Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
12 сентября 2022 года Дело № А56-49280/2022
Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2022 года. Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2022 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевым Р.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью «СТАБЛЕС»,
заинтересованное лицо: Кингисеппская таможня,
о признании незаконными решений от 20.04.2022 о запрете вывоза товаров по декларациям на товары №№ 10418010/100422/3086062, 10418010/130422/3087848
при участии
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица: ФИО1 по доверенности от 04.03.2022,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «СТАБЛЕС» (далее – заявитель, ООО «СТАБЛЕС», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Кингисеппской таможни (далее – заинтересованное лицо, таможня) от 20.04.2022 о запрете вывоза товаров по декларациям на товары №№ 10418010/100422/3086062, 10418010/130422/3087848.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направил в судебное заседание своего представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель таможенного органа против удовлетворения заявления возражал, считая оспариваемые решения законными и обоснованными.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителя таможни в судебном заседании, суд установил следующее.
13.04.2022 на таможенный пост МАПП Ивангород Кингисеппской таможни прибыл грузовой автомобиль с регистрационным номером 175DKM/ 236YHS с товаром шпон лущёный из березы, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) 4408908509, помещён под таможенную процедуру экспорта по ДТ №10418010/100422/3086062. Отправителем товара является ООО «Стаблес», Россия, получателем – Tarwinn d.o.o., Сербия, перевозчиком – OU ART TRANS.
14.04.2022 на таможенный пост МАПП Ивангород прибыл грузовой автомобиль с регистрационным номером 112XMS/113YJG с товаром шпон лущёный из березы, код ТН ВЭД ЕАЭС 4408908509, помещён под таможенную процедуру экспорта по ДТ №10418010/130422/3087848. Отправителем товара является ООО «Стаблес», Россия, получателем - Tarwinn d.o.o., Сербия, перевозчиком - OU ALTRA VEOD.
13.04.2022 и 14.04.2022 проведен таможенный осмотр транспортных средств с применением мобильного досмотрового комплекса (Акты таможенного осмотра №№10218030/130422/000262, 10218030/130422/000264).
Таможенным постом МАПП Ивангород Кингисеппской таможни проведены таможенные досмотры, по результатам которых в транспортных средствах 175DKM/236YHS, 112XMS/113YJG установлено нахождение вышеуказанных товаров, о чем составлены Акты таможенного досмотра №№ 10218030/150422/000263, 10218030/170422/000265.
20.04.2022 таможенным постом МАПП Ивангород Кингисеппской таможни осуществлен возврат в Российскую Федерацию транспортных средств 175DKM/236YHS и 112XMS/113YJG с товаром: шпон лущёный из березы, код ТН ВЭД ЕАЭС 4408908509 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100».
Не согласившись с законностью решений от 20.04.2022 о запрете вывоза товаров по декларациям на товары №№ 10418010/100422/3086062, 10418010/130422/3087848, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают и выполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению совершения таможенных операций и проведению таможенного контроля, соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды. предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41 статьи 2 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.
В силу пункта 8 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, указанные
в пункте 2 статьи 14 ТК ЕАЭС, находятся под таможенным контролем
до фактического пересечения таможенной границы Союза.
В рассматриваемом случае, по результатам документальной проверки установлено, что вывозимый ООО «Стаблес» товар с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4408 включен в Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации от 09.03.2022 № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100», которым установлен запрет на его вывоз за пределы территории Российской Федерации в определённые иностранные государства и территории, в том числе Эстонию. Спорный товар следует по маршруту Россия – Эстония – Сербия.
Одним из основных принципов функционирования Евразийского экономического союза, установленных статьей 3 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС), является принцип обеспечения учета национальных интересов сторон, к которым относится обеспечение государственного суверенитета и безопасности отдельного государства.
Применение государствами, в том числе участвующими в интеграционных объединениях, самостоятельно такого вида экономических мер как специальные экономические меры в качестве ответной реакции на недружественные (противоправные) экономические меры третьих стран признается современным международным правом и реализуется на основе принципа учета национальных интересов в целях обеспечения государственного суверенитета и безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (далее - Федеральный закон № 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 281-ФЗ установлено, что к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий, в том числе, в отношении иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены, среди прочих, на запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление.
Таким образом, право государства - члена ЕАЭС в целях обеспечения государственного суверенитета и безопасности такого государства самостоятельно применять специальные экономические меры в случае недружественных (противоправных) действий в его адрес предусмотрено нормами Договора о ЕАЭС. Российская Федерация, основываясь на нормах своей Конституции (статьи 4, 11, 55, 67, 74, 79), и в соответствии с нормой статьи 3 Договора о ЕАЭС, реализовала данное право посредством принятия специального закона о специальных экономических мерах и на его основе ряда нормативных актов о применении конкретных ответных специальных экономических мер.
Решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретного иностранного государства или иностранной организации и граждан и сроке, в течение которого эти экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Закона о специальных экономических мерах). Полномочия Президента Российской Федерации по принятию решения о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности предусмотрены также Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (подпункт «а» пункта 6 статьи 8).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022 № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности» постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 313 введен временный запрет на вывоз в иностранные государства и территории по перечню, согласно приложению № 1 к Постановлению, отдельных видов товаров по перечню, согласно приложению № 2 к Постановлению.
В перечень товаров, запрещенных к вывозу с территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 № 313, в том числе, включены «Листы для облицовки (включая полученные разделением слоистой древесины)…», код ТН ВЭД ЕАЭС 4408. Для целей применения данного перечня следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено для удобства пользования.
Общество полагает, что поскольку в приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 09.03.2022 № 313 страна Сербия не поименована, то товар разрешен к вывозу.
Суд признает указанный довод несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) вывоз товаров из Российской Федерации - фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) или на территории, не входящие в таможенную территорию ЕАЭС, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС вывоз товаров с таможенной территории Союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.
Эстония включена в перечень иностранных государств и территорий, предусмотренный приложением № 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 313.
Таким образом, поскольку понятие вывоза товара в таможенном законодательстве непосредственно связано с фактическим пересечением товарами государственной границы РФ, то установленный запрет по вывозу будет нарушаться при фактическом пересечении товарами границы и их следовании по территории иностранного государства, в отношении которого установлены запреты.
Указание Обществом на наличие в настоящем деле случая, установленного пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 09.03.2022 № 313, при котором запрет на вывоз товара не распространяется, материалами дела не подтверждено.
Согласно абзацу 1 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 09.03.2022 №313 запрет, указанный в пункте 1, не распространяется, в том числе: на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Российской Федерации, а также на товары, происходящие с территории Российской Федерации, перемещаемые между частями территории Российской Федерации через территории иностранных государств.
Как было указано ранее, товар, заявленный в ДТ №№ 10418010/100422/3086062, 10418010/130422/3087848, следовал по маршруту Россия – Эстония – Сербия. Следовательно, по рассматриваемым поставкам отсутствуют условия, при соблюдении которых последствия, предусмотренные пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 09.03.2022 № 313, не наступают.
Относительно вывоза с территории Российской Федерации товара по ДТ №10418010/300322/3078032 судом установлено, что по данному факту Кингисеппской таможней была проведена служебная проверка, в рамках которой установлено, что разрешение вывоза товара «шпон из берёзы полученный лущением вдоль», классифицируемый в товарной позиции 4408 ТН ВЭД ЕАЭС, на территорию Эстонии - иностранное государство, в отношении которого введён запрет на вывоз данного товара в Государства - члены Европейского союза, является нарушением данного запрета.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права и обстоятельства дела, вывоз товара «шпон из берёзы полученный лущением вдоль», классифицируемый в товарной позиции 4408 ТН ВЭД ЕАЭС, на территорию Эстонии запрещен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Пунктом 2 статьи 12 ТК ЕАЭС предусмотрено, что товары, которые
в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат вывозу с таможенной территории ЕАЭС, не могут быть фактически вывезены
с таможенной территории ЕАЭС, если иное не установлено международными договорами государств-членов ЕАЭС с третьей стороной.
Следовательно, решения таможенного поста МАПП Ивангород Кингисеппской таможни от 20.04.2022 о запрете вывоза товара по ДТ №№ 10418010/100422/3086062, 10418010/130422/3087848 являются правомерными и соответствуют требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
В силу положений части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, оспариваемые решения от 20.04.2022 о запрете вывоза товара по ДТ №№ 10418010/100422/3086062, 10418010/130422/3087848, являются законными и обоснованными, а заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Анисимова О.В.