ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-42714/2021 от 15.12.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 декабря 2021 года                                                                      Дело № А56-42714/2021

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2021 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Захарова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: акционерное общество «Газпром теплоэнерго»

заинтересованное лицо: Административная комиссия  муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район»

о признании незаконным и отмене постановления от 27.04.2021 №82

при участии

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.09.2021

от заинтересованного лица: не явился, извещен

установил:

Акционерное общество «Газпром теплоэнерго» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  с заявлением о незаконным и отмене постановления Администрации муниципального образования «Город Ивангород» от 27.04.2021 №8.

Определением суда от 01.09.2021 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Административная комиссия Администрации муниципального образования

«Кингисеппский муниципальный район» (далее – заинтересованное лицо, Администрация).  

Этим же определением Администрация  муниципального образования  «Город Ивангород» исключена из числа заинтересованных лиц.

В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал.

Заинтересованное лицо,  извещенное  надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направило в судебное заседание своего  представителя. Администрация ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 210 АПК РФ в его отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителя заявителя в судебном заседании, суд установил следующее.

При осмотре объекта внешнего благоустройства 23.03.2021 в 12 час. 00 мин.  у до. №1а по ул. Матросова, г. Ивангород Кингисеппского района Ленинградской области зафиксировано, что филиалом АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области не проведены работы по восстановлению благоустройства территории до состояния, в котором она находилась до начала производства земляных работ, ордер на производство земляных работ не получен.

По данному факту в отношении филиала АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области должностным лицом Администрации МО «Город Ивангород» 05.04.2021 составлен протокол №8-адм об административном правонарушении по  части 2 статьи 4.12 Областного закона Ленинградской области «Об административных правонарушениях» от 02.07.2003  №47-оз (далее – Закон №47-ОЗ).

Постановлением Комиссии от 27.04.2021 №82 филиал АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12 Закона №47-ОЗ, с назначением  административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав в его обоснование на то, что филиал  юридического лица не является субъектом административной ответственности.

Как установлено частью 2 статьи 4.12 Закона №47-ОЗ, нарушение требований к проведению земляных работ, указанных в разрешении на проведение земляных работ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч рублей до тридцати тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 4.12 Закона №47-ОЗ:

1. Под земляными работами понимаются работы, проводимые на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в процессе которых осуществляются вскрытие и (или) перемещение грунта, вскрытие дорожного покрытия или иное нарушение благоустройства территории муниципального образования.

2. Под разрешением на проведение земляных работ понимается документ, выдаваемый уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Ленинградской области в случаях, предусмотренных правилами благоустройства территории муниципального образования, который является основанием для проведения земляных работ на определенной территории в определенный период времени и устанавливает требования к их проведению.

3. Под требованиями к проведению земляных работ понимаются обязательные условия их выполнения, в том числе условия об ограждении мест проведения земляных работ, оборудовании их аварийным освещением, сооружении настилов, пешеходных мостков, звукоизолирующих экранов, выполнении в установленный срок работ по восстановлению элементов благоустройства и озеленения, покрытия дорог, тротуаров, на которых проводились земляные работы, а также иные условия проведения земляных работ, определенные в соответствии с правилами благоустройства территории муниципального образования и указанные в разрешении на проведение земляных работ.

Правила благоустройства территории Муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» утверждены решением Совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского района Ленинградской области» от 28.11.2017 № 54 (далее – Правила №54).

Из положений пункта 1.4 Правил №54 следует, что земляные работы - комплекс строительных работ, включающий выемку (разработку) грунта, его перемещение, укладку с разравниванием и уплотнением грунта, а также подготовительные работы, связанные с расчисткой территории, сопутствующие работы (в том числе планировка площадей, откосов, полотна выемок и насыпей, отделка полотна, устройство уступов по откосам (в основании) насыпей, бурение ям бурильно-крановыми машинами, засыпка пазух котлованов); аварийные земляные работы - ремонтно-восстановительные работы на инженерных коммуникациях, иных объектах при их повреждениях, требующие безотлагательного производства земляных работ для устранения опасности, непосредственно угрожающей безопасности людей, их правам, а также охраняемым законом интересам.

Основные требования к проведению земляных работ и обеспечению контроля за их производством установлены разделом 10 Правил №54:

- пункт 10.1: На земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность, на которая не разграничена, хозяйствующим субъектам и физическим лицам запрещается проведение всех видов земляных работ (производство дорожных, строительных, аварийных и прочих земляных работ) без письменного разрешения (ордера) или после окончания его срока действия в случае отсутствия разрешения на строительство на участке проведения земляных работ.

Не являются земляными работами работы, осуществляемые в соответствии с разрешением на строительство.

- пункт 10.2: Разрешение (ордер) на производство земляных работ выдается администрацией муниципального образования на основании заявления хозяйствующего субъекта или физического лица (далее - заявитель). Форма заявления на получение разрешения (ордера) на производство земляных работ, форма разрешения (ордера) и порядок его получения утверждаются постановлением администрации муниципального образования.

- пункт 10.5: Заявитель несет полную ответственность за проведение работ, соблюдение мер безопасности, санитарных правил и норм при их производстве, а также за своевременное и качественное восстановление нарушенного благоустройства в местах их проведения в соответствии с порядком.

- пункт 10.13: Работы по восстановлению покрытия должны быть начаты после засыпки траншеи (котлована) и выполнены в течение трех суток. Покрытие должно быть восстановлено в существующей конструкции.

Как установлено частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 2  статьи 4.12 Закона №47-ОЗ, являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно пункту 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В силу пункта 2 статьи 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Согласно пункта 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Как установлено статьей 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения;  лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;  виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 6 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Нормами действующего КоАП РФ привлечение к административной ответственности филиалов юридических лиц не предусмотрено.

Следует отметить, что назначенный филиалу АО «Газпром теплоэнерго» административный штраф  размере 10000 руб. не корреспондирует с санкцией части 2  статьи 4.12 Закона №47-ОЗ в отношении юридических лиц от 20000 до 30000 руб.

Таким образом, оспариваемым постановлением к административной ответственности привлечено образование, не обладающее правоспособностью и не являющееся субъектом административной ответственности.

Кроме того суд отмечает следующее.

В силу части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Частями 1 и 2 статьи 25.4 КоАП РФ установлено, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с частью 3 статьи 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Как указывалось выше, согласно пункта 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Из разъяснений, содержащихся в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года», утвержденном  Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009, следует, что руководитель филиала или представительства юридического лица может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.

Суду  не представлено доказательств направления процессуальных извещений по делу об административном правонарушении Обществу или наличия в положении об указанном  филиале Общества соответствующих полномочий и наличия у руководителя филиала доверенности на представление интересов Общества по вышеуказанному делу об административном правонарушении.

Также в материалах дела отсутствуют доказательства заявления Обществом  ходатайства о направлении извещений по иному адресу, отличному от юридического.

В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушение административным органом положений статей 25.1, 25.4, 25.15, 28.2, 29.7 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, носит существенный характер, не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и является основанием для признания незаконными и отмены оспариваемых решений административного органа в силу части 2 статьи 211 АПК РФ.

В силу пункта 2 статья 211 АПК РФ в  случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Одновременно имеются основания, установленные статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ для возврата заявителю уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

            Признать незаконным и отменить постановлении Административной комиссии Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» №82 от 27.04.2021.

Выдать акционерному обществу «Газпром теплоэнерго» справку  на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 3000 рублей.

            Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                             Захаров В.В.