Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
30 сентября 2009 года Дело № А56-49676/2009
Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2009 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Звонаревой Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Звонаревой Ю.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Воронеже
к ФГУП "НИИСК"
о взыскании 3271 руб. 10 коп.
при участии
- от заявителя: представитель не явился
- от заинтересованного лица: представителя ФИО1 по доверенности от 16.09.2009 № 54:
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее по тексту Управление Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ФГУП "НИИСК" (заинтересованного лица) штрафа в размере 3271 руб. 10 коп., предусмотренного ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», на основании решения Управления Пенсионного фонда от 16.04.2009 г. № 19 за предоставление недостоверных сведений.
ФГУП "НИИСК" возражает, ссылаясь на пропуск срока для привлечения к ответственности, а также на то, что предприятие при определении права работника на льготное пенсионное обеспечение руководствовалось разъяснениями Минтруда России, данными в письме от 22.05.1995 № 5.
Управление Пенсионного фонда в соответствии со ст.123 АПК РФ считается надлежащим образом извещенным о месте и времени проведения судебного разбирательства в суде первой инстанции. Спор рассмотрен в его отсутствие на основании части 3 ст.156 АПК РФ. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, суд установил:
Управлением Пенсионного фонда по результатам рассмотрения акта от 16.03.2009 № 19, акта от 13.01.2009 № 33-9, было принято решение от 16.04.2009 г. № 19 о привлечении ФГУП "НИИСК" к ответственности в виде штрафа в размере 3271 руб. 10 коп. (что составляет 10 процентов от суммы страховых взносов, начисленных с выплат ФИО2.)
В связи с неисполнением ФГУП "НИИСК" требования об уплате штрафа от 16.04.2009 г. № 19 с установленным сроком до 05.05.2009 в добровольном порядке, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 3271 руб. 10 коп.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее по тексту Закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице определенные сведения, в том числе сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Статьей 16 названного Закона на органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
За непредставление сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ.
Основанием для принятия Управлением Пенсионного фонда решения от 11.12.2008 № 9 послужили выводы о предоставлении ФГУП "НИИСК" недостоверных сведений на застрахованное лицо ФИО2 (в сведениях указан код по списку, дающему право на получение пенсии на льготных условиях), поскольку документально не подтверждена непосредственная занятость ФИО2 на ремонте и обслуживании технологического оборудования производств, перечисленных в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Как следует из письма Управления Пенсионного фонда РФ от 25.08.2009 № 16-10/23487 и приложенных к нему документов (ведомостей, протоколов к ведомостям) сведения по персонифицированному учету, которые рассматривались Управлением в ходе проверки, были представлены заявителем 22.10.2003, 13.02.2004, 21.02.2005, 13.02.2006, 27.02.2007, 22.02.2008, 10.02.2009 (ведомости за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 года, соответственно).
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, названные правоотношения должны регулироваться положениями главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющими, в том числе, срок давности привлечения к ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено налоговое правонарушение, истекли три года (срок давности).
При этом указанная норма права связывает начало исчисления срока давности привлечения к ответственности с моментом совершения правонарушения, а не с моментом его обнаружения.
Пунктом 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа решения о привлечении лица к налоговой ответственности.
Решение о привлечении к ответственности № 19 вынесено 16.04.2009, то есть после истечения срока (3 года), предусмотренного статьей 113 НК РФ, за представление недостоверных сведений за 2002, 2003, 2004, 2005 г.г. (которые были представлены 22.10.2003, 13.02.2004, 21.02.2005, 13.02.2006, соответственно).
Кроме того, ФГУП "НИИСК" представило сведения по персонифицированному учету за 2008 год 10.02.2009 г.
В акте от 16.03.2009 № 19 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, указано на то, что недостоверными признано предоставление индивидуальных сведений в соответствии с актом проверки достоверности представленных индивидуальных сведений от 23.01.2009 № 33-9.
Таким образом, сведения по индивидуальному персонифицированному учету, сданные предприятием в Управление Пенсионного фонда, 10.02.2009, после составления акта от 23.01.2009 № 33-9, не могли быть предметом исследования в ходе указанной проверки, а следовательно, применение ответственности в виде штрафа за представление недостоверных сведений за 2008 год, также необоснованно.
В части взыскания штрафа за представление недостоверных сведений за 2006, 2007 г.г., в размере 1578 руб.24 коп. (754 руб.96 коп. за 2006 год и 823 руб. 28 коп. за 2007 год) требование Управления Пенсионного фонда не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам:
Как уже указывалось выше, основанием для привлечения к ответственности послужил вывод Управления Пенсионного фонда о том, что заинтересованным лицом документально не подтверждена постоянная занятость в течение полного рабочего дня на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования в отделениях и на участках производства продукции, перечисленной в разделе YIII «Химическое производство», подраздел «А» «Рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности…» КПС-1080А000-17541, Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее по тексту – Список №1).
Управление Пенсионного фонда в акте от 23.01.2009 № 33-9 указывает, что в цехах 99а, 67а (в которых работал в качестве слесаря по ремонту технологического оборудования ФИО2) помимо технологического оборудования относящегося к производству, предусмотренному Списком № 1, имеется оборудование предусмотренное Списком № 2 (утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10), а также оборудование, работающие на котором аппаратчики подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции, непосредственно не заняты в технологическом процессе производства, продукции, предусмотренной Списком № 1 или на работах, указанных в Списке № 2. Документы, подтверждающие занятость ФИО2 на ремонте, профилактике и обслуживании конкретного технологического оборудования на конкретном участке или установке организацией не представлены.
Управление Пенсионного фонда ни в актах, ни в решении, не ставит под сомнение права работников опытных производств (заводов, цехов, участков, отделений или других структурных подразделений), входящих в состав научно-исследовательских организаций, на получение пенсии на льготных условиях по Списку № 1. Поэтому доводы заинтересованного лица, нельзя признать обоснованными.
В то же время, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что у заинтересованного лица в ходе проведения документальной проверки были истребованы дополнительные документы.
Управлением Пенсионного фонда в нарушение требований ст.ст. 106, 108, п.2 ст. 109 Налогового кодекса РФ не доказано наличие в действиях заинтересованного лица вины. В связи с чем, штраф, примененный за представление недостоверных сведений, за 2006, 2007 г.г. также не подлежит взысканию.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Воронеже о взыскании с ФГУП "НИИСК"3271 руб. 10 коп. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья Ю.Н.Звонарева