Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
11 ноября 2014 года Дело № А56-41546/2014
Резолютивная часть решения объявлена октября 2014 года . Полный текст решения изготовлен ноября 2014 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Альшанниковым Д.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Администрация Муниципального образования «Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области»,
заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области,
третье лицо 1) Общество с ограниченной ответственностью «Феникс»,
2) Индивидуальный предприниматель ФИО1,
об оспаривании решения и предписания от 15.05.2014 по делу № 61-04-689-А/14,
при участии
от заявителя: представитель ФИО2 по доверенности от 14.01.2014,
от заинтересованного лица: представитель ФИО3 по доверенности от 23.05.2014,
от третьих лиц: 1) представитель не явился (извещен),
2) представитель ФИО4 по доверенности от 06.03.2014,
установил:
Администрация Муниципального образования «Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 15.05.2014 по делу № 61-04-689-А/14.
Определением от 10.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Феникс», ИП ФИО1.
В судебном заседании Администрация в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленные требования и просит суд признать недействительными пункты 1, 2, 3, 5, 6 решения и предписание УФАС от 15.05.2014 по делу № 61-04-689-А/14. Уточнения приняты судом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные требования. Представитель Управления возражал против удовлетворения требований заявителя, считая оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными. Представитель ИП ФИО1 поддержал позицию УФАС.
ООО «Феникс», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя третьего лица.
Суд рассмотрел дело по представленным в нем материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.
Как следует из материалов дела, 19.06.2013 Администрацией Муниципального образования «Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» был проведен конкурс по выбору хозяйствующего субъекта для наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования «Сясьстройское городское поселение».
По результатам вышеуказанного конкурса победителем стало ООО «Феникс», с которым на условиях, указанных в Проекте договора, заключен соответствующий договор.
11.02.2014 в Ленинградское УФАС поступило обращение индивидуального предпринимателя ФИО1 о неправомерных действиях органов местного самоуправления города Сясьстрой Волховского района Ленинградской области и хозяйствующего субъекта – ООО «Феникс» по ограничению конкуренции в сфере похоронного дела на территории города, на основании которого приказом УФАС от 17.02.2014 №37 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 61-04-689-А/14.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения ИП ФИО1 Комиссия Ленинградского УФАС вынесла решение от 15.05.2014 по делу № 61-04-689-А/14, пунктами 1, 2, 3 которого признало в действиях Администрации нарушение части 2 статьи 17, части 3 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ), пунктом 5 решила выдать Администрации предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, пунктом 6 – направить уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании пункта 5 решения УФАС Администрации выдано предписание от 15.05.2014 по делу № 61-04-689-А/14, которым было предложено в срок до 30.06.2014 прекратить нарушения части 2 статьи 17, части 3 статьи 15, статьи 16 Закона №135-ФЗ, выразившиеся в ограничении доступа к участию в торгах на право осуществления работ по благоустройству территорий города, наделении хозяйствующего субъекта – ООО «Феникс» функциями и правами органа власти в сфере похоронного дела, а также в заключении с хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию соглашения, а именно:
- исключить из договора от 24.06.2013 б/н, заключенного по результатам конкурса по выбору хозяйствующего субъекта для наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования «Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» положения, возлагающие на ООО «Феникс» обязанности предоставлять услуги, не входящие в гарантированный перечень услуг по погребению: выдача разрешений на захоронение; предоставление на кладбищах мест (отвод участков) для захоронения умерших; благоустройство территории кладбищ; услуги, связанные с ведением учета захоронений и контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах.
Администрация не согласилась с вышеуказанными решением и предписанием УФАС от 15.05.2014 по делу № 61-04-689-А/14 и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон №8-ФЗ, Закона о погребении) регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:
1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;
2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;
3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;
4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона №8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» в целях неукоснительного выполнения Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в части предоставления гарантий гражданам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа;
своевременно реагировать на жалобы граждан, связанные с нарушением специализированными службами по вопросам похоронного дела прав граждан на предоставление гарантированных безвозмездных услуг по погребению умерших.
Постановлением от 22.05.2013 №211 Администрацией было принято решение о проведении конкурса по выбору хозяйствующего субъекта для наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования «Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области».
Вышеуказанным Постановлением была утверждена конкурсная документация, в составе которой также был в Приложении № 6 утвержден проект договора, заключаемый с победителем по результатам торгов. Согласно проекту договора конкурсной документации, победитель помимо обязанности предоставлять населению гарантированный перечень услуг по погребению, берет на себя обязанности осуществлять работы по благоустройству кладбища. При этом бюджетное финансирование работ по благоустройству кладбищ проектом договора не предусмотрено.
В июне 2013 года вышеуказанных конкурс был проведен, и в соответствии с Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 19.06.2013 победителем стало ООО «Феникс», с которым на условиях, указанных в проекте договора, заключен соответствующий договор от 24.06.2013 (далее – договор).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона №8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Однако, в пункте 2.6 договора от 24.06.2013, Администрация существенно расширила перечень услуг, входящих в гарантированный перечень. В этом пункте 2.6 договора от 24.06.2013, помимо услуг, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении, включена услуга по благоустройству территории, которая включает в себя механизированную расчистку дорог от снега; очистку территории мест захоронений и мемориальных комплексов от мусора, травы и мелкого кустарника в летний период; осуществление благоустройства мест захоронений: стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездными путями к ним; спиливание сухостойных и опасных деревьев; вывоз мусора на свалку по договору со специализированными организациями; содержание в надлежащем порядке могил, находящихся под охраной государства и признанных в установленном порядке историко-культурными ценностями.
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения умершего путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений относятся к вопросам местного значения.
Частью 2 статьи 18 Закона о местном самоуправлении установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ИП ФИО1 пояснил, что после проведения в июне 2013 года конкурса по выбору хозяйствующего субъекта для наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» у предпринимателей, осуществляющих захоронения умерших на кладбище города Сясьстрой возникли проблемы с получением разрешений на захоронения, поскольку функции по выдаче разрешений на захоронения стало осуществлять ООО «Феникс». С ноября 2013 года по январь 2014 года для получения разрешения на захоронение и получения места для этого захоронения ИП ФИО1 и ИП ФИО5 вынуждены были платить ООО «Феникс» по 4000 рублей за каждый факт захоронения. Из-за этой ситуации предприниматели вынуждены были увеличить стоимость оказываемых ими ритуальных услуг. В январе 2014 года ИП ФИО1 отказался платить за получение разрешения на захоронение и получение места для этого захоронения в связи с тем, что место на кладбище и разрешение должны предоставляться бесплатно. Кроме того, ИП ФИО1 считает, что не должен возмещать ООО «Феникс» расходы на благоустройство и содержание мест захоронения, поскольку ООО «Феникс», заключив договор с Администрацией, взяло на себя обязанность за свой счет благоустраивать и содержать кладбище.
По мнению Администрации, такие функции, как предоставление мест под захоронение; инвентаризация и регистрация захоронений; установление режима работы муниципальных кладбищ могут быть закреплены за хозяйствующим субъектом (муниципальной или иной организацией по вопросам похоронного дела и ритуальных услуг). Что касается выделения (предоставления) участков под захоронения и регистрация захоронений, то эти функции Законом о погребении отнесены к полномочиям органа местного самоуправления. Режим работы кладбища определяется в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта либо его учредителем, либо самой организацией, поскольку это распорядок деятельности организации. Установление режима работы кладбища также не относится к полномочиям органов местного самоуправления. На основании изложенного Администрация полагает, что хозяйствующий субъект – специализированная служба по вопросам похоронного дела вправе осуществлять выделение земельных участков для захоронения, регистрацию, захоронение, определение режима работы вверенного ей кладбища, контролировать соблюдение (наблюдать за соблюдением) установленных правил на территории кладбища (без прав выдачи обязательных предписаний, наложения мер ответственности и тому подобное, лишь с правом передавать соответствующую информацию в компетентные органы). В этих рамках специализированная служба вправе запрещать въезд на территорию кладбища транспортных средств, если ими нарушается установленный на основе порядка деятельности кладбищ (утвержденного органами местного самоуправления) порядок въезда на территорию кладбища. Что касается благоустройства кладбища, то эту функцию орган местного самоуправления не обязан осуществлять самостоятельно. Таким образом, Администрация считает, что при заключении с ООО «Феникс» договора от 24.06.2013 Администрация не нарушила действующее законодательство и не ограничила конкуренции среди лиц, оказывающих услуги по захоронению умерших.
Как пояснило ООО «Феникс» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства для того, чтобы возместить затраты на осуществление своих обязанностей в рамках договора от 24.06.2013, заключенного с Администрацией по результатам торгов, оно взимало с предпринимателей, которые осуществляли захоронения на этом кладбище, денежные средства за каждый факт захоронения в размере 4000 рублей.
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ, Закон о размещении заказов) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (часть 1 статьи 1 Закона № 94-ФЗ).
В силу части 2 статьи 3 Закона №94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
В пунктах 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении государственных и муниципальных нужд. Муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг – то есть определение поставщиков и исполнителей муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением предусмотренных законом случаев.
Таким образом, выполнение работ, оказание услуг по благоустройству муниципальных кладбищ и содержанию мест захоронений должны осуществляться в соответствии с Законом о размещении заказов и являются самостоятельным предметом муниципального контракта, заключаемого по результатам торгов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 94-ФЗ официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).
Муниципальный заказ на выполнение работ, оказание услуг по благоустройству муниципальных кладбищ и содержанию мест захоронений в соответствии с требованиями Закона о размещении заказа Администрацией на сайте закупок не размещался.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 17 Закона №135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 1).
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2).
Из содержания предмета торгов, а также проекта договора усматривается, что Администрацией в нарушение законодательства в сфере поставок товара, оказания услуг и работ для муниципальный заказчиков, работы по благоустройству муниципального кладбища и содержанию мест захоронений объединены в один предмет торга с правом получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела.
При таких обстоятельствах, действия Администрации по размещению муниципального заказа без учета требований законодательства о порядке его размещения, в том числе по опубликованию информации о торгах на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, ограничили доступ к участию в этих торгах неограниченному кругу лиц – потенциальных участников торгов на право выполнять работы и оказывать услуги по благоустройству муниципального кладбища и содержанию мест захоронений, а также нарушили запрет, установленный частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Частью 3 статьи 15 Закона №135-ФЗ установлено, что запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 №238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Похоронное дело включает в себя оказание ритуальных, юридических, производственных, обрядовых и иных сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, а также организацией и проведением похорон.
Пунктом 1 статьи 9 и пунктом 1 статьи 29 Закона о погребении на специализированные службы по вопросам похоронного дела возлагаются только обязанности по осуществлению погребения умерших.
При этом погребение в статье 3 Закона о погребении определено как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
Таким образом, вышеуказанными нормами определены функции, которые возлагаются на специализированные службы.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В нарушение требований Закона о погребении в пункте 2.5 договора от 24.06.2013 Администрация наделила ООО «Феникс» функциями органа местного самоуправления в части выдачи разрешений на захоронение и предоставление на кладбищах мест (отвод участков) для захоронения умерших.
Помимо этого пунктом 2.7 вышеуказанного договора на ООО «Феникс» возлагается обязанность по обеспечению формирования и сохранности архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на оказываемые услуги по погребению и иные ритуальные услуги.
В соответствии с пунктами 17 и 22 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения относится, в частности: формирование архивных фондов поселения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Следовательно, к полномочиям органа местного самоуправления относится, в том числе ведение книг регистрации захоронений, формирование и сохранность архивного фонда учета захоронений.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 12027/07 указано, что действия органов власти, выражающиеся в наделении хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбища, создают преимущественные условия для деятельности хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.
Материалами дела подтверждено, что выдача разрешений на захоронения и отвод земельных участков для захоронений осуществляется ООО «Феникс». При этом в материалах дела также имеются документы, подтверждающие незаконное взимание ООО «Феникс» с ИП ФИО1 и ИП ФИО5 платы в размере 4000 рублей за каждый факт захоронения на общую сумму 12000 рублей, что свидетельствует об ограничении свободного доступа лиц на кладбище для осуществления погребения умерших.
Таким образом, Администрация, заключив с ООО «Феникс» договор от 24.06.2013, в котором наделила ООО «Феникс» функциями органа местного самоуправления, нарушила запрет, установлений частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по погребению умерших.
Материалы дела также свидетельствуют о том, что на территории города Сясьстрой фактически действует разрешительный порядок доступа на кладбища хозяйствующим субъектам, не обладающим статусом специализированной службы. При содействии органов местного самоуправления города путем издания соответствующих муниципальных актов и обеспечения их исполнения силами, в том числе правоохранительных органов, а также прямого уведомления хозяйствующих субъектов Администрацией, ООО «Феникс» реализует контроль за доступом на кладбища путем решения вопроса о выдаче разрешений на захоронения, а также незаконного взимания ООО «Феникс» платы за возможность осуществить захоронение в размере 4000 рублей.
При таких обстоятельствах, действия Администрации и ООО «Феникс» по ограничению свободного доступа другим хозяйствующим субъектам на территорию кладбища для осуществления ими захоронений содержат признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 16 Закона №135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Комиссией УФАС в договоре от 24.06.2013 установлены существенные нарушения требований действующего законодательства, которые привели к фактическому наступлению ограничения конкуренции. Таким образом, такой договор между Администрацией и ООО «Феникс», как соглашение недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством, поскольку нарушает положения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, с учетом подтверждения материалами дела нарушений Администрацией требований части 2 статьи 17, части 3 статьи 15, статьи 16 Закона № 135-ФЗ, решение в оспариваемой части и предписание Ленинградского УФАС от 15.05.2014 по делу № 61-04-689-А/14 являются законными и обоснованными, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных Администрацией Муниципального образования «Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Анисимова О.В.