ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-45588/2023 от 12.09.2023 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

18 сентября 2023 года Дело № А56-45588/2023

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2023 года. Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2023 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Лебедевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель – Общество с ограниченной ответственностью "ГИДРОСПЕЦСТРОЙ"

заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Санкт-Петербургу

иные лица – временный управляющий ФИО1

о признании задолженности безнадежной ко взысканию

при участии

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 25.01.2023; ФИО3, по доверенности от 09.01.2023;

от иных лиц: не явился, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ГИДРОСПЕЦСТРОЙ" (ИНН <***>, далее – заявитель, Общество, ООО «ГИДРОСПЕЦСТРОЙ», налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган), в котором просит признать безнадежной к взысканию задолженность Общества по следующим обязательным платежам в бюджет:

- налог на добавленную стоимость в размере 53 581 693 руб.,

- пени по налогу в размере 29 733 839,24 руб.,

- штраф в размере 1 595 655 руб.,

- налог на прибыль в размере 58 432 709 руб.,

- пени по налогу в размере 27 344 241, 84 руб.,

- штраф в размере 5 674 828 руб.,

- НДС в сумме 68 828 492 руб.

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ, суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, в отсутствие возражений сторон, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.

В судебном заседании представители Инспекции возражали против заявленных требований.

Заявитель, иное лицо, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании статей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие по имеющимся доказательствам.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы налогового органа, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании решения Инспекции от 29.12.2020 № 04/31 в отношении ООО «ГИДРОСПЕЦСТРОЙ» проведена выездная налоговая проверка (далее - ВНП) по всем налогам, сборам, страховым взносам за периоды с 01.01.2017 по 31.12.2019.

По результатам ВНП в отношении Общества составлен акт налоговой проверки № 04/7940 от 25.10.2021 (далее - Акт), и вынесено Решение № 04/9523 от 26.12.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение № 04/9523), в соответствии с которым Обществу начислены:

- налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 53 581 693 руб., пени по налогу в размере 29 733 839,24 руб., штраф по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) размере 1 595 655 руб.;

- налог на прибыль в размере 58 432 709 руб., пени по налогу в размере 27 344 241,84 руб., штраф по п. 3 ст. 122 НК РФ в размере 5 674 828 руб.,

а также налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 17 600 руб. за непредставление в установленный срок документов.

Заявитель просит признать безнадежной к взысканию задолженность в размере начисленных по Решению № 04/9523 сумм, за исключением штрафа в размере 17 600 руб. по пункту 1 ст.126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов.

Кроме того, заявитель также просит суд признать безнадежной к взысканию задолженность по НДС в сумме 68 828 492 руб. Вместе с тем, налоговый орган не располагает сведениями относительно оснований возникновения данной задолженности, в своем заявлении налогоплательщик их также не приводит.

Решение № 04/9523 вручено генеральному директору Общества 18.01.2023 и в апелляционном порядке налогоплательщиком не обжаловалось. Решение вступило в законную силу 20.02.2023.

В налоговом органе отсутствует информация о досудебном порядке обжалования Решения № 04/9523 (налогоплательщик не обращался с жалобой ни в Инспекцию, ни в вышестоящий налоговый орган), соответственно, предметом данного спора не может являться правомерность вынесения Решения № 04/9523, а также оспаривание изложенных в нем выводов (п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ), на что пытается указать заявитель, приводя доводы не только о сроках проведения проверки, составления и вручения процессуальных документов, но и о несоответствии процессуальных документов нормам налогового законодательства.

В обоснование позиции Общество приводит следующие доводы.

В нарушение п. 8 ст. 89 НК РФ справка о проведенной выездной налоговой проверке заявителю не вручалась.

Акт проверки составлен и вручен налогоплательщику с нарушением сроков, установленных НК РФ.

Содержание акта проверки не соответствует требованиям Приказа от 07.11.2018 №ММВ-7-2/628@. К акту проверки не приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (банковские выписки по контрагентам, документы, полученные от контрагентов по встречным проверкам, протоколы допросов).

Выводы налогового органа об отсутствии хозяйственных операций, искажение сведений о фактах хозяйственной деятельности и о «фиктивных» контрагентах сделаны налоговым органом неправомерно, при несоблюдении обязанностей по истребованию документов в ОМВД по Курортному району СПб.

Действия Инспекции по вынесению решения № 04/100 от 26 августа 2022 г. и проведению дополнительных мероприятий налогового контроля неправомерны, ввиду несоответствия пункту 6 статьи 101 НК РФ. Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля проведено без веских оснований, не мотивировано.

В нарушение положений НК РФ, дополнение к акту налоговой проверки не отправлено Обществу.

Длительность проверки со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления итогового решения составила более 2-х лет.

Налоговым органом пропущены сроки принудительного взыскания задолженности, которая была выявлена в результате проведения выездной налоговой проверки, общая продолжительность просрочки длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) составила 2 года и 1 месяц, что превышает определенный статьями 46 - 47 НК РФ двухлетний срок для осуществления процедур принудительного взыскания спорной задолженности.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

1. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ определено, что безнадежными взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление №57) разъяснено, что по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

В данном случае доводы заявителя сводятся, по сути, к оспариванию Обществом Решения № 04/9523 на основании длительного, по его мнению, срока проведения выездной налоговой проверки, то есть нарушении налоговым органом порядка проведения налоговой проверки.

Вместе с тем, Решение Инспекции № 04/9523, являющееся самостоятельным ненормативным правовым актом, не является предметом заявленных требований по настоящему спору.

Следовательно, проверка законности и обоснованности Решения Инспекции №04/9523, которым Обществу доначислены соответствующие суммы налогов, пеней и штрафов, в том числе, по тому основанию, на котором настаивает заявитель (нарушение сроков проведения проверки и принятия данного решения), не входит в предмет исследования в рамках настоящего спора и не подлежит судебной оценке в настоящем деле.

При этом нарушение срока проверки не может являться самостоятельным и единственным основанием для отмены решения, принятого по ее итогам, поскольку законность решения налогового органа не зависит от сроков проведения проверки, превышение срока проверки не нарушает прав проверяемого налогоплательщика.

Такой вывод следует из пункта 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 №71, в котором указано, что срок проверки не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Согласно пункту 31 Постановления №57 несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога и пеней в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Вместе с тем, как разъяснено в абзаце втором пункта 31 Постановления №57, данные доводы могут быть заявлены только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного налогоплательщику на основании статьи 70 НК РФ, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 НК РФ.

В свою очередь, применительно к заявленным требованиям, сформулированным самим Обществом, оспаривание требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного налогоплательщику на основании статьи 70 НК РФ, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, не входит в предмет исследования в рамках настоящего спора.

Более того, заявляя о необходимости признания невозможной (безнадежной) к взысканию налоговым органом недоимки по налогам в общей сумме 245 191 457 руб., начисленной в ходе выездной налоговой проверки, Общество не учитывает, что фактически Решением Инспекции № 04/9523 доначислена недоимка всего в общей сумме 176 380 566 руб., то есть в меньшей сумме по сравнению с недоимкой, указанной Обществом.

Следовательно, в любом случае у Общества не возникло права требовать признания безнадежной к взысканию недоимки по налогам в сумме 245 191 457 руб., поскольку такой суммы недоимки решением налогового органа, принятым по результатам выездной налоговой проверки, не доначислялось.

Следовательно, в рассматриваемом случае Обществом не доказано наличие оснований, позволяющих суду признать безнадежной к взысканию задолженность по налогам и пеням, доначисленным по результатам выездной налоговой проверки, по мотивам утраты возможности ее взыскания налоговым органом ввиду нарушения последним процедуры принудительного взыскания этой задолженности.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Пунктом 6 статьи 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Согласно ст. 89 НК РФ срок проведения ВНП исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В соответствии с пунктом 15 статьи 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки в случаях, установленных пунктом 9 статьи 89 НК РФ (абзац первый пункта 9 статьи 89 Кодекса).

В соответствии с абзацем восьмым пункта 9 статьи 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.

В рассматриваемой ситуации срок на принудительное взыскание задолженности по проверке не истек.

Инспекцией на основании решения от 29.12.2020 № 04/31 в отношении ООО «ГИДРОСПЕЦСТРОЙ» проведена выездная налоговая проверка по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.

Проверка начата - 29.12.2020, окончена - 25.08.2021.

На основании пункта 1 статьи 93.1 НК РФ, в связи с необходимостью истребования документов (информации) у контрагентов заявителя, проверка приостанавливалась:

- Решение №04/75 от 29.12.2020 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки с 30.12.2020; получено Обществом по ТКС, квитанция о приеме от 15.01.2021;

- Решение №04/65 от 06.04.2021 о возобновлении проведения выездной налоговой проверки с 07.04.2021; получено Обществом по ТКС, квитанция о приеме от 09.04.2021;

- Решение №04/80 от 30.04.2021 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки с 01.05.2021; получено Обществом по ТКС, квитанция о приеме от 04.05.2021;

- Решение №04/127 от 30.06.2021 о возобновлении проведения выездной налоговой проверки с 01.07.2021; Направлено в адрес налогоплательщика «Почтой России» реестр от 08.07.2021;

- Решение №04/121 от 28.07.2021 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки с 29.07.2021; получено Обществом по ТКС, квитанция о приеме от 11.08.2021;

- Решение №04/159 от 18.08.2021 о возобновлении проведения выездной налоговой проверки с 19.08.2021; получено Обществом по ТКС, квитанция о приеме от 18.08.2021.

Общий срок приостановления проверки составляет - 6 месяцев:

(2 дня (дек. 2020) + 31 день (янв. 2021) + 28 дней (февр. 2021) + 31 день (март 2021) + 6 дней (апр. 2021) + 31 день (май 2021) + 30 дней (июнь 2021) + 3 дня (июль 2021) + 18 дней (август 2021) = 180 дней или 6 месяцев.

Таким образом, с учетом сроков, установленных пунктами 6, 9 статьи 89 НК РФ, проверка должна быть окончена не позднее 30.08.2021 (29.12.2020 + 2 мес. (проверка) + 6 мес. (приостановление) = 30.08.2021.

Как указано в решении налогового органа, проверка окончена - 25.08.2021, то есть в установленный НК РФ срок.

В последний день проверки составлена Справка № 04/29 от 25.08.2021 о проведенной выездной налоговой проверке (далее - Справка), которая отправлена в адрес налогоплательщика 27.08.2021 почтовым отправлением (ШПИ 80098463897462) и согласно официальному сайту «Почта России» вручена адресату 01.09.2021.

Учитывая вышеизложенное, доводы относительно не вручения заявителю Справки о проведенной выездной налоговой проверке и длительности проверки более 2-х лет, являются не состоятельными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Согласно пункту 5 статьи 100 Кодекса акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Как указывалось выше, Справка №04/29 о проведенной выездной налоговой проверке составлена 25.08.2021.

С учетом сроков, установленных пунктами 1, 5 статьи 100 НК РФ, акт налоговой проверки должен быть составлен не позднее 25.10.2021 (25.08.2021 + 2 мес. = 25.10.2021) и вручен не позднее 16.11.2021 (25.10.2021 + 5 ней (рабочих) + 6 дней (рабочих) = 16.11.2021).

Акт налоговой проверки №04/7940 составлен 25.10.2021, т.е. в установленный НК РФ срок.

Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя относительно составления Акта проверки с нарушением сроков, установленных НК РФ, являются не состоятельными.

Акт налоговой проверки вручен налогоплательщику не 16.11.2021, а 16.06.2022. В данном случае нарушение срока на вручение Акта выездной налоговой проверки составило 7 месяцев.

Пунктом 14 статьи 101 НК РФ предусмотрены безусловные основания для признания недействительным решения налоговой инспекции: в случае существенных нарушений налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В соответствии с абзацем 3 пункта 14 НК РФ основанием для отмены решения налогового органа могут являться также и иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

При этом нарушение сроков проведения выездной проверки, вручения акта проверки не являются существенными нарушениями процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (Письмо ФНС России от 08.12.2017 № ЕД-4-15/24930®), п. 3 Письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, Письмо ФНС России от 25.01.2021 № СД-4-2/778®).

Таких же выводов придерживается судебная практика в отношении нарушения сроков на вручение акта (Постановление АС ЗСО от 27.06.2022 № Ф04-2801/2022 по делу №А67-6075/2021).

Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Право руководителя налогового органа вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого признано необходимым, закреплено в подпункте 5 пункте 3 статьи 101 Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 статьи 101 Кодекса, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с п. 6.1. ст. 101 НК РФ, начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.

Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки, такой факт отражается в дополнении к акту налоговой проверки. В этом случае дополнение к акту налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку (предложение первое абзаца второго пункта 1 статьи 101 Кодекса).

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносит соответствующее решение.

В соответствии с пунктом 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено решение (его представителю); в случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В соответствии с п. 9 ст. 101 и ст. 101.2 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Согласно пункту 1 статьи 139.1 Кодекса апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Согласно пункту 6 статьи 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Согласно абзацу 4 п. 6 ст. 140 НК РФ решение по результатам рассмотрения жалобы направляется налогоплательщику или вручается ему в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

Поскольку Акт налоговой проверки №04/7940 вручен налогоплательщику 16.06.2022, срок, установленный п. 6 статьи 100 НК РФ НК РФ, для представления возражений - до 16.07.2022 (16.06.2022 + 1 мес. = 16.07.2022).

Вместе с тем, возражения по акту налоговой проверки от 25.10.2021 № 04/7940 в налоговый орган не поступали.

Извещением №04/5350 от 14.06.2022 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (получено лично ген. директором Общества 15.06.2022), рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 21.07.2022 в 10 час. 00 мин.

Рассмотрение материалов проверки состоялось 21.07.2022, т.е. в установленный НК РФ срок, о чем составлен протокол № 28/1965 от 21.07.2022.

На рассмотрение налогоплательщик не явился, возражений не представил.

В связи с неявкой лиц, участие которых необходимо для их рассмотрения, принято Решение №04/590 от 29.07.2022 о продлении рассмотрения материалов на 20 дней, т.е. до 26.08.2022 (29.07.2022 + 20 дней (раб.) = до 26.08.2022).

Извещением № 04/7020 от 04.08.2022 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (получено ген. директором Общества 05.08.2022), рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 25.08.2022, в10 час. 00 мин.

Рассмотрение материалов проверки состоялось 25.08.2022, т.е. в установленный НК РФ срок, о чем составлен Протокол № 28/253 от 25.08.2022.

На рассмотрение материалов проверки 25.08.2022 налогоплательщик не явился, возражений не представил.

На основании п. 6 ст. 101 НК РФ и в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, а также учитывая, что в ходе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки установлена необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля относительно ряда контрагентов проверяемого налогоплательщика, Инспекцией принято Решение №04/100 от 26.08.2022 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решением №04/100 от 26.08.2022 установлено проведение доп. мероприятий в срок до 26.09.2022 (26.08.2022 + 1 мес. = 26.09.2022).

Протокол № 28/253 от 25.08.2022 рассмотрения материалов налоговой проверки и решение №04/100 от 26.08.2022 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля направлены в адрес налогоплательщика почтовым отправлением, что подтверждается реестром на отправку почтовых отправлений от 09.09.2022.

Дополнение №04/95 к акту налоговой проверки №04/7940 от 25.10.2021 составлено 17.10.2022.

Таким образом, с учетом окончания дополнительных мероприятий 26.09.2022, Дополнение №04/95 к акту налоговой проверки №04/7940 от 25.10.2021 составлено 17.10.2022, т.е. в установленный пп. 6.1 п. 6 ст. 101 НКРФ срок (26.09.2022 + 15 дней (раб.) = 17.10.2022).

С учетом сроков, установленных пп. 6.1 ст. 101 НК РФ, считается полученным 01.11.2022 (17.10.2022 + 5 дней (раб.) + 6 дней (почта) = 01.11.2022).

Уведомлением №99/55768 от 10.11.2022 о вызове в налоговый орган налогоплательщика, Общество вызвано для вручения Дополнения к акту налоговой проверки на 18.11.2022 в 16.00 час. 00 мин., фактически явилось 21.11.2022.

Дополнение №04/95 к акту налоговой проверки от 17.10.2022 со всеми приложениями к акту вручено ген. директору Общества лично 21.11.2022, что подтверждается отметкой о получении на указанных документах, содержащих должность лица, получившего указанные документы (ген. директор Общества), Ф.И.О. лица, его подпись, но с нарушением срока вручения на 13 дней (должно быть вручено 01.11.2022, фактически вручено 21.11.2022.

С учетом фактического вручения Дополнения №04/95 к акту налоговой проверки 21.11.2022, срок для представления возражений на дополнение к акту, в соответствии с пп.6.2 п.6 ст.101 НК РФ - до 12.12.2022 (21.11.2022 + 15 дней (раб.) = до 12.12.2022).

Возражения налогоплательщиком не представлены.

С учетом сроков, установленных п.1 ст.101 НК РФ, рассмотрение материалов по результатам доп. мероприятий и вынесение решения по проверке - в течение 10 дней, т.е. до 26.12.2022 (12.12.2022 + 10 дней (раб.) = 26.12.2022 (рассмотрение и вынесение Решения).

Извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 18.11.2022 № 04/12854 (получено 21.11.2022 ген. директором Общества), рассмотрение материалов проверки назначено на 21.12.2022 в 14 час. 00 мин.

Рассмотрение материалов проверки состоялось 21.12.2022, т.е. в установленный НК РФ срок, о чем составлен Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки №28/330 от 21.12.2022.

На рассмотрение материалов проверки 21.12.2022 налогоплательщик не явился, возражений не представил.

26.12.2022, то есть в установленный п.1 ст.101 НК РФ десятидневный срок, Инспекцией вынесено Решение № 04/9523 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

С учетом сроков, установленных п. 9 ст. 101 НК РФ НК РФ, решение по проверке должно быть вручено налогоплательщику не позднее 09.01.2023, а в случае направления по почте, считается полученным 17.01.2023:

26.12.2022+ 5 дней (раб.) = 09.01.2023 (на вручение),

09.01.2023+ 6 дней = 17.01.2023 считается полученным.

Уведомлением №04/63032 от 22.12.2022, о вызове в налоговый орган, налогоплательщик вызван в Инспекцию для вручения решения на 09.01.2023 в 17 час. 00 мин.

В связи с неявкой налогоплательщика 09.01.2023 в назначенное в уведомлении время, решение вручено директору Общества 18.01.2023.

Таким образом, налоговый орган обеспечил возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить объяснения.

Вместе с тем, налогоплательщик данной возможностью не воспользовался, возражений ни на акт проверки, ни на дополнение к Акту проверки, не представил, в связи с чем, доводы, приведенные в заявлении относительно несогласия с содержанием Акта проверки, являются несостоятельными.

С учетом установленного ст. 139.1 НК РФ срока на обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган (на подачу апелляционной жалобы) - 1 месяц и направление жалобы в вышестоящий налоговый орган - 3 дня, а также срока, предусмотренного п. 6 ст. 140 НК РФ на продление рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом (не более чем на 1 месяц), и трехдневного срока на вручение или направление лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), срок на вынесение решения по ней и его вручения до 30.03.2023:

18.01.2023 + 1 мес. = до 20.02.2023 (срок на обжалование Решения),

20.02.2023 + 3 дня = до 27.02.2023 (срок на направление жалобы в ВНО),

27.02.2023 + 1 мес. = 27.04.2023 (срок на продление рассмотрения апелляционной жалобы и принятие решения ВНО),

27.04.2023 + 3 дня = 30.04.2023 (срок на вручение (направление) Решения по жалобе).

Вместе с тем, в досудебном порядке Решение № 04/9523 налогоплательщиком не обжаловалось.

Решение № 04/9523 от 26.12.2022 вступило в законную силу 20.02.2023:

18.01.2023+ 1 мес. = 20.02.2023.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с НК РФ. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 10, статей 87 и 101 НК РФ, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога устанавливается налоговым органом в ходе производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах - по итогам проведения налоговых проверок, рассмотрения их результатов с учетом поступивших от налогоплательщика возражений.

В силу статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам налоговой проверки, подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. На основании вступившего в силу решения направляется требование об уплате налога.

Неисполнение требования об уплате налога в установленный срок влечет за собой применение мер принудительного взыскания, а именно, обращение налоговым органом в бесспорном порядке взыскания на денежные средства организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках (статья 46 НК РФ), обращение взыскания на имущество налогоплательщика на основании постановления налогового органа, имеющего силу исполнительного документа (статья 47 НК РФ).

Предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет имущества налогоплательщика - организации (индивидуального предпринимателя) представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры. Системное толкование упомянутых статей Налогового кодекса позволяет сделать вывод, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий: предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога; неуплаты налогоплательщиком в установленный срок суммы налога; вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в течение двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога; отсутствия на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств или отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.

При этом, как вытекает из правовых позиций, выраженных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 №11254/12, от 29.11.2011 №7551/11, от 21.06.2011 №16705/10, при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога. Аналогичная позиция выражена в пункте 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, доведенном до арбитражных судов информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 №71.

Соответственно, само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам. Иное приводило бы к смешению сроков, относящихся к различным административным процедурам - сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах, и сроков исполнения решения, принятого по результатам названного производства. При этом, в отличие от процедуры взыскания задолженности, нарушение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах может быть обусловлено совокупностью причин, имеющих различный характер - как объективный (например, не поступление ответов налоговому органу на направленные им запросы иным лицам, позднее поступления ответов от уполномоченных органов других государств в рамках обмена информацией), так и субъективный (необходимость обеспечения реализации прав налогоплательщика, в том числе на ознакомление с материалами налоговой проверки, на подготовку дополнительных возражений и т.п.).

В то же время судебная практика признает, что регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения налоговых проверок, имеет общие итоговые цели, поскольку направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обеспечение правовой определенности. Поэтому длительный срок проведения налоговой проверки может быть признан недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2008 № 13084/07).

В статьях 46 и 47 Налогового кодекса РФ в первоначальной редакции отсутствовали положения, которые бы объективно ограничивали срок взыскания задолженности по налогам. Однако начиная с 02.09.2010, в абзаце третьем пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №229-ФЗ) установлен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания.

По смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 - 47 Налогового кодекса РФ сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд.

Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).

Таким образом, превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46 - 47 Налогового кодекса РФ, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет. В случае превышения двухлетнего срока, возражения относительно нарушения длительности проведения налоговой проверки могут быть заявлены налогоплательщиком как при рассмотрении предъявленного к нему в судебном порядке требования о взыскании задолженности, так и при оспаривании самим налогоплательщиком выставленного налоговым органом требования об уплате налога, оспаривании решений (постановлений), принятых налоговым органом в рамках внесудебного взыскания задолженности, что согласуется с пунктом 31 постановления Пленума №57.

Учитывая вышеизложенное, следует считать ошибочными доводы заявителя о нарушении налоговым органом срока на принудительное взыскание задолженности в порядке ст. 46 НК РФ, основанные исключительно на длительности оформления решения по результатам выездной налоговой проверки, поскольку при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке, в первую очередь, подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога, соответственно, само по себе нарушение сроков проведения налоговой проверки, оформления решений по ее результатам не имеют безусловного юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам, что также соответствует выводам Верховного Суда РФ, изложенным в Определениях, соответственно: от 13.07.2021 №305-ЭС21-10282, от 23.07.2021 №305-3C21-11275.

С 1 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №263-ФЗ), которым внесены изменения в ч.ч. I и II Налогового кодекса РФ. В частности, поменялся порядок учета налоговых обязательств и уплаты налогов, налогоплательщики перешли на уплату единого налогового платежа, а для учета налоговых обязательств открыт единый налоговый счет.

Так, согласно п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ, неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета.

В случае направления по почте считается полученным по истечении 6-ти дней с даты направления заказного письма (п.4 ст.69 НК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 №500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году», предусмотренные НК РФ предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.

Как было указано выше, Решение № 04/9523 вручено директору Общества 18.01.2023, вступило в законную силу 20.02.2023.

Соответственно, отрицательное сальдо по Решению № 04/9523 образовалось 20.02.2023.

С учетом положений ст. 70 НК РФ и Постановления Правительства РФ от 29.03.2023 №500, предельный срок для направления требования об уплате задолженности увеличивается на 9 мес., то есть до 20.11.2023:

20.02.2023 + 3 мес. + 6 мес. = 20.11.2023.

В случае направления требования по почте считается полученным 20.11.2023 + 6 дней (раб) = 28.11.2023.

В соответствии с п.3 ст.69 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.

Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

Таким образом, требование налогового органа должно быть исполнено до 08.12.2023:

28.11.2023 + 8 дней (раб.) = 08.12.2023.

Резюмируя вышеизложенное, нарушение срока на вручение Акта выездной налоговой проверки составило 7 месяцев, на вручение дополнения к акту - 13 дней, срока вручения решения - 7 дней.

При этом нарушение длительности проведения проверки (сроков вручения акта и дополнения к акту) не только не привело к нарушению предельного двухлетнего срока взыскания задолженности, но и срок на выставление и исполнение требования об уплате налогов (сборов) на момент подачи заявления в суд - не наступил.

На основании изложенного, нет оснований считать недоимку, возникшую на основании Решения № 04/9523, безнадежной к взысканию.

Нарушение сроков вручения процессуальных документов по итогам проведения ВНП не привело к нарушению предельного двухлетнего срока взыскания задолженности.

Дополнительно Инспекция отметила следующее.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2023 по делу №А56-3190/2023 возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ООО «ГИДРОСПЕЦСТРОЙ».

Определением от 09.03.2023 введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена ФИО1, член ААУ «Достояние». Указанные сведения опубликованы в газете «Коммерсантъ» №46 от 18.03.2023.

С заявлением в суд о признании безнадежной к взысканию задолженности обратился генеральный директор Общества - ФИО4

Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что после введения процедуры наблюдения и каждой последующей процедуры требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей соответствующей процедуры могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного названными нормативными актами порядка предъявления требований к должнику, то есть в производстве по рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве).

Инспекцией 06.04.2023 подано заявление о включении суммы начисленных по Решению № 04/9523 налогов, пени, штрафов в реестр требований кредиторов должника.

С учетом возбуждения в отношении ООО «ГИДРОСПЕЦСТРОЙ» дела о несостоятельности (банкротстве), налоговым органом заявлены требования о взыскании задолженности, образовавшейся на основании решения по проверке, в рамках дела о банкротстве.

Таким образом, действия Инспекции по осуществлению принудительного взыскания задолженности по результатам проведенной выездной налоговой проверки, осуществлены в рамках сроков, установленных для принудительного взыскания, после вступления в силу решения Инспекции, которое Обществом в досудебном и судебном порядке не оспорено.

Следовательно, в силу того, что налоговым органом не пропущен срок, отсутствуют основания для признания недоимки безнадежной к взысканию.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Лебедева И.В.