ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-48292/2022 от 04.10.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

07 октября 2022 года                                                                    Дело № А56-48292/2022

Резолютивная часть решения объявлена октября 2022 года . Полный текст решения изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Варениковой А.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «СПК «Пригородный»,

заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга,

третьи лица: 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области; 2) Комитет по градостроительству и архитектуре,

о признании незаконным отказа в переоформлении права,

при участии:

от заявителя: Агапий В.В. (доверенность от 30.09.2022), Красулин А.Г. (доверенность от 21.09.2022), Дубровина О.В. (доверенность от 09.09.2022),

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

от третьих лиц: не явились, извещены;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СПК Пригородный» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконными решений Комитета от 15.04.2022 № 05-15-19594/22-0-7 и № 05-15-19596/22-0-8, об обязании Комитета в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта направить истцу проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 78:34:0004284:1189 и 78:34:0004270:6503.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и Комитет по градостроительству и архитектуре (далее – КГА).

Заинтересованное лицо и третьи лица, извещенные о месте и времени судебного разбирательства в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представителей в арбитражный суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании представители Общества заявленные требования поддержали.

Заслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

За совхозом «Пригородный» на основании Государственного акта на право пользования землей от 10.10.1991 года серии А-I № 331067 на праве постоянного бессрочного пользования был закреплен земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 5323 гектаров.

В соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением правительства Российской Федерации «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» от 04.09.1992 № 708, на основании постановления администрации Всеволожского района 25.03.1993 № 907 «О реорганизации совхоза «Пригородный» в акционерное общество закрытого типа «Пригородное» совхоз «Пригородный» реорганизовано в акционерное общество закрытого типа «Пригородное».

05.10.2000 в результате реорганизации в форме преобразования акционерного общества закрытого типа «Пригородное» зарегистрирован сельскохозяйственный производственный кооператив «Пригородный».

27.02.2001 Комитетом по сельскому хозяйству Правительства Ленинградской области принято решение исключить акционерное общество закрытого типа «Пригородное» из перечня сельскохозяйственных организаций Ленинградской области в связи с реорганизацией в форме преобразования в сельскохозяйственный произведенный кооператив «Пригородный», что подтверждается уведомлением Комитета по сельскому хозяйству от 05.03.2001 № 05-17/56 «Об исключении из перечня сельскохозяйственных организаций Ленинградской области».

25.08.2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица – сельскохозяйственного производственного кооператива «Пригородный» путем реорганизации в форме разделения на ООО «Парголово-Строй» (ОГРН 1177847249690), ООО «Пригородный Приморский» (ОГРН1177847286165), ООО «Пригородный Выборгский» (ОГРН 1177847286671) и ООО «СПК Пригородный» (ОГРН 1177847286176).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-94180/2017 установлено, что ООО «СПК Пригородный» является правопреемником сельскохозяйственного произведенного кооператива «Пригородный», который в свою очередь является правопреемником акционерного общества закрытого типа «Пригородное», являющегося в свою очередь правопреемником совхоза «Пригородный».

В процессе реорганизации в форме выделения ООО «СПК Пригородный» были переданы:

-земельный участок площадью 25 723 +/- 56 кв.м. с кадастровым номером: 78:34:0004284:1189, расположенный по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, Суздальское шоссе, участок 6, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (далее — Участок 1);

-земельный участок площадью 22 980 +/- 53 кв.м. с кадастровым номером: 78:34:0004270:6503, расположенный по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 49, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (далее — Участок 2), (далее совместно — Земельные участки).

02.03.2022 Общество обратилось в Комитет с заявлениями о предоставлении в собственность Земельных участков без проведения торгов. Основанием для такого обращения послужило намерение Общества реализовать свое право по оформлению Земельных участков в собственность согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в соответствии с которым земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридического лица, подлежат продаже указанному юридическому лицу без проведения торгов.

Письмами от 15.04.2022 № 05-1549594/22-0-7 и № 05-15-19596/22-0-8 Комитет сообщил Обществу об отказе в предоставлении Земельных участков без проведения торгов на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) в связи с тем, что разрешенное использование Земельных участков не соответствует целям использования Земельных участков, указанным в заявлении о предоставлении Земельных участков.

Отказывая в предоставлении Земельных участков Комитет указал, что Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524, Земельный участки находится в жилой зоне среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, включением объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (зона Т3Ж2). Градостроительный регламент указанной территориальной зоны не предусматривает отнесения назначения земельного участка «сельскохозяйственное использование» ни к основным, ни к условно разрешенным видам использования земельного участка.

Также Комитет указывает, что по сведениям КГА Участок 2 расположен в границах перспективной пробивки пр. Королева, а также в границах перспективной пробивки от Парашютной ул., до пробивки пр., Королева (восточная часть Участка 2), в связи с чем он не может быть отчужден, поскольку пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ, а также пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что земельные участки в составе земель общего пользования отчуждению не подлежат.

В отношении Участка 1 Комитет дополнительно указал, что северная часть Участка 1 расположена в границах территории для размещения линейного объекта регионального значения «Суздальское шоссе от дороги на Каменку до Западного скоростного диаметра», в отношении которой на основании распоряжения КГА от 19.10.2020 № l-11-373 Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга осуществляет подготовку документации по планировке территории. При этом в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 К РФ земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и / или эксплуатации автомобильных дорог регионального значения ограничиваются в обороте, пунктом 2 указанной статьи ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность.

Полагая, что отказы Комитета от 15.04.2022 являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ все, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В пункте 2 статьи 3 Федерального Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам.

В статье 39.17 ЗК РФ установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов, порядок их рассмотрения уполномоченным органом.

Заявления Общества от 02.03.2022 соответствуют требованиям к его содержанию, установленным пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ, к заявлениям приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ и Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 сентября 2020 № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», в редакции действующей на дату обращения Общества с заявлениями в Комитет о выкупе Земельных участков.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, либо принимает решение об отказе.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Судом установлено, что Земельные участки входят в границы вышеуказанного участка площадью 5323 гектаров.

Отказывая Обществу в выкупе Земельных участков, Комитет сослался на несоответствие разрешенного использования Земельных участков целям использования Земельных участков, указанным в заявлении о предоставлении Земельных участков, указав, что Земельный участки находится в зоне Т3Ж2, градостроительный регламент которой не предусматривает отнесения назначения земельного участка «сельскохозяйственное использование» ни к основным, ни к условно разрешенным видам использования земельного участка.

Вместе с тем указанный довод Комитета является ошибочным в силу следующего.

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки.

На территории Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга. (далее - ПЗЗ Санкт-Петербурга).

На дату подачи заявлений Обществом в Комитет, на дату принятия решения по настоящему делу Земельные участки в соответствии с ПЗЗ Санкт-Петербурга расположены в границах территориальной зоны ТС1, градостроительным регламентом которой предусмотрено использование земельных участков для сельскохозяйственного использования.

Согласно представленным в материалы дела выпискам из кадастровых кварталов Земельные участки также предназначены для сельскохозяйственного использования.

В ходе рассмотрения данного дела Комитетом были проведены обследования Земельных участков, по результатам которых было установлено, что Земельные участки используются Обществом под сельскохозяйственную деятельность.

Согласно абзацу третьему пункта 7 Общих положений о территориальном планировании Санкт-Петербурга, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», расчетный срок Генерального плана Санкт-Петербурга - период реализации проектных решений Генерального плана Санкт-Петербурга - установлен до 01.03.2021.

На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2016 № 795 «О подготовке проекта закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» КГА до 01.03.2023 в установленном порядке необходимо разработать и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проект указанного закона.

Вместе с тем на заседании Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга 03.04.2020 в связи с необходимостью доработки концепции развития территории в границах функциональной зоны ЖМР, ограниченной ЗСД северной границей Приморского района, Комендантским пр., Парашютной ул., береговой линией реки Каменка в Приморском районе Санкт-Петербурга, а также в связи с нерешённостью в представленной концепции вопросов размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, принято решение сохранить в границах территории функциональную зону С1 на период 2040 года. После 2040 года в границах данной территории принято решение об установлении функциональных зон, предусматривающих размещение объектов жилого и общественно-делового назначения.

Иных оснований для отказа в выкупе Земельных участков, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ Комитетом в оспариваемых решениях не приведено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что довод Комитета о том, что разрешенное использование Земельных участков не соответствует целям использования Земельных участков, указанным в заявлении о предоставлении Земельных участков, ошибочен, в связи с чем у Комитета отсутствовали основания для отказа Обществу в выкупе Земельных участков.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ взысканию с Комитета в пользу Общества подлежат также 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110-112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконными решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 15.04.2022 №05-15-19594/22-0-7 и № 05-15-19596/22-0-8 об отказе ООО «СПК «Пригородный» в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в право собственности без проведения торгов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 78:34:0004284:1189 и 78:34:0004270:6503.

Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в срок не позднее 30 месяца с момента вступления в законную силу судебного акта направить ООО «СПК «Пригородный» проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 78:34:0004284:1189 и 78:34:0004270:6503.

Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу ООО «СПК «Пригородный» 6 000 руб. судебных расходов по уплате пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                           Вареникова А.О.