ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-33790/17 от 21.08.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

28 августа 2017 года                                                                        Дело № А56-33790/2017

Резолютивная часть решения объявлена   августа 2017 года .

Полный текст решения изготовлен   августа 2017 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Калайджяна А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Даниловой В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

Выборгской таможни

к Индивидуальному предпринимателю Локтионову М. С.

о взыскании штрафа в размере 24 714,00 руб.

при участии

от истца – Судакова Т.Е. по доверенности от 09.01.2017

от ответчика – Локтионов М.С. согласно паспорта

установил:

Выборгская таможня (далее – истец, Таможня) обратилась в суд исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Локтионову М. С. (далее – ответчик, Предприниматель) о взыскании штрафа в размере 24 714,00 руб.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, обеспечили явку своих представителей.

Истец поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик, возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, 08.07.2016 на таможенный пост МАПП Брусничное для оформления процедуры таможенного транзита по въезду в РФ из Финляндии прибыли транспортные средства (далее - т/с) с регистрационными номерами (далее - per №) Х378АС47/АР298947 и У499Н047/АТ126547.

В соответствии со ст. 115 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) была применена мера таможенного контроля - таможенный осмотр с применением ИДК. Нарушений не выявлено. На этапе регистрации транзитной декларации был выявлен риск, содержащийся в региональном автоматическом профиле риска, мерами по минимизации которого являлось, в том числе, проведение таможенного досмотра с отбором проб и образцов и проведение психолого-лингвистического исследования (экспертизы) печатной продукции на предмет установления её принадлежности к материалам экстремистского характера.

14.08.2016 указанные товары вывезены с таможенной территории Таможенного союза по заявлению перевозчика.

Ввиду того, что ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ (центральное
экспертно-криминалистическое     таможенное   управление) в г. Санкт-Петербурге не обладает компетенцией по проведению психолого-лингвистических исследований, Выборгской таможне был проведен запрос котировок в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 22.03.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
».

В соответствии с Государственным контрактом № 208 от 24.10.2016, заключенного по результатам проведения запроса котировок между ИП Локтионовым Михаилом Сергеевичем (Исполнитель) и Выборгской таможней(Заказчик) (далее - Контракт), Исполнитель обязуется оказать услуги по проведению психолого-лингвистической экспертизы образцов товаров, следовавших в адрес централизованной религиозной организации «Ассоциация евангельских христиан «Гедеон» на предмет отнесения/неотнесения их к материалам экстремистского характера (далее услуги), согласно техническому заданию, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.

В соответствии с п. 1.2. Контракта срок оказания услуг с момента заключения Контракта до 01.12.2016.

Согласно п. 1.3. Контакта услуги считаются оказанными после подписания Сторонами Акта оказанных услуг.

В соответствии с п. 9.1. Контракт действует до исполнения Сторонами своих обязательств и завершения всех взаиморасчетов по Контракту, но не позднее 15 декабря 2016.

Согласно п. 4.2. Контракта Исполнитель через отдел документационного обеспечения (ОДО) Заказчика предоставляет Акт оказанных услуг и все документы, подтверждающих факт оказания услуг, по описи.

Акт оказанных услуг от 30.11.2016 и заключение таможенного эксперта № 001 от 28 ноября 2016 (далее - Заключение), поступили в Выборгскую таможню 30.11.2016. Вместе с указанными документами были возвращены образцы печатной продукции.

В представленном Заключении услуги оказывались Алекторовой Оксаной Геннадьевной - лингвистом-экспертом ИП Локтионов (ИНН 519057045820 ОГРНИП 314519026900066), квалификация высшее образование по специальности 45.03.01 «Филология».

В результате проведения экспертизы результатов силами Выборгской таможни установлено, что при оказании услуг экспертиза проводилась только по лингвистическому направлению, при этом психологическая часть экспертизы не была проведена, что является ненадлежащим оказанием услуг, и не может выть принято как результат оказания услуг.

Также согласно Технического задания (приложение № 1 к Контракту) перед экспертами ставились вопросы помимо отнесения/не отнесения исследуемых материалов к экстремистским, но и по наличию в представленных материалах цитат из Библии, Корана, Тахана и Ганджура с указанием этих цитат со ссылкой на страницы (п.2.20), а также являются ли представленные на исследование материалы Библией, Кораном, Таханом и Ганджуром (п.2.21).

В заключении эксперта имеются противоречия в ответах на вопросы по п. 2.20 и 2.21:

-к вопросу 2.20 книга 659 страниц.... содержат наличие идентичного по содержанию и переводу текста (страницы 1-659), а именно частей Библии, Нового Завета и Ветхого Завета...;., книга 553 страницы... содержат наличие идентичного по содержанию и переводу текста (страницы 15-553), а именно частей Библии, Нового Завета и Ветхого Завета...

-к вопросу 2.21 ... Психолого-лингвистическиий анализ не обнаружил в представленных материалах наличие Библии, Корана, Тахана и Ганджура.

При этом из книги 553 в заключении приводится информация по исследованию текста с 15 по 553 страницу. Результаты исследования с 1 по 15 страницу не приводятся.

Письмом Выборгской таможни от 09.12.2016 исх. 05-58/33472 в адрес ИП Локтионов было направлено письмо об отказе в приемке результатов оказанных услуг, подписания Акта оказанных услуг и предложено провести экспертизу в соответствии с условиями Контракта.

Письмом от 12.12.2016 ИП Локтионовым было направлено Заключение психолого-лингвистической экспертизы с доработками, датированными теми же датами, что и Заключение таможенного эксперта. Поскольку при направлении Заключения таможенного эксперта 30.11.2016  Исполнителем были возвращены образцы товаров, перемещаемых Ассоциацией «Гедеон», Выборгская таможня посчитала, что доработки Заключения не могли быть произведены в отсутствие исследуемых образцов, и датированы уже прошедшими датами.

В соответствии с ч.1 ст. 142 Таможенного кодекса Таможенного союза в заключении таможенного эксперта (эксперта) должны быть указаны содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, использованных приборов и оборудования, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование. Также согласно ч. 2 ст. 142 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае, если таможенная экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение таможенного эксперта (эксперта) подписывается всеми экспертами и заверяется печатью организации, проводившей таможенную экспертизу, если в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза такая организация должна иметь печать. В представленном заключении приведены определения используемых понятий без результатов проведенных исследований и сравнительного анализа с представленными образцами с психологической и лингвистической точки зрения, их оценки и обоснования ответов, а также Заключение не заверено печатью.

Заключение психолого-лингвистической экспертизы поступило в Выборгскую таможню 16.12.2016, т.е. за пределами срока действия Контракта.

Письмом Выборгской таможни от 30.12.2016 исх. 05-58/35686 был возвращен Акт о приемке выполненных работ (оказанных услуг) без подписания.

Таможня посчитала, что Государственный контракт № 208 от 24 октября 2016  ИП Локтионовым не исполнен.

В соответствии с п. 5.6. Контракта за ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере: 10 процентов цены Контракта, в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей, что составляет 24 714 рублей.

15.02.2017 исх. 46-01-37/04433 в адрес ИП Локтионов была направлена претензия о неисполнении контракта с требованием о перечислении суммы штрафа на счет Выборгской таможни. Претензия не исполнена.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ).

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьей 310 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Вместе с тем, внесудебные и независимые экспертизы проводятся негосударственными экспертными учреждениями и лицами, не обладающими статусом государственных экспертов.

При проведении таких экспертиз эксперты должны руководствоваться нормами Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". В соответствии с государственным контрактом от 24.10.2016 № 208, заключенным по результатам запроса котировок между ИП Локтионов (Исполнитель) и Выборгской таможней (Заказчик) исполнитель обязуется оказать услуги по проведению психолого-лингвистической экспертизы образцов товаров, следовавших в адрес централизованной религиозной организации «Ассоциация евангельских христиан «Гедеон» на предмет отнесения/неотнесения их к материалам экстремистского характера (далее услуги), согласно техническому заданию (приложение № 3 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги (п.1.1. государственного контракта от 24.10.2016 № 208).

Проводимая экспертиза не может называться таможенной, а эксперт таможенным, так как данная экспертиза, является независимой и внесудебной. Существенным отличием экспертиз, судебной и внесудебной, являются правила их оформления. На основании перечня лицензируемых видов деятельности, установленного Федеральным законом от04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что экспертная деятельность не подлежит лицензированию.

Нормативно-правовыми актами РФ о сертификации работ и услуг, в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановлением Госстандарта России от 28.02.98 № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» и другими, в отношение услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена. Таким образом, в соответствии с законодательными актами, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации. Исходя из этого, порядок проведения экспертизы будет таким, каким решит эксперт. В ходе экспертизы были задействованы все требуемые специалисты в соответствии с государственным контрактом. Ответы были даны на все поставленные вопросы в соответствии с п. 3.2.5 договора от 24.10.2016 № 208.

Как следует из государственного контракта от 24.10.2016 № 208:

1.2. Срок оказания услуг с момента заключения Контракта до 01.12.2016.

9.1. Контракт  вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до исполнения Сторонами своих обязательств и завершения всех взаиморасчетов по Контракту, но не позднее 15 декабря 2016.

4.3. Заказчик в течение 10 (десяти) календарных дней со дня получения Акта оказанных услуг обязан направить Исполнителю подписанный Акт или мотивированный отказ от его подписании. В случае не соответствия оказанных услуг по объему и качеству сторонами составляется акт с перечнем доработок. Претензии о проведении доработок должны быть предъявлены Заказчиком в течение 10 (десяти) календарных дней после получения Акта оказанных услуг. Исполнитель обязан произвести необходимые исправления без дополнительной оплаты в пределах цены Контракта.

4.2. Исполнитель через отдел документационного обеспечения (ОДО) Заказчика предоставляет Акт оказанных услуг и все документы, подтверждающие факт оказания услуг, по описи

Акт оказанных услуг от 30.11.2016 и заключение эксперта №001 от 28.11.2016. поступили в отдел ОДО Выборгской таможни.

Письмом Выборгской таможни от 09.12.2016  исх.05.-58/33472 направлено письмо с использованием электронной почты об отказе в приемке результатов оказанных услуг, подписания акта оказанных услуг.

Письмом от 12.12.2016  в адрес Выборгской таможни было направлено заключение эксперта с доработками датированное теми же датами, при этом в государственный контракт от 24.10.2016 № 208 не вносились изменения. Доработки были произведены экспертами ИП Локтионов с использованием оригинальных материалов, отсканированных (оригинальных), перепечатанных с использованием ЭВМ (оригинальных) материалов.

Экспертное заключение было доставлено в место вручения 15.12.2016, в 16:51 по московскому времени, о чем свидетельствует номер почтового идентификатора №19102406137927. О направлении письма представитель Выборгской таможни был уведомлен.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст.165.1 ГК РФ Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом со стороны ответчика были предприняты все возможные меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту.

На основании вышеизложенного в иске Выборгской таможни о взыскании штрафных санкций с ИП Локтионов по государственного контракта от 24.10.2016  № 208 надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                      Калайджян А.А.