ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-45745/16 от 12.10.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 октября 2017 года                                                                    Дело № А56-45745/2016

Резолютивная часть решения объявлена октября 2017 года . Полный текст решения изготовлен октября 2017 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисенко Т.Э.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Индивидуального предпринимателя ФИО1

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

третье лицо: Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды"

о признании незаконным решение от 21.03.2016 по контролю в сфере закупок по делу № 317-03-14703-РЗ/16.

при участии

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности от 13.03.2017 № 01/186)

от третьего лица: ФИО3 (по доверенности от 10.05.2017)

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС, Управление) о признании незаконным решения от 21.03.2016 по контролю в сфере закупок по делу № 317-03-14703-РЗ/16.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды".

Заявитель извещен о времени и месте судебного разбирательства в порядке пункта 3 статьи 123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился.

Представитель УФАС возражал против удовлетворения заявления, представил дополнительные документы.

Представитель третьего лица подержал позицию Управления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 01.10.2015 по результатам проведенного электронного аукциона № 0345200005915000016 между Индивидуальным предпринимателем ФИО1 (далее -исполнитель) и Ленинградским областным государственным казенным учреждением «Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды» (далее- заказчик) был заключен государственный контракт № 071.2015 на выполнение работ по изданию сборника «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению родного края».

Согласно пунктам 2.1, 2.3 Контракта стоимость работ составила 219 000 руб. Цена является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта.

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта работы должны быть начаты с момента заключения Контракта и завершены 25.11.2015.

На основании пункта 11.1 Контракта срок действия Контракта - с момента его подписания и до 30.12.2015.

28.12.2015 Предприниматель направил Учреждению по транспортной накладной (сдал перевозчику) результат работ (тираж сборника), направив заказчику уведомление от 28.12.2015 № 158 с просьбой организовать приемку работ.

Уведомлением от 28.12.2015 № 848 Учреждение сообщило Предпринимателю о расторжении Контракта.

11.01.2016 Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды» отказалось от приемки груза от Перевозчика на основании Решения Агентства природопользования 858 от 31.12.2015, о чем сделана отметка в транспортной накладной от 28.12.2015г.

31.12.2015 заказчиком вынесено решение № 858 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, по причине его неисполнения, на основании пункта 11.2 государственного контракта и в соответствии с частью 8 статьи 95 ФЗ от 05.04.2013г. № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с отказом исполнителя от подписания соглашения о расторжении государственного контракта по соглашению сторон.

В антимонопольный орган Учреждением было направлено заявление о включении предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков.

21.03.2016 Федеральной антимонопольной службой Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области вынесено решение по делу №317-03-14703-РЗ/16 о включении сведений об ИП ФИО1 в реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с решением, предприниматель оспорил его в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) названный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Порядок и условия изменения, расторжения контракта установлены в статье 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8); заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).

На основании части 16 статьи 95 Закона N 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном названным Законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В силу части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно части 1 статьи 104 закона № 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ).

Исходя из положений частей 6 и 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.

В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации) (далее - ГК РФ).

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 3 настоящей статьи).

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено право заказчика отказаться от исполнения договора в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.

Из материалов дела следует, что предприниматель, заключив контракт, обязался в установленный контрактом срок выполнить работы по созданию тиража сборника, имеющего характеристики, указанные в техническом задании (приложению № 1 к Контракту).

Пунктом 3.2 контракта установлена обязанность исполнителя предварительно согласовать отчетные материалы по работе – не позднее чем за 10 дней до обозначенного срока окончания работ, который согласно пункту 3.1 договора и пункту 8 технического задания (приложения № 1 к Контракту) установлен 25.11.2015.

Заявителем были нарушены сроки выполнения обязательств по контракту.

Пунктом 11.2 Контракта установлено, что он может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу исполнителя, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении исполнителю (пункт 11.4 Контракта).

В силу пункта 11.5 Контракта решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении исполнителю указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии исполнителя по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).

Согласно пунктам 3.1, 3.2 Контракта, работа должна быть выполнена в срок не позднее 25.11.2015, при этом, для предварительного согласования отчетные материалы по работе предоставляются не позднее 10 дней до обозначенного срока окончания работ, то есть до 15.11.2015

Пунктом 10.1 Технического задания к Контракту установлена обязанность Исполнителя согласовать сигнальный экземпляр сборника (в количестве 4 единицы) с заказчиком (ответчиком) и Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в срок до 25.11.2015.

На основании изложенного и учитывая, что истцом не выполнены требования Контракта по согласованию сигнального экземпляра сборника, нарушены сроки и порядок выполнения работ, суд приходит к выводу о правомерности отказа заказчика от приемки работ за пределами срока действия контракта и уведомления о расторжении Контракта в связи с истечением срока его действия.

Кроме того, суд обращает внимание на существенный характер условия Контракта о сроке выполнения работ (до 25.11.2015) в связи с тем, что Учреждение является государственным казенным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета РФ.

Согласно представленным документам, порядок уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении о расторжении контракта соблюден.

Доказательства, подтверждающие нарушения установлено ст. 95 Закона о контрактной системе порядка, не представлены.

На основании вышеизложенного решение антимонопольного органа о включении в реестр недобросовестных поставщиков является правомерным и обоснованным, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Требования Индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Ресовская Т.М.