Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
01 октября 2012 года Дело № А56-39853/2012
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01 октября 2012 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Боровлева Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сабировым Э.Р.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель МДОУ «Детский сад № 20 общеразвивающего вида»
заинтересованные лица 1. Отдел надзорной деятельности Волосовского района УНД Главного Управления МЧС России по Ленинградской области, 2. Главное Управление МЧС РФ по Ленинградской области
об оспаривании постановления от 03.07.2012 № 128 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности
при участии
от заявителя - ФИО1, приказ от 31.08.2009 № 128;
от заинтересованных лиц – не явились, извещены
установил:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 общеразвивающего вида» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Отдела надзорной деятельности Волосовского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, отдел) от 03.07.2012 № 128 о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ МЧС РФ по Ленинградской области.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы представителя заявителя, арбитражный суд установил следующее.
На основании распоряжения от 04.06.2012 № 123 отделом в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлены следующие нарушения:
- не обеспечена передача сигнала извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другими линиями связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.
Данные нарушения зафиксированы в акте от 29.06.2012 № 123.
29.06.2012 уполномоченным должностным лицом отдела составлен протокол № 128 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
03.07.2012 в отношении учреждения вынесено постановление № 128 о назначении административного наказания в соответствии с указанной квалификацией в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование своих требований заявитель указал на то обстоятельство, что объект защиты оборудован Централизованной автоматизированной системой передачи извещений о происходящих (возникающих) на объектах пожарах и чрезвычайных ситуациях (далее – ЦАСПИ), переоборудование которых требует значительных финансовых расходов. Кроме того, передача сигнала непосредственно в пожарную часть г. Волосово невозможна, так как пожарная часть не имеет технических условий для приема данного сигнала.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313.
Наряду с данными ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности являются действующим нормативным правовым актом, обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 14.4 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала должны быть выведены извещения о неисправности приборов контроля и управления, установленных вне этого помещения, а также линий связи, контроля и управления техническими средствами оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией, противодымной защиты, автоматического пожаротушения и других установок и устройств противопожарной защиты.
Проектной документацией должен быть определен получатель извещения о пожаре для обеспечения выполнения задач в соответствии с разделом 17.
На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009.
При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.
На других объектах при наличии технической возможности рекомендуется осуществлять дублирование сигналов автоматической пожарной сигнализации о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.
При этом должны обеспечиваться мероприятия по повышению достоверности извещения о пожаре, например, передача извещений "Внимание", "Пожар" и др.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ).
Суд считает, что административным органом не доказана вина учреждения в нарушении заявителем пункта 3 ППБ 01-03, статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 14.4 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»), выразившееся в необеспечении передачи сигнала о пожаре в подразделение пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.
Согласно письму № 1/116/12 от 23.03.2011 ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» (л.д. 44), для выполнения требований Постановления Правительства Ленинградской области от 30.10.2007 № 269 и других нормативных требований по пожарной безопасности в Российской Федерации Правительство Ленинградской области 13.10.2009 провело открытый аукцион, победителем которого признано ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений». Аукцион предусматривал создание и размещение во всех пожарных частях Ленинградской области Централизованной автоматизированной системы передачи извещений о происходящих (возникающих) на объектах пожарах и чрезвычайных ситуациях в пожарные части и ЦУКС ГУ МЧС России по Ленинградской области (ЦАСПИ). По его результатам заключены государственные контракты между ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» и ГУ МЧС России по Ленинградской области (№ 149/13/10/09/15-18 от 03.11.2009), а также ЗАО «Центр-безопасности «Охрана помещений» и ГУ «Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты и противопожарной безопасности Ленинградской области» (ГУ УОМГЗ и ПБ), после реорганизации которой правопреемником в части обеспечения пожарной безопасности стало ГКУ «Леноблпожспас» (№ 08-511/09 от 05.11.2009).
Соглашением от 10.09.2010 предусмотрено функциональное объединение ЦАСПИ, обслуживающих ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, ГУ МЧС России по Ленинградской области, ГКУ «Леноблпожспас» и развитие ЦАСПИ путем включения АРМ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и дежурных частей городских (областных) УВД-ОВД.
ЦАСПИ в полном объеме соответствует всем требованиям действующих руководящих документов по пожарной безопасности в РФ и представляет собой территориально распределенную систему передачи извещений, созданную на основе сертифицированного оборудования, которое находится в свободной продаже, и использующую достижения операторов мобильной связи, которые достигнуты ими за счет многомиллионных инвестиций в Ленинградскую область. При этом не требуется устанавливать дорогостоящие ретрансляторы и получать разрешения на использование РЭС каждым объектом (разъяснения Штаба ОСК ЗВО №8/1/216 от 27.01.2012; передача права на использования радиочастот органами и организациями министерств и ведомств, находящимся на радиочастотном обеспечении в МО РФ, гражданам и юридическим лицам допускается).
Благодаря использованию современных коммуникационных технологий кроме основных функций ЦАСПИ имеет возможность реализации ряда дополнительных функций по оповещению населения и обеспечению связи объектов с оперативными подразделениями. Модернизация ЦАСПИ, ремонт или замена оборудования, в том числе, находящегося на объектах абонентского оборудования, осуществляется за счет собственных средств ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений».
11.03.2012 подписано дополнительное соглашение к государственному контракту №8-511/2009 от 05.11.2009 с ГКУ «Леноблпожспас» о предоставлении в рамках ЦАСПИ прямой телефонной связи между объектом защиты и ближайшим подразделением пожарной охраны для реализации требований статьи 39 ППБ-01-03 с учетом заключения профильных организаций. В соответствии с этим дополнением к государственному контракту абонентские устройствам ЦАСПИ будут дооснащаться микротелефонными трубками и дополнительными узлами, АРМ пожарных частей - модернизированным программным обеспечением и микрофоном.
Таким образом, ЦАСПИ и ее дополнительные возможности позволяют использовать имеемое оборудование для реализации различных нормативных требований и экономить бюджетные средства, выделяемые на решение вопросов безопасности.
Согласно письму Главы Администрации МО Волосовский муниципальный район от 15.05.2012 № 315 (л.д. 46), во исполнение Постановления Правительства Ленинградской области № 269 от 30.10.2007 на территории МО Волосовский муниципальный район на 01.09.2011 во всех учреждениях комитета образования и соцзащиты района установлена автоматическая пожарная сигнализация (АПС) с выводом сигнала о срабатывании АПС к Централизованной автоматизированной системе передачи извещений (ЦАСПИ). Договоры на установку, обслуживание и передачу сигнала в системе ЦАСПИ заключены с ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» (далее Центр) в соответствии с действующим контактом №08-511/09 от 05.11.2009, заключенного по результатам открытого конкурса.
В пожарных частях № 119 и 120 расположенных в Волосовском районе ЗАО «Центр» установлено оборудование, на которое в автоматическом режиме приходит сигнал о срабатывании АПС с объектов образования и соцзащиты, что соответствует требованиям ФЗ №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункту 14.4 свода правил СП5.1.31.30.2009 «Системы противопожарной защиты».
Главное управление МЧС России по Ленинградской области письмом от 25.04.2012 № 3 443-2-1-24 требует от учреждений образования и соцзащиты о замене оборудования по передаче сигнала с ЗАО «Центр» на программно-аппаратный комплекс (ПАК) «Стрелец – Мониторинг», хотя в пожарных частях данного комплекса нет. Этим же письмом предупреждается о принятии мер административного воздействия в рамках подготовки к летнему оздоровительному отдыху и новому учебному году.
В случае переоборудования ЦАСПИ с ЗАО «Центр» на ПАК «Стрелец Мониторинг» потребуются значительные финансовые средства.
Из отзыва отдела следует, что учреждение имеет договор с ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений», который осуществляет передачу сигнала извещения о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу, однако указанная организация является сторонней.
Отделом не оспорен факт отсутствия у него оборудования, необходимого для самостоятельного приема радиосигнала.
Пунктом 3.1 статьи 70 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были соблюдены все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 4 стать 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности в действиях заявителя вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным и отменить постановление отдела надзорной деятельности Волосовского района Управления МЧС России по Ленинградской области от 03.07.2012 № 128 о назначении административного наказания Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 20 общеразвивающего вида» по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Боровлев Д.Ю.