Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
29 ноября 2013 года Дело № А56-47404/2013
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2013 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2013 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Соколовой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катарыгиной В.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Хармони"
заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя - ФИО1, доверенность от 01.10.2013
от заинтересованного лица – не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Хармони» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (далее - Управление, административный орган) от 10.07.2013 №04-276 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, ссылаясь не недоказанность наличия в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, а также на нарушения процедуры привлечения к ответственности.
Административный орган надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своих представителей не обеспечил. В соответствии со статьями 123, 156, 210 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей в Управление от УФСБ России по Смоленской области информации о том, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий были получены данные о возможной реализации ювелирной продукции с нарушением действующего законодательства, в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении №04-5129 и определено проведение административного расследования с 21.05.2013.
21.05.2013 в принадлежащем Обществу магазине «Золото 585», расположенном по адресу: <...>, при осмотре ювелирных изделий установлено нарушение правил обращения (торговли) драгоценных изделий, а именно:
- на ювелирные изделия из драгоценных металлов «Ты и я» <...> отсутствует информация о фирменном наименовании предприятия изготовителя, о цене за 1гр.;
- на ювелирные изделия ООО «Байт» до потребителей доведена недостоверная информация об изготовителе, его фирменном наименовании, кольцо-печатка с фианитами изготовитель указывает - вставка кристалл Swarovski, на товарных ярлыках доведена информация Россия - отсутствует оттиск именника, не доведена информация о цене за 1гр.;
- не проведена предпродажная подготовка изделий из драгоценных металлов, которая включает: осмотр, разбраковку изделий, проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации, и именника изготовителя (для изделий российского производства). В торговом зале находились: серьги арт.АС-274 производство ООО «Золотой дождь» с наличием заусенцев на «гвоздике» изделия; колье перлины производство Италия с наличием пятен на изделии неизвестного происхождения.
По результатам административного расследования уполномоченным должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении от 19.07.2013 №04-250. Обществу вменено нарушение требований статей 4, 10 Федерального закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», пунктов 11, 62, 63 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 (далее – Правила продажи отдельных видов товаров).
Постановлением Управления от 10.07.2013 №04-276 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.14 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 руб.
Считая данное постановление незаконным и подлежащим отмене, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Статьей 19.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий.
Согласно статье 22 Федерального закона от 26.03.1998 №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установлено, что использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации.
В названном законе используются, в том числе, следующие основные понятия:
- драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;
- драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.
Согласно оспариваемому постановлению Обществу вменено нарушение статей 4, 10 Закона №2300-1, пунктов 11, 64, 63 Правил продажи отдельных видов товаров.
В соответствии с указанными нормами прода вец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору ; изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации №55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, раздел VII которых устанавливает особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Согласно пункту 11 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Данным пунктом установлено содержание такой информации.
Как следует из пунктов 62, 63 названных Правил информация о предлагаемых к продаже изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации; изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: осмотр и разбраковку изделий; проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации и именника изготовителя (для изделий российского производства) или сертификатов, а также сохранности пломб и ярлыков; сортировку по размерам.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Как разъяснено в пункте 10.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» по общему правилу сбор доказательств осуществляется в рамках дела о привлечении к административной ответственности: по правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении административный орган осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; равным образом право представлять доказательства (а также, в числе прочего, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства) частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ дано лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В силу статьи 26.11 КоАП РФ лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Соответственно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении.
Как следует из оспариваемого постановления, основанием для его вынесения послужил проведенный 21.05.2013 осмотр изделий из драгоценных металлов в магазине Общества. Результаты осмотра оформлены приложением к определению о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.05.2013.
В соответствии с частями 2, 4, 6 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
В рассматриваемом случае административным органом соответствующий протокол осмотра не составлялся, представленное в качестве доказательства по делу об административном правонарушении «Приложение к определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования при осмотре изделий из драгоценных металлов 21.05.2013» не позволяет рассматривать его в качестве протокола осмотра, составленного в порядке статьи 27.8 КоАП РФ, ввиду отсутствия в нем сведений о составлении его в присутствии понятых.
Также нельзя рассматривать данное приложение в качестве надлежащего доказательства наличия события административного правонарушения ввиду следующего.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей проведен должностным лицом Управления 21.05.2013 в соответствии с пунктом 3 определения о возбуждении административного дела и проведении административного расследования в присутствии ФИО2; при этом из определения и приложения к нему не следует, что данная гражданка является представителем (работником) Общества.
Как пояснил представитель Общества, по спорному адресу осуществляют деятельность две организации - Общество и ООО "Невские ломбарды". Присутствующая при осмотре гражданка ФИО2 не является работником Общества, а принята на работу в ООО "Невские ломбарды" по профессии (должности) товаровед. В качестве подтверждения данного обстоятельства представлены табель за май 2013 г. и трудовой договор №253 от 14.05.2011 между ФИО2 и ООО "Невские ломбарды".
Доказательств обратного административным органом не представлено. Должностная инструкция старшего продавца, подписанная ФИО2 (л.д. 39-42), таким доказательством не является, поскольку данная инструкция утверждена индивидуальным предпринимателем ФИО3
Кроме того, ювелирные изделия – это особая группа товаров. Большинство из них имеют исключительно декоративное значение. К ювелирным товарам относят изделия как из драгоценных металлов, так и высокохудожественные изделия из недрагоценных металлов и сплавов, камня, кости в сочетании с камнями-самоцветами природного и искусственного происхождения. Материалами для производства ювелирных изделий служат металлы и их сплавы, камни, декоративные и поделочные материалы. К драгоценным металлам законом отнесены лишь восемь элементов. Как правило, в чистом виде драгоценные металлы для изготовления ювелирных изделий не применяют из-за их недостаточной твердости и износостойкости. Применяют сплавы с разным содержанием драгоценного металла, которое выражают пробой.
В рассматриваемом случае, административным органом ни в определении, ни в протоколе об административном правонарушении не указаны пробы спорных изделий либо иные основания отнесения товара к изделиям из драгоценных металлов и драгоценных камней. Экспертиза по делу об административном правонарушении, в том числе о наличии дефектов изделий, не проводилась.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о несоблюдении Управлением требований закона при получении доказательств и невозможности их использования по делу об административном правонарушении; вывод заинтересованного лица о наличии события административного правонарушения не может быть признан обоснованным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ данное обстоятельство является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области от 10.07.2013 №04-276, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Хармони».
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Соколова Н.Г.