ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-35832/12 от 12.09.2012 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 сентября 2012 года Дело № А56-35832/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 19 сентября 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Краскович Т.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Корейские шины»,

заинтересованное лицо Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области,

об оспаривании постановления от 30.05.2012 № 70-НН

при участии

от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 10.05.2012,

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Корейские шины» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее – Управление, заинтересованное лицо) от 30.05.2012 №70-НН по делу об административном правонарушении № 47-12/82, предусмотренном частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие у таможенного органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении.

Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направило в судебное заседание своего представителя, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд рассмотрел дело по представленным в нем материалам и доводам, изложенным представителем заявителя в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, 19.07.2010 ООО «Корейские шины» заключен контракт №G/2010/8132/RUS (далее – контракт) с фирмой «PTGajahTunggalTbk» (Индонезия) (далее – нерезидент) на поставку товара в адрес Общества. Банк нерезидента – PTBankNegaraIndonesia (Persero) Tbk.

Обществом 26.08.2010 в филиале Кировский объединенный ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад» на основании контракта оформлен паспорт сделки (далее – ПС) №10080124/0439/0005/2/0. В связи с реорганизацией уполномоченного банка в филиал Кировский ОАО Банк ВТБ в г. Санкт-Петербурге паспорт сделки 27.03.2011 переоформлен за № 11030175/1000/0071/2/0. В связи с изменением суммы контракта (3 500 000,00 долларов США) паспорт сделки переоформлен 30.05.2011.

В ходе исполнения обязательств по контракту Обществом согласно имеющейся в материалах дела ДТ №10216100/080511/0043587 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 16.05.2011) на территорию Российской Федерации ввезен товар от нерезидента на общую сумму 43589,50 долларов США.

Справка о подтверждающих документах от 07.06.2011 одновременно с подтверждающим документом – ДТ №10216100/080511/0043587 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 16.05.2011) представлена Обществом в уполномоченный банк 07.06.2011.

В связи с тем, что Общество нарушило установленный пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» срок представления подтверждающих документов, должностным лицом Мурманской таможни 28.03.2012 в отношении Общества составлен протокол №102070000-44/2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

На основании указанного протокола и других материалов проверки Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области по делу об административном правонарушении №47-12/82 вынесено постановление № 70-НН от 30.05.2012, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статье 23 указанного Федерального закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым им валютным операциям.

В пункте 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ определено, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным Банком Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ Центральным Банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

К формам учета относятся справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах (Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж»).

Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение №258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. В случае отсутствия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации (содержащие сведения об отгрузке вывозимого с таможенной территории Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара за пределами территории Российской Федерации или содержащие сведения об отгрузке ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара на территории Российской Федерации), оформленные в соответствии с условиями контракта или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой деятельности. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 Положению. Указанные документы представляются в банк ПС в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы – графа «D»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта;

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в регистрационном номере таможенной декларации, на ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации;

15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях – дата составления подтверждающего документа.

Судом установлено и подтверждается материалами дела тот факт, что в ходе исполнения обязательств по контракту №G/2010/8132/RUSс фирмой «PTGajahTunggalTbk» (Индонезия) в мае 2011 года в адрес Общества ввезен товар от нерезидента по ДТ №10216100/080511/0043587 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 16.05.2011), при этом справка о подтверждающих документах от 07.06.2011 одновременно с подтверждающим документом – ДТ №10216100/080511/0043587 представлена в банк 07.06.2011, тогда как срок ее предоставления в соответствии с пунктом 2.4 Положения № 258-П истек 31.05.2011.

Таким образом, заявитель, являясь участником внешнеэкономической деятельности, был обязан обеспечить соблюдение сроков представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, однако не принял всех зависящих от него мер, в связи с чем допустил нарушение установленных сроков представления справки о подтверждающих документах, административный орган обоснованно установил вину заявителя и факт совершения им административного правонарушения, квалифицировав его по части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Между тем, при проверке в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ порядка привлечения Общества к административной ответственности судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.

Пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

По смыслу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями статьи 28.3, пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса протокол об административном правонарушении должен быть составлен лицом, уполномоченным на его составление, что предполагает соблюдение порядка применения административного взыскания.

В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» агентами валютного контроля являются, в том числе и таможенные органы.

Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 №459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Подпунктом 1 пункта 1 приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 №125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (далее – приказ №125) начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.

Таким образом, в силу указанных положений приказа №125 таможенные органы в случае выявления признаков нарушений валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации нерезидентами, государственная регистрация которых осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, направляют информацию о предполагаемом нарушении в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.

Протокол о нарушении валютного законодательства составлен 28.03.2012 в отношении Общества старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Мурманской таможни майором таможенной службы ФИО2 по факту нарушения срока представления Обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах одновременно с ДТ №10216100/080511/0043587.

Согласно контракту, заключенному Обществом с нерезидентом, платеж по контракту производится в течение 90 дней с даты поставки. При этом возможна поэтапная оплата. Покупатель имеет право на предварительную оплату товара (л.д. 32 – 37).

Ссылку Управления на пункт 4 контракта, в соответствии с которым предусмотрена возможность предварительной оплаты товара, суд считает подлежащей отклонению, поскольку оплата товара по ДТ №10216100/080511/0043587 на общую сумму 43 589,50 долларов США осуществлялась 24.02.2012.

Таким образом, окончательная оплата товара произведена после подачи ДТ 08.05.2011 и выпуска товара 16.05.2011.

Довод Управления об осуществлении Обществом до начала фактического исполнения контракта валютных операций является несостоятельным, так как указанные валютные операции не имеют отношения к поставке по ДТ №10216100/080511/0043587. Доказательств предоплаты товара, ввезенного по ДТ №10216100/080511/0043587, материалы дела не содержат.

Довод Управления о невозможности применения положений приказа ФТС России №125 от 05.02.2009, в связи с тем, что указанный приказ являлся недействующим на дату совершения вменяемого административного правонарушения Обществом, суд также считает подлежащим отклонению, поскольку приказ ФТС России №1355дсп от 16.07.2010 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (далее – приказ №1355дсп) содержит аналогичные нормы. Так, подпункт 2а пункта 1 приказа №1355дсп предписывает начальникам таможенных органов обеспечить направление копий документов в случае выявления признаков нарушения резидентами валютного законодательства и нормативных правовых актов органов валютного регулирования в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.

Таким образом, таможенные органы не наделены правом осуществления валютного контроля в отношении валютных операций, совершаемых по условиям контракта после подачи таможенной декларации как в силу приказа №125, так и согласно приказу №1355дсп.

Кроме того, согласно приказу ФТС России от 27.12.2011 №2609 «О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления» регионом деятельности Мурманской таможни являются Мурманская область, территориальное море и внутренние воды Российской Федерации, омывающие берега вышеуказанного субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, государственная регистрация ООО «Корейские шины» осуществлена по адресу город Санкт-Петербург, относящемуся к зоне деятельности Санкт-Петербургской таможни.

Таким образом, поскольку Общество зарегистрировано в регионе деятельности иного таможенного органа, сотрудники Мурманской таможни не имели полномочий возбуждать в отношении него дело об административном правонарушении, а обязаны были направить документы о предполагаемых нарушениях Обществом валютного законодательства в установленном порядке.

Судом не принимается ссылка административного органа на положения приказа №1355дсп, которые не связывают право таможенного органа на проведение проверки с местом нахождения юридического лица – участника ВЭД, поскольку указанные полномочия таможенного органа не распространяются на составление по ее итогам процессуальных документов, предусмотренных нормами КоАП РФ.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что применительно к обстоятельствам данного дела протокол об административном правонарушении от 28.03.2012 №102070000-44/2012, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, составлен неуполномоченным органом.

Пунктом 4 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении может служить существенное нарушение процессуальных требований, установленных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом представляют собой существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ. Незаконное возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе составление протокола по делу об административном правонарушении, влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, представленные Управлением документы, как не соответствующие требованиям законодательства, не являются доказательствами совершения Обществом административного правонарушения и, как следствие, не могут служить основанием для привлечения его к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах, постановление Управления от 30.05.2012 №70-НН о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 47-12/82 является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области от 30.05.2012 № 70-НН о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 47-12/82, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Корейские шины».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья Анисимова О.В.