Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
04 октября 2021 года Дело № А56-49444/2021
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года . Полный текст решения изготовлен октября 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Сундеевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дондук В.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: Северо-Западное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта
Заинтересованное лицо: государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Об оспаривании решения от 27.04.2021 №202S19210028144
при участии
от заявителя: не явился, извещен.
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
установил:
заявитель - Северо-Западное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта обратился в суд с заявлением к заинтересованному лицу - государственное учреждение - УПФР в Центральном р-не Санкт-Петербурга с требованием об оспаривании решения от 27.04.2021 №202S19210028144.
Определением от 10.06.2021 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).
Определением от 29.07.2021 принято встречное исковое заявление государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Новый сервис» с требованием о взыскании финансовой санкции в размере 41 500 руб. для совместного рассмотрения с первоначальным требованием, а также произведена замена заинтересованного лица государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга его правопреемником на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.
Надлежащим образом извещенные времени и месте рассмотрения дела стороны своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Как установлено материалами дела, 16.03.2021г. УПФР в Центральном районе г. Санкт-Петербург (далее по тексту - Фонд) в отношении Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее по тексту - СЗ МТУ Росавиации) проведена проверка достоверности, правильности заполнений, полноты, своевременности, а также порядка предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее -Закон N27-03).
В результате проведенной проверки Фондом составлен акт от 16.03.2021 г. N 2028182100016227, которым установлено, что СЗ МТУ Росавиации своевременно не представлены сведения по форме СЗВ-М в отношении 83 застрахованного лица за январь 2021 года, а именно представлена СЗ МТУ Росавиации в Фонд в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи только 27.01.2021 г., то есть с нарушением срока, установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Согласно указанной нормы, срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за январь 2021 г. истек 15.02.2021г.
На основании указанного акта проверки Фондом 27.04.2021 г. принято решение №202819210028144 - О применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде наложения штрафа в размере 41 500 рублей за не предоставление сведений в установленный срок.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
В обоснование заявления заявитель указывает, что 11.03.2021 г. СЗ МТУ Росавиации представило в адрес Фонда письмо от 10.03.2021 г. №Исх-921/СЗМТУ, в котором обосновало причины и обстоятельства, не зависящие от воли СЗ МТУ Росавиации и смягчающие ответственность за совершение правонарушения, а именно: В третьем квартале 2020г. сотрудниками Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее по тексту - Казначейство) в отношении СЗ МТУ Росавиации были проведены выборочные проверки финансовых документов, в том числе в части начисления заработной платы, выплат за содержание сотрудников по нетрудоспособности и отчетности по командировкам сотрудников СЗ МТУ Росавиации за предыдущие месяца 2020 г.
По результатам проверки сотрудниками Казначейства было выявлено хищение денежных средств в особо крупных размерах по выплатам заработной платы и временной нетрудоспособности, начальником отдела финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетности - ФИО1, исполняющей обязанности главного бухгалтера СЗ МТУ Росавиации.
Факт незаконного перечисления на свой личный счет указанных бюджетных денежных средств Управления ей был добровольно признан.
29.12.2020 года приказом в порядке ст. 32 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» ФИО1 была отстранена от исполнения своих обязанностей, а по итогам служебной проверки - привлечена к дисциплинарной ответственности и уволена 29.01.2021 г.
По факту присвоения денежных средств начальником отдела финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетности - ФИО1, исполняющей обязанности главного бухгалтера СЗ МТУ Росавиации, 25.03.2021г. следственным отделом по Васильевскому району Главного следственного управления Следственного комитета РФ по г. Санкт-Петербургу вынесено Постановление о возбуждении уголовного дела и производстве предварительного следствия следственной группой, возбужденного по факту деяний в которых усматриваются признаки преступлений, предусмотренных ст. 160 УК РФ (хищение денежных средств), на основании материалов проверки КРСП №52 пр-21 от 15.02.2021 г.
Все вышеуказанные обстоятельства дестабилизировали административную работу в части бухгалтерского учета, что повлекло нарушения в том числе в своевременной отчетности.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц – арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемое действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению по данной категории споров, входят: проверка соответствия оспариваемого акта закону (иному нормативно-правовому акту) и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, факт возложения на заявителя каких-либо обязанностей, факт создания препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» заявитель является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Порядок привлечения к ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации о страховых взносах регламентирован главой 6 Закона № 212-ФЗ.
В силу положений части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ (в действующей до 01.01.2015 редакции) в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Законом; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Законом.
Судом установлено, что заявителем своевременно не представлены сведения по форме СЗВ-М в отношении 83 застрахованных лица за январь 2021 года, а именно сведения представлены с нарушением срока.
При этом статьей 44 Закона № 212-ФЗ был предусмотрен открытый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые подлежали установлению судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитывались при привлечении к ответственности.
Подпунктом «а» пункта 22 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (далее - Закон № 188-ФЗ) из пункта 4 части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ исключено положение об обязанности руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Законом, а пунктом 24 статьи 5 Закона № 188-ФЗ признана утратившей силу статья 44 «Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения» Закона № 212-ФЗ.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона № 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов. Однако данный вывод, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, не означает восстановление действия положений Закона № 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
Согласно указанному постановлению Конституционного Суда Российской Федерации впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом № 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Исследовав и оценив представленные сторонами в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обстоятельства совершенного заявителем правонарушения и степень вины, суд установил наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Таким образом, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, принимая во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П, суд пришел к выводу, что нарушение сроков предоставления отчетности в данном случае совершено ввиду отсутствия умысла, в связи с чем, суд полагает, что, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городе Санкт-Петербурга о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.04.2021 №202S19210028144 подлежит отмене.
Учитывая признание незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга, у суда отсутствуют основания для удовлетворения встречного искового заявления о взыскании с заявителя штрафных санкций.
Учитывая изложенное, и
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.04.2021 №202S19210028144.
В удовлетворении встречного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Сундеева М.В.