исх. от 13.09.2021 № 01- 20-240/2021) об устранении недостатков, выявленных в разработанной ПСД, в согласованный Сторонами срок, но не позднее 01.10.2021, с приложением:

-копии протокола заседания приемочной комиссии по приемке товаров (работ, услуг) от 10.09.2021 №3;

-копии Заключения проведения силами Заказчика экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в части их несоответствия.

В связи с возникшем между Заказчиком и Подрядчиком спором по поводу недостатков выполненной работы (их причин) Заказчик назначил независимую экспертизу результатов (выполненных работ), предусмотренных Контрактом, на предмет соответствия условиям Контракта, в том числе:

-исследование проектно-сметной документации;

-проведение проверки качества проектно-сметной документации на соответствие требованиям Контракта, действующих норм и правил РФ;

-проведение проверки качества проектно-сметной документации на предмет ее достаточности для производства работ по комплексному благоустройству земельного участка;

-проведение проверки качества проектно-сметной документации на предмет наличия/отсутствия нарушения условий Контракта, являющиеся основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

08.10.2021 Заказчик заключил с ООО «ГЛЭСК» (экспертной организацией) договор № 78-ГП/2021 на проведение экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом.

20.10.2021 ООО «ГЛЭСК» представило Экспертное заключение по итогам проведения экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по комплексному благоустройству земельного участка, на предмет соответствия условиям Контракта. (Шифр № 78-ГП/2021 ООО «ГЛЭСК» от 19.10.2021).

Согласно экспертному заключению ООО «ГЛЭСК» от 19.10.2021:

Фактическая проектно-сметная документация не соответствует требованиям нормативных документов и не достаточна для производства работ по комплексному благоустройству земельного участка по следующим причинам:

Проектно-сметная документация содержит существенные, критические несоответствия требованиям нормативных документов;

Проектно-сметная документация содержит существенные, критические нарушения требованиям Контракта;

Проектно-сметная документация содержит существенные критические нарушения Технического Задания, Приложения № 1 к Контракту.

Фактическая проектно-сметная документация, разработанная ООО «Городской ландшафт» в рамках исполнения контракта №1-ЭА/2020 от 28.12.2020 г., являющаяся результатами выполнения Проектной организацией/Подрядчиком на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по комплексному благоустройству земельного участка, не может быть принята Заказчиком.

В экспертизе отмечено, что разработанная проектная документация в своем составе содержит указание о необходимости выполнения работ по сносу, вырубке отдельных зеленых насаждений (деревьев).

В предоставленной проектно-сметной документации отсутствует согласование со Всеволожским лесничеством Ленинградской области на снос зеленых насаждений (вырубку деревьев), в т.ч. на дополнительную вырубку, предусмотренные разработанной проектно-сметной документацией, что является нарушением Технического Задания, Приложения № 1 к Контракту № 1-ЭА/2020 от 28.12.2020 г, п.п. 17.

Рекомендуется устранить все выявленные нарушения и несоответствия проектно-сметной документации по комплексному благоустройству земельного участка в сроки в соответствии с положениями Контракта.

Фактическая проектно-сметная документация содержит критические, существенные нарушения (объем/количество данных нарушений является существенным), препятствующие приемке выполненной работы по Контракту, и являющихся основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, условиями Контракта от 28.12.2020 № 1-ЭА/2020.

Вывод экспертизы: «Выявленные нарушения условий Контракта от 28.12.2020 N9 1-ЭА/2020 являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта от 28.12.2020 № 1-ЭА/2020 в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ».

Копия экспертного заключения была направлена Обществу 10.11.2021 (исх. от 09.11.2021№ 01-20-272/2021), для ознакомления и принятия соответствующих решений по устранению выявленных нарушений (несоответствий). Также в письме указывалось о необходимости Участнику представить Заказчику (до заседания комиссии, до 15.11.2021) результаты выполненных работ по Контракту (после устранения замечаний).

15.11.2021 состоялось заседание приемочной комиссии Заказчика (с участием представителя Общества).

Приемочная комиссия Заказчика приняла следующие решения:

1.Работы выполнены с нарушением срока, существенными нарушениями
условий Контракта и предусмотренной им нормативной, технической документацией,
не подлежат приемке.

2.Направить Обществу: уведомление об отказе от приемки выполненных работ и подписания акта сдачи-приемки выполненных работ по Контракту.

Дефектную ведомость к Контракту от 28.12.2020 № 1-ЭА/2020 от 15.11.2021 для устранения замечаний (недоделок, дефектов) в срок по 25.11.2021 (включительно).

Требование (претензию) об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения, ненадлежащим исполнением (неисполнением) обязательств, предусмотренных Контрактом, при осуществлении закупки работы.

В случае неустранения ООО «Городской ландшафт» недостатков (недоделок,
дефектов) в представленной Заказчику проектно-сметной документации,
содержащихся в Дефектной ведомости к Контракту от 28.12.2020 № 1-ЭА/2020 от
15.11.2021 и в Экспертном заключение ООО «ГЛЭСК» от 19.10.2021, в срок по
25.11.2021 (включительно), принять соответствующее решение о расторжении
Контракта в одностороннем порядке.

18.11.2021 Заказчик направил Подрядчику сопроводительное письмо (исх.от 17.11.2021 №01-20-285/2021) с:

Уведомлением об отказе от приемки работ по Контракту и подписания акта сдачи-приемки выполненных работ от 29.03.2021 от 15.11.2021 № 01-20-283 (с приложением Акта о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту от28.12.2020 № 1-ЭА/2020 от 15.11.2021, Акта сдачи-приемки выполненных работ от 29.03.2021);

Дефектной ведомостью к контракту от 28.12.2020 № 1-ЭА/2020 от 15.11.2021 (срок устранения замечаний (дефектов) по 25.11.2021 (включительно));

Требованием (претензией) об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения, ненадлежащим исполнением (неисполнением) обязательств, предусмотренных Контрактом, при осуществлении работ.

Перечнем передаваемых документов (проектно-сметная документация) в 1 экз.; Проектно-сметной документацией (согласно перечню); Накладной приема-передачи документации от 29.03.2021.

28.12.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны: принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта -28.12.2021. 30.12.2021 заказчик разместил, решение в Единой Информационной системе.

Обществу предлагалась возможность урегулировать вопросы по исполнению Контракта и приемке фактически выполненных работ (связанные с невозможностью Подрядчика исполнить свои обязательства в полном объеме) и расторгнуть Контракт по соглашению Сторон, с уплатой Подрядчику стоимости фактически выполненных работ в объеме, определяемом ими совместно. На протяжении всего срока действия Контракта Заказчик оказывал содействие Подрядчику в рамках исполнении им своих обязательств по Контракту. Однако, Подрядчик отказался от дальнейшего урегулирования вопроса, связанного с устранением замечаний в разработанной ПСД (результате выполненных работ) и сдачей работ Заказчику.

Документация необходима Заказчику для дальнейшего благоустройства территории, вместе с тем результатом работ он не может воспользоваться, что срывает все планы надлежащего содержания территории расположенной в границах зоны охраны объекта культурного наследия Памятника «Разорванное кольцо».

Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации и
заключенному Контракту Участник обязан выполнить все работы в объеме и сроки,
предусмотренные Контрактом и приложениями к нему, и сдать их результат Заказчику.

Подписав Контракт, Участник согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями к Контракту).

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Комиссия УФАС при принятии решения руководствуется в том числе выводами эксперта, сделанными в экспертном заключении, подготовленном независимой экспертной организацией ООО «ГЛЭСК» (стр. 35-51 с полным перечнем замечаний):

Проектно-сметная документация содержит существенные, критические несоответствия требованиям нормативных документов;

Проектно-сметная документация содержит существенные, критические нарушения требованиям Контракта;

Проектно-сметная документация содержит существенные критические нарушения Технического Задания, Приложения № 1 к Контракту.

После выявленных замечаний Обществу неоднократно предлагалось исправить их, как и после принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе.

Из изложенного Комиссия УФАС сделала вывод о том, что Подрядчик имел возможность выполнять работы в рамках исполнения Контракта.

Таким образом, Участник, имея возможность выполнять работы не проявил ту степень заботливости и осмотрительности которая требовалась от него, а доводы основанные лишь на несогласии с внешней экспертизы подлежат отклонению.

Согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

Таким образом, Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал.

Согласно положениям Контракта, Техническому заданию, в том числе Календарному плану:

- Подрядчик обязан произвести согласование ПСД в установленном порядке со всеми соответствующими (в том числе заинтересованными) организациями, ведомствами и надзорными органами, необходимость согласования с которыми определяется Техническим заданием, действующим законодательством и мотивированными решениями Заказчика (п.4.3.7. Контракта);

- сдача Подрядчиком выполненных работ (результата выполненных работ) по Контракту оформляется Актом сдачи-приемки выполненных работ, подписываемому Сторонами, при условии получения Подрядчиком согласования всех заинтересованных организаций, ведомств и положительного заключения экспертизы ПСД и результатов инженерных изысканий, заключения о достоверности определения сметной стоимости работ по комплексному благоустройству территории земельного участка (п.5.1 Контракта);

- согласование документации выполняются Подрядчиком (проектной организацией) в соответствии с условиями Контракта и Технического задания, с учетом требований действующего законодательства с Заказчиком, уполномоченными органами, заинтересованными ведомствами и организациями, в том числе государственным органом Ленинградской области охраны объектов культурного наследия, УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области; проектные решения по благоустройству территории согласовать в установленном действующим законодательством порядке с Заказчиком, уполномоченными органами, заинтересованными ведомствами и организациями (п. 17 Технического задания);

- согласования, экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, экспертная оценка стоимости работ проводятся в соответствии со сроками, указанными в Контракте (п. 17 Технического задания).

На основании письма Всеволожского лесничества, следует, что Общество обратилось к нему только 07.06.2021, то есть после окончания срока выполнения работ по Контракту (срок выполнения и сдачи результатов работ, то есть после 29.03.2021, при том, что срок выполнения работ по разработке проектной документации -28.02.2021).

Участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию средств государственного бюджетного учреждения, осуществляющего социально-значимые функции, выполняет работы по ремонту культурно и исторически значимого объекта, что требует от Участника большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств.

Участник не внес изменений в проектно-сметную документацию, данные обстоятельства свидетельствуют о возникновении гражданско-правового спора между сторонами, решать который Комиссия не вправе. Однако Комиссия оценивали на предмет добросовестности поведение Участника при исполнении Контракта, в том числе при возникновении спора. Участник не действовал в соответствии с выводами эксперта.

Комиссия учла, что Заказчик предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта и выполнить работы в соответствии с его условиями, провел независимую экспертизу для установления возможности исполнения обязательств Обществом. Кроме того, Контракт не имеет условий о необходимости возврата Заказчиком томов некачественной документации в адрес Участника.

Указанные обстоятельства позволили Комиссии сделать вывод о том, что Участник не стремился к поведению, ожидаемому от участника гражданского оборота, учитывающему законные интересы контрагента.

Анализ писем и действий Заказчика имеющихся в материалах дела, позволяет сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны способствовал и предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта и производить работы в соответствии с условиями Контракта, так как это напрямую влияет на последующее благоустройство территории необходимое Заказчику.

Пунктом 11 Порядка о ведении реестра установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом зашиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск-деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Действуя в рамках заключенного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.

Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к правомерному выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного оспариваемое решение УФАС по Ленинградской области принято правомерно и обоснованно и основания для признания его незаконным у суда отсутствуют.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Требования Общества с ограниченной ответственностью "Городской Ландшафт" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Ресовская Т.М.