Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 сентября 2017 года Дело № А56-33811/2017
Резолютивная часть решения объявлена августа 2017 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2017 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Корушовой И.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "МЕТРОЭСК"
заинтересованные лица: 1. Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" 2. общество с ограниченной ответственностью «НПКФ «ТЕХКОМ»
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
об оспаривании решения конкурсной комиссии, об обязании
при участии
- от заявителя: ФИО1 по дов. от 24.08.2017; ФИО2 по дов. от 09.06.2017
- от заинтересованных лиц: 1. ФИО3 по дов. от 20.09.2016 2. не явился, извещен
- от третьего лица: ФИО4 по дов. от 28.12.2016
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «МЕТРОэск» (далее- Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Конкурсной комиссии ГУП «Петербургский метрополитен», оформленное протоколом от 31.01.2017 на право заключения договоров на поставку механических запасных частей эскалаторов с ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» по лотам №№ 1,11,12, в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», об обязании ответчика при признании договоров поставки. Заключенных в результате проведенных торгов недействительными. Заключить договор поставки с истцом, так как это должно привести к восстановлению и защите прав истца, а также во исполнение протоколов о намерениях от 10.03.2017.
Определением от 23.08.2017 суд привлек общество с ограниченной ответственностью «НПКФ «ТЕХКОМ» к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании заявитель ходатайствовал об уточнении заявленных требований.
Суд в порядке статьи 49 АПК РФ отклонил ходатайство заявителя ввиду отсутствия оснований для его удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью «НПКФ «ТЕХКОМ», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ГУП «Петербургский метрополитен» проводились открытые торги в форме открытого конкурса на право заключения договоров на поставку механических запасных частей эскалаторов. Конкурсная документация была размещена 29 ноября 2016 г. на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru, на официальном сайте ГУП «Петербургский метрополитен» - http://www.metro.spb.ru/, на сайте АО «Единая электронная торговая площадка» - http://etp.roseltorg.ru.
Открытый конкурс в электронной форме проводился по пятнадцати лотам. Начальная (максимальная) цена договора составляла:
По лоту №1 - 13 556 855 руб. 32 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №2 - 48 234 550 руб. 35 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №3 - 908 089 руб. 27 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №4 - 26 003 770 руб. 92 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №5 - 1 895 877 руб. 03 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №6 - 1 754 222 руб. 58 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №7 - 12 106 347 руб. 04 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №8 - 9 040 312 руб. 94 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №9 - 101 197 руб. 27 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №Ю - 2 213 602 руб. 49 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №11 - 37 661 106 руб. 58 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №12 - 1 486 701 руб. 08 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №13 - 2 780 400 руб. 00 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №14 - 737 849 руб. 37 коп., в т.ч. НДС 18%.
По лоту №15 - 10 360 000 руб. 00 коп., в т.ч. НДС 18%.
ООО «МЕТРОэск» подало конкурсную заявку по лотам №№ 1,11,12, а также внесло обеспечение заявки в соответствии с п. 10 Извещения № 31604395708 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку механических запасных частей эскалаторов (далее - Извещение).
По результатам конкурса по лотам №№1, 11,12 конкурсная комиссия ГУП «Петербургский метрополитен» определило поставщиком ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» совместно с ЗАО «Эс-сервис», которое ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» привлекло в качестве соучастника.
Заявитель полагает, что конкурсной комиссией было допущено нарушение процедуры определения поставщика, которое выразилось в несоответствии представленной Конкурсной комиссии документов требованиям п. 15 Извещения, а именно: отсутствие коллективного участника конкурса ЗАО «Эс-сервис» в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку п. 15 Извещения предусмотрено, что участником процедуры может быть только субъект малого и среднего предпринимательства. Указанное нарушение ущемило, по мнению заявителя, его субъективные права на признание его победителем конкурса.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов установлены Законом № 223-ФЗ.
В силу части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пп. 4.1.17 п. 4.1 Раздела 4 Тома 2 Документации участник должен соответствовать обязательным требованиям, в том числе, соответствие сведений об участнике закупки или о привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае проведения закупки только у субъектов малого и среднего предпринимательства или в случае установления в документации требования об обязательном привлечении субподрядчика или соисполнителя из числа субъектов малого и среднего предпринимательства), содержащихся в декларации, критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации». При этом при осуществлении закупок в случае несоответствия сведений о субъекте малого и среднего предпринимательства, содержащихся в декларации, сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, заказчиком используются сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пп. 5.2.11 п. 5.2 Раздела 5 Тома 2 Документации соответствие вышеуказанному требованию подтверждается сведениями из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ведение, которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», на бумажном носителе или в форме электронного документа или в случае отсутствия информации в указанном реестре - Форма №5 Декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем из п. 5.2.6 следует, что документы, подлежащие предоставлению в соответствии с требованиями конкурсной документации, должны быть представлены на каждого участника, действующего на стороне одного участника конкурса, за исключением форм, подлежащих в соответствии с требованиями конкурсной документации заполнению участником (например, заявка). Указанные формы заполняются и подписываются в отношении всех участников исключительно участником, которому переданы полномочия действовать от имени указанных в договоре простого товарищества (соглашении) участников.
Как следует из материалов дела, ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» и ЗАО «Эс-сервис» в составе заявки были приложены все необходимые документы, в том числе нотариально заверенный договор о совместной деятельности (простого товарищества), а также сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» и декларация по установленной форме на ЗАО «Эс-сервис».
Коллективным участником для участия в открытом конкурсе был представлен полный пакет документов в соответствии с условиями конкурсной документации, в том числе и декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — декларация МСП), подтверждающая принадлежность ЗАО «Эс-сервис» к субъектам среднего предпринимательства. В декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства ЗАО «Эс-сервис» указало, в том числе среднесписочную численность работников за предшествующий год- 150 чел.; доход за предшествующий календарный год — 2млрд.руб.
При этом форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП, предусмотренная Постановлением N 1352, основана на положениях статьи 4 Закона N 209-ФЗ.
Подтверждением данных, указанных в декларации, является бухгалтерская
отчетность за 2015 год, в которой отраженный доход ЗАО «Эс-сервис» также не превысил 2 млрд. руб.
Данное обстоятельство указывает на относимость Общества к субъектам среднего предпринимательства, что отвечает требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), а также требованиям к конкурсной документации.
Кроме того, сведения об организации вносятся в реестр малого и среднего предпринимательства на сайте ФНС самими налоговыми органами на основании данных за 2015 год (письмо ФНС России от 7 сентября 2016 г. № СД-4-3/16672@), с учётом положений п.п. «а», п. 2 ст. 1 , п. 2 ст. 12 Федерального Закона № 265 от 03.07.2016 года.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено указанной статьей.
Таким образом, впервые категория субъекта малого или среднего предпринимательства может быть изменена при формировании реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года в случае, если упомянутые предельные значения показателей дохода и среднесписочной численности работников выше или ниже предельных значений, установленных законом, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 - 2018 годы), учитывая начало работы реестра с 01 августа 2016 года или соответственно с 10 августа 2017 года в отношении акционерных обществ, которые не были внесены в реестр МСП на основании п.п. «а», п. 2 ст. 1 , п. 2 ст. 12 Федерального Закона № 265 от 03.07.2016 года п.п. «а», п. 2 ст. 1 , п. 2 ст. 12 Федерального Закона № 265 от 03.07.2016 года.
Суд принимает позицию заинтересованного лица, что по состоянию на дату рассмотрения заявок участников электронного конкурса — 31.01.2016 года, ЗАО «Эс-сервис» не могло повлиять на отсутствие сведений в отношении ЗАО «Эс-сервис» в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в силу положений Федерального закона N 209-ФЗ.
Таким образом, то обстоятельства ,что ЗАО «Эс-сервис» отсутствует в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не свидетельствует само по себе о несоответствии участника закупки требованиям Постановления Правительства РФ №1352 от 11.12.2014 г., на нарушение которого указывает заявитель и не доказывает нарушение его прав и законных интересов.
Каких-либо доводов со ссылками на нормы права, которые бы указывали на обязанность предоставлять в состав конкурсной документации одновременно с декларацией, предусмотренной ФЗ, и выписку из реестра субъектов МСП заявитель не приводит. Действующим законодательством также не предусмотрена обязанность конкурной комиссией запрашивать дополнительно сведения из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, решением комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «МЕТРОэкс» от 14.12.2017 № Т02-111/17, в удовлетворении жалобы отказано, нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов не выявлено. Заявка коллективного участника ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» и ЗАО «Эс-сервис» была правомерно допущена к участию в процедуре закупки, как в полной мере соответствующая требованиям, установленным в Документации.
Данное решение Управление заявителем не было обжаловано в установленном законодательством порядке.
Так, в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.05 N 101, указано, что иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Корушова И.М.