ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-33576/2018 от 21.05.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(мотивированное)

г.Санкт-Петербург

22 июня 2018 года                                                                Дело № А56-33576/2018

Резолютивная часть решения изготовлена 21.05.2018.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:

заявитель – Общество с ограниченной ответственностью "Мигтранс" (адрес:   Россия 190121, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ул Лабутина д.36,лит.А,п.8Н; Россия 190068, Санкт-Петербург, пр Лермонтовский д.7А, АК№33 "Исаакиевская",(Ф.А. Кирпичников) , ОГРН:   7847387619; 1167847387619 );

заинтересованное лицо - Управление государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес:   Россия 190068, Санкт-Петербург, пр. Римского Корсакова д.39 , ОГРН:   );

об оспаривании постановления от 25.10.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 665/АП-07/2017,

без вызова сторон

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Мигтранс» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заинтересованное лицо, Управление, Ространснадзор) от 25.10.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 665/АП-07/2017, о привлечении ООО «Мигтранс» к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Определением от 28.03.2018 заявление принято к производству и рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.

Решением в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ от 21.05.2018 по настоящему делу требования Общества удовлетворены, постановление Управления признано незаконным и отменено.

В рамках настоящего дела от Управления поступило ходатайство о составлении мотивированного решения.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями статей 228, 229 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, согласно информации, поступившей изСеверо-Западного МУГАДН от 07.09.2017 №2518 (вх. №3688 от 08.09.2017) о пересечении пассажирским автотранспортом государственной границы Россиис Финляндией, ООО «Мигтранс» в период времени 05.08.2017 и 18.08.2017 осуществило перевозку пассажиров.

Из полученного от 25.09.2017 (вк. №3908) Управлением письма Министерства транспорта Российской Федерации ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» от 14.09.2017 №ЗИТ-2632-Ш следует, что ООО «Мигтранс» (ИНН <***>; ОГРН <***>) в Реестре перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры АЦБПДП зарегистрирован, регистрационный номер (идентификатор поставщика информации) ему присвоен 20838, информационное взаимодействие с оператором ЕГИС ОТБ на основании соглашения от 31.01.2017, в соответствии с требованиями п. 18 приказа Минтранса России от 19.07.2012 № 243 (далее - Приказ №243), им организовано.

Также Управлением был направлен запрос в Северо-Западное МУГАДН от 11.09.2017 № 2179.07-22/2021 о подтверждении наличия удостоверения допуска к международным перевозкам юридического лица ООО «Мигтранс».

14.09.2017 в Управление поступил ответ от Северо-Западное МУГАДН о том, что ООО «Мигтранс» имеет удостоверение допуска к международным перевозкам МКП-78-001044 от 21.03.2017, со сроком действия до 20.03.2018.

В нарушение ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон №16-ФЗ), приказа Министерства транспорта РФ от 19.07.2012 № 243 «Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных» (далее – АЦБПДП, Приказ №243) ООО «Мигтранс» 05.08.2017 и 18.08.2017 не обеспечило передачу персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств в АЦБПДП при осуществлении пересечения пассажирским автотранспортом государственной границы России с Финляндией по направлению Выборгская таможня пост Торфяновка, то есть, по мнению Управления, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ.

Выявление Управлением данного правонарушения, выразившегося в непредставлении сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств, или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, послужило основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении.

Постановлением от 25.10.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 665/АП-07/2017 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 19.7.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования Общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона №16-ФЗ в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ), являющаяся собственностью Российской Федерации. Указанная информационная система, состоит, в том числе, из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств (далее - АЦБПДП). Такие базы формируются при осуществлении перевозок автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городомфедерального значения Санкт-Петербург и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым.

АЦБПДП формируются на основании информации, представленной, в том числе, субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (ч.3 ст.11 Закона №16-ФЗ).

Исходя из положений п.п. 7, 9 и 11 ст. 1 Закона №16-ФЗ, ООО «Мигтранс» является субъектом транспортной инфраструктуры, перевозчиком.

Порядок формирования и ведения АЦБПДП, а также предоставления содержащихся в них данных, утвержден Приказом №243.

Согласно п. 7 указанного Порядка, утвержденного Приказом №243, перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные: 1) при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов); 2) при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами; 3) при формировании персонала (экипажей) транспортных средств. К типам регистрируемых операций относятся: бронирование проездного документа (билета), его продажа, возврат, регистрация пассажира, посадка пассажира на транспортное средство, изменение или прекращение перевозки.

Передаваемые в АЦБПДП персональные данные о пассажирах, в соответствии с ч. 5 ст. 11 Закона №16-ФЗ включают: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата рождения; 3) вид и номер документа удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); 5) дата поездки; 6) пол; 7) гражданство.

Исходя из положений ч.ч. 5-5.5ст. 11 Закона №16-ФЗ, данные сведения подлежат обязательной передаче в АЦБПДП: 1) при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств; 2) при бронировании проездных документов (билетов); 3) при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров по заказу. При этом информация о персонале (экипаже) транспортных средств передается в АЦБПДП по завершении формирования экипажей транспортных средств, но не позднее, чем за 24 часа до момента отправления транспортного средства. В случае изменений (дополнения) состава экипажа транспортного средства, сведения о включенных в состав экипажа транспортного средства лицах, передаются а АЦБПДП незамедлительно, но не позднее момента отправления транспортного средства.

В соответствии с п. 12 Порядка, утвержденного Приказом №243, перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры (далее - поставщики информации), в соответствии с установленной сферой ведения при оформлении проездных документов (билетов), обеспечивают передачу сведений о пассажирских перевозках оператору  ЕГИС ОТБ.

Информационное взаимодействие поставщиков информации и оператора ЕГИС ОТБ, а также оператора ЕГИС ОТБ и потребителей осуществляется на основании соглашений (п. 18 Порядка, утвержденного Приказом №243).

В соответствии, с распоряжением Президента РФ от 30.11.2011 №77-рп и распоряжением Минтранса России от 13.12.2012 №MC-155-р, исполнителем работ и оператором ЕГИС ОТБ, в том числе АЦБПДП, является подведомственная Минтрансу России организация - ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обеспечивают передачу сведений о пассажирских перевозках при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов).

Подключение к автоматизированным централизованным базам персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных (далее - АЦБПДП) осуществляется установленным порядком после подписания соглашения об информационном взаимодействии и обеспечения перевозчиком или субъектом транспортной инфраструктуры (СТИ) технической готовности к подключению, о чем перевозчик (СТИ) уведомляется письмом. Техническая готовность к подключению к АЦБПДП включает доработку используемой перевозчиком (СТИ) автоматизированной системы продажи билетов с целью обеспечения выполнения требований по порядку передачи данных, установленных приказом Минтранса России от 19.07.2012 № 243, и создание защищенного канала для передачи персональных данных в соответствии с предоставляемыми оператором АЦБПДП техническими условиями. При наличии такой готовности перевозчик (СТИ) направляет в адрес оператора АЦБПДП запрос на выдачу реквизитов (логинов и паролей) для подключения к АЦБПДП.

Как следует из заявления, ООО «Мигтранс» было зарегистрировано в АЦБПДП, однако приобрести оборудование и программное обеспечение к нему для осуществления передачи сведений о пассажирах не имело возможности, ввиду его значительной стоимости.

Таким образом, судом установлено, что действия (бездействие) ООО «Мигтранс» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ.

Вместе с тем, судом установлено нарушение процедуры привлечения Общества к административной ответственности.

На основании части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Как следует из материалов административного дела, составление протокола по делу об административном правонарушении № 665/АП-07/2017 было назначено на 13.10.2017.

Соответствующее уведомление (извещение) от 04.10.2017 № 07-42/2218 было направлено в адрес Общества заказным письмом 05.10.2017. Письмо прибыло в место вручения - 09.10.2017, перенаправлено на верный адрес, прибыло в место вручения - 17.10.2017, получено адресатом - 23.10.2017.   

Отчет об отслеживании почтового отправления, представленный Управлением, составлен по состоянию на 18.04.2018.

Таким образом, Управление 13.10.2017 не располагало сведениями о надлежащем извещении Общества о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении.

Вынесение постановления по делу об административном правонарушении №665/АП-07/2017 было назначено на 25.10.2017.

Соответствующее определение от 13.10.2017 было направлено в адрес Общества заказным письмом 16.10.2017. Письмо прибыло в место вручения - 19.10.2017, перенаправлено на верный адрес, прибыло в место вручения - 26.10.2017, 27.10.2017 предпринята неудачная попытка вручения, 27.11.2017 письмо выслано обратно отправителю, получено отправителем - 30.11.2017.

Отчет об отслеживании почтового отправления, представленный Управлением, составлен по состоянию на 18.04.2018.

Таким образом, Управление 25.10.2017 не располагало сведениями о надлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

На основании изложенного, судом установлено, что Управлением допущены процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.

В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь частями 4, 4.1 статьи 28.2, п.4 ч.1 ст.29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статьями 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 25.10.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 665/АП-07/2017, в соответствии с которым Общество с ограниченной ответственностью "Мигтранс" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.

Судья                                                                            Лебедева И.В.