Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
30 декабря 2015 года Дело № А56-35310/2015
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2015 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2015 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Саржевской В.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция транспортного строительства»,
заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,
третье лицо 1) Общество с ограниченной ответственностью «Альянслайн»,
2) Комитет государственного заказа Санкт-Петербурга,
об оспаривании решения и предписания от 10.03.2015 по делу № 44-638/15,
при участии
от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 20.07.2015,
от заинтересованного лица: представитель ФИО2 по доверенности от 16.11.2015, представитель ФИО3 по доверенности от 28.09.2015,
от третьего лица: 1), 2) представитель не явился (извещен),
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция транспортного строительства» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания от 10.03.2015 по делу № 44-638/15, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – УФАС, антимонопольный орган).
Определением от 29.05.2015 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Альянслайн», Комитет государственного заказа Санкт-Петербурга.
Определением арбитражного суда от 09.09.2015 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А56-25977/2015.
12.10.2015 в суд от заявителя поступило ходатайство о возобновлении производства по делу. Учитывая, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по указанному делу, устранены, протокольным определением от 02.12.2015 производство по делу возобновлено судом.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал заявленные требования. Представитель УФАС возражал против удовлетворения требований, считая решение и предписание законными и обоснованными.
ООО «Альянслайн», Комитет государственного заказа Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд рассмотрел дело по представленным в нем материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.
Как видно из материалов дела, 15.02.2015 учреждение разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (извещение №0172200002515000032). Начальная (максимальная) цена контракта 334 463 116,00 руб.
02.03.2015 в УФАС обратилось ООО «Альянслайн» с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту объекта «Набережная реки Фонтанки ниже моста Белинского, правый берег, напротив дома №9» для нужд Санкт-Петербурга, полагая, что учреждение необоснованно отказало ему в допуске к участию в электронном аукционе.
Рассмотрев жалобу ООО «Альянслайн» (вх. № 4255 от 02.03.2015) на действия аукционной комиссии заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона, а также в результате проведения внеплановой проверки на основании статей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, УФАС приняло решение от 10.03.2015 по делу № 44-638/15 о нарушении законодательства о закупках, которым: жалоба ООО «Альянслайн» признана частично обоснованной в части доводов об установлении заказчиком условия об авансировании работ с нарушение законодательства о контрактной системе и в части доводов об установлении заказчиком возможности уменьшения платежей по контракту на размеры налоговых выплат; в действиях заказчика признано нарушение части 1 статьи 21 (пункта 2 части 3 статьи 21) и части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ; заказчику решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе; материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в должностного лица заказчика.
Учреждению выдано предписание от 10.03.2015 по делу № 44-638/15 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, которым было предложено:
1. Заказчику – СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» устранить нарушения части 1 статьи 21 (пункта 2 части 3 статьи 21) и части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ и с этой целью:
- руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания, при направлении проекта контракта победителю конкурса привести его положения об авансировании в соответствие с законодательством о контрактной системе и планом-графиком, а также исключить из его положений возможность уменьшения цены контракта на размеры налоговых платежей;
- провести закупку №0172200002515000032 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
2. Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 10.04.2015.
СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», не согласившись с вынесенными решением и предписанием УФАС, обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьей 3 Закона № 44-ФЗ под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном названным Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Статьей 6 Закона № 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
15.02.2015 учреждение разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (извещение №0172200002515000032). Начальная (максимальная) цена контракта 334 463 116,00 руб.
Согласно частям 1, 3 статьи 21 Закона №44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;
2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
5) дата начала закупки;
6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 настоящего Федерального закона критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Для закупки с номером П44201503722000678001000175 в плане-графике №44201503722000678001 заказчиком и уполномоченным органом предусмотрена безусловная выплата аванса в размере 30 %.
Согласно пункту 3.9 проекта контракта заказчик по письменному запросу подрядчика, с предоставлением обоснования необходимости авансирования, оплачивает подрядчику в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга аванс в размере до 30% (тридцати процентов) цены контракта, указанной в пункте 3.1. контракта, но не более лимита финансирования на текущий год, указанного в пункте 3.1.1. Контракта. Порядок и дата погашения аванса устанавливается дополнительным соглашением к контракту. Предоставление аванса заказчиком осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты подписания дополнительного соглашения к контракту. Срок подписания сторонами дополнительного соглашения - не позднее 30 (тридцати) календарных дней с момента наличие ордера на производство работ и распоряжения об ограничении (закрытии) движения транспорта, выданных ГАТИ.
Размер авансового платежа не может превышать размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 8.1 настоящего контракта.
Обязательным условием для получения аванса является предоставление банковской гарантии, обеспечивающей возврат авансового платежа. Банковская гарантии должна быть выдана банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Таким образом, заказчиком в соответствии с требованиями статьи 21 Закона №44-ФЗ установлены требования предоставления аванса.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
В пункте 3 части 6 технического задания конкурсной документации указано, что в случае если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС.
В пункте 3.1 части 3 проекта контракта также установлено, что в случае применения подрядчиком упрощенной системы налогообложения, согласно статье 346.11 Налогового Кодекса Российской Федерации, цена работ по контракту НДС не облагается.
Вместе с тем, использование коэффициента пересчета является исключительно математической операцией, позволяющей привести в соответствие смету, включающую в себя НДС к ценовому предложению участника закупки, не являющегося плательщиком НДС (в том числе применяющим упрощенную систему налогообложения).
Контракт заключается и исполняется по цене победителя вне зависимости от применяемой системы налогообложения. Если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк; при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Таким образом, указанные положения не изменяют цену контракта, а лишь определяют порядок выполнения расчетов с победителем конкурса. Цена контракта остается твердой и неизменной.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях учреждения нарушений частей 2, 23 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, решение и предписание УФАС от 10.03.2015 по делу №44-638/15 о нарушении законодательства о закупках является недействительным, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 3000 рублей в его пользу непосредственно с Управления как со стороны по делу о признании действий и решений государственного органа незаконными.
Согласно статье 104 АПК РФ сумма излишне уплаченной заявителем государственной пошлины в размере 3000 рублей (платежное поручение №0948124 от 28.04.2015) подлежит возврату учреждению в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительными решение и предписание от 10.03.2015 по делу № 44-638/15, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Дирекция транспортного строительства» 3000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Выдать Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Дирекция транспортного строительства» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Анисимова О.В.