ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-4375/19 от 05.04.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

24 апреля 2019 года Дело № А56-4375/2019

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2019 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Пономаревой О.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матюхиной К.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: общество с ограниченной ответственностью «Топаз Плюс» (ОГРН: <***>);

ответчик: Служба государственного строительного надзора и экспертизы
Санкт-Петербурга (ОГРН: <***>);

о признании незаконным уведомления

при участии

- от истца: не явился, извещен;

- от ответчика: не явился, извещен.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Топаз Плюс» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее – Служба) о признании незаконным уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство от 03.10.2018 № 07-05-11649/18-0-1, в части требования предоставить решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта.

Стороны представителей в судебное заседание не направили, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения спора в соответствии со ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав и оценив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства:

Общество обратилось в Службу с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта розничной торговли расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, участок 1, (юго-западнее пересечения с Ладожским направлением ж.д.).

Уведомлением от 03.10.2018 № 07-05-11649/18-0-1 Служба отказала в выдаче разрешения на реконструкцию, указав, в числе прочего, на то, что представленная проектная документация не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, установленному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (в редакции постановления Правительства от 04.07.2017 № 550), а именно: отсутствует решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в порядке установленном законом Санкт-Петербурга.

Общество не согласившись с решением Службы обратилось в суд с заявлением об оспаривании указанного решения в части требования Службы предоставить решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в порядке установленном законом Санкт-Петербурга.

В соответствии с п.4 ст.200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2004 № 1749 утверждено положение о Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

В соответствии с п.1.2 Служба является органом, уполномоченным на организацию государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее - искусственный земельный участок), и разрешений на ввод объектов капитального строительства и искусственных земельных участков в эксплуатацию, а также на осуществление регионального государственного строительного надзора. Таким образом, служба является уполномоченным органом на рассмотрение заявлений о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Как следует из материалов дела, одним из оснований отказа в выдаче разрешения на реконструкцию, являлось требование Службы предоставить решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга № 692-147 «О порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства».

Возражая против удовлетворения иска, заинтересованное лицо указало, что объект капитального строительства, в отношении которого подано заявление о выдаче разрешения на строительство, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» от 12 сентября 2014 относится к виду разрешенного использования с кодом 4.4 магазины, размещение которых относится к обслуживанию жилой застройки.

Земельный участок расположен в территориальной зоне ТД 1-2, общественно-деловой зоне объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов. Размещение жилых домов в этой территориальной зоне, относится к условно-разрешенным видам использования земельного участка.

В представленном отзыве Служба указывает, что отнесение объекта капитального строительства к объекту с кодом 4.4 магазины, является самостоятельным достаточным условием, для необходимости получения решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика. При этом, в какой территориальной зоне планируется к размещению объект с кодом 4.4 магазины, на требование получения решения о согласовании не влияет.

Заявитель полагает, что в данном случае земельный участок на котором планируется реконструкция объекта капитального строительства с кодом 4.4. магазины, расположен за пределами территории, на которой расположены жилые дома, отделен от этой территории улично-дорожной сетью. На территории, в которой расположен земельный участок, строительство жилых домов не предусмотрено, рядом с земельным участком расположена заправочная станция, территория для использования под объекты транспортной инфраструктуры; что, требование Службы предоставить решение о согласовании градостроительного облика, только в связи с тем, что объект капитального строительства имеет вид разрешенного использования с кодом 4.4 магазины, без учета территориальной зоны в которой планируется строительство (реконструкция), а также без учета градостроительной ситуации территории, является ошибочным, основан на неправильном толковании градостроительного законодательства.

В соответствии с п.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Кроме того, согласно п. 10 ст.51 ГрК РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из ГрК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Кодекса).

Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 утверждён исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства.

К процедурам, связанным с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, применяемым в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления, отнесена, в том числе процедура предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта. В пределах компетенции субъекта Российской Федерации находится установление процедуры в сфере жилищного строительства, как предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта и порядка её прохождения.

Пунктом 1.2.10 приложения 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (в редакции постановления Правительства от 04.07.2017 № 550), установлено что размещение объектов капитального строительства в сфере жилищного строительства осуществляется при наличии решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.

Порядок получения решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства установлена Законом Санкт-Петербурга №508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» и Законом Санкт-Петербурга № 692-147 «О порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства».

При таких обстоятельствах, в Санкт-Петербурге при получении разрешения на строительство объектов, которые относятся к объектам в сфере жилищного строительства, установлен порядок получения решения о согласовании градостроительного облика.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» от 12.09.2014 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Вид разрешенного использования обслуживание жилой застройки код 2.7 разрешает размещать объекты капитального строительства, с видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 4.7, 4.9, в жилой застройке, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.

В тоже время вид разрешенного использования с кодом 4.4 магазины относится к общему виду разрешенного использования предпринимательство код 4.0.

Принимая во внимание вышеизложенное, объекты капитального строительства с кодом 4.4 магазины, могут размещаться как в зоне жилой застройки, при соблюдении условий установленных в описании вида разрешенного использования с кодом 2.7, так и в иных зонах.

В частности градостроительный регламент для территориальной зоны ТПД1, который установлен в приложении № 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 (в редакции, введенной в действие с 29.06.2019 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2018 № 526,) к основным видам разрешенного использования относит магазины с кодом 4.4. При этом жилой застройки в этой зоне нет. Следовательно, для обоснования требования получить решение о согласовании градостроительного облика, в данном случае необходимо наличие двух условий одновременно, вид разрешенного использования с кодом 4.4 магазины, а также соблюдение условий установленных для вида разрешенного использования с кодом 2.7, классификатора видов разрешенного использования земельных участков.

Территория, на которой расположен земельный участок, с точки зрения градостроительной ситуации, является обособленной, отделена улично-дорожной сетью от квартала, в котором расположены жилые дома.

Указанные обстоятельства подтверждается данными из региональной геоинформационной системы Санкт-Петербурга.

Земельный участок, на котором заявитель планирует осуществить реконструкцию, имеет вид разрешенного использования для размещения объектов коммерческой деятельности, расположен в территориальной зоне ТД 12-2. В соответствии с п. 2.10.3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (в редакции постановления Правительства от 04.07.2017 № 550) жилая застройка в этой территориальной зоне относится к условно-разрешенным видам использования земельного участка. Земельный участок расположен рядом с зоной ТИ отделен от квартала с жилыми домами красными линиями улично-дорожной сети.

Осуществление строительства в жилищной сфере на этой территории не запланировано. Доказательств обратного, заинтересованное лицо суду не предоставило.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», а именно пунктами 1 и 2 части 1 статьи 15, в которых содержится запрет органам власти субъектов Российской Федерации вводить ограничения в отношении хозяйствующих субъектов или необоснованно препятствовать им в осуществлении деятельности, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в частности пунктам 1 и 2 части 1 статьи 7, согласно которым органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных услуг.

Абзацем третьим статьи 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте.

Таким образом, требование получения дополнительного согласования не обусловленного публично-правовыми интересами и законодательно не установлено и налагает ограничения на реализацию архитектором авторского замысла.

Получение дополнительного согласования в данном случае не установлено нормативно-правовыми актами, не служит цели на которое направлено условие о необходимости согласования архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства в жилищной сфере.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать незаконным уведомление Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга об отказе в выдаче разрешения на строительство от 03.10.2018 № 07-05-11649/18-0-1, в части требования предоставить решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Пономарева О.С.