Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
29 апреля 2019 года Дело № А56-5033/2019
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Терешенков А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "САДОВО-ПАРКОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "НЕВСКОЕ"
заинтересованное лицо ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ
об отмене постановления №74 от 11.01.2019
при участии
от заявителя: Не явился, извещен.,
от заинтересованного лица: ФИО1,
установил:
Акционерное общество «Садово-Парковое предприятие «Невское» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт - Петербурга (далее - ГАТИ, Инспекция) от 11.01.2019 №74 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 95047 от 26.11.2018, которым Общество привлечено к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 273-70), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал по основаниям, изложенным в отзыве, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявления отказать.
Общество, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие общества.
Изучив материалы дела, суд установил, что специалистом ГАТИ в период с «12» ноября 2018 года по «26» ноября 2018 проведены осмотры территории, расположенной по адресам:
- <...> корп, 1, лит. А по
Шлиссельбургскому пр.; ,
- <...>, лит. А., был выявлен факт совершения Обществом нарушений, выразившихся в нарушении требований к осуществлению мероприятий по содержанию элементов благоустройства, а именно элементы благоустройства – территория зелёных насаждений и тротуаров содержатся в неисправном и загрязненном состоянии (разъезжен газон, следы протектора колёс транспортной техники на газоне, глубокая колейность, следы грунта на пешеходном тротуаре.
Инспекцией составлены протоколы об административных правонарушениях от 10.01.2019 № 95047, 95053.
Постановлением от 11.01.2019 № 74 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных п. 11 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» от 31.05.2010 № 273-70 (далее – Закон № 273-70) , и ему назначено административное наказание в пределах санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 14 Закона № 273-70 в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Закона №273-70 - нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 - 10 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; па юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий. способствовавших совершению административных правонарушений.
Материалами дела подтверждается, что 29.12.2017 года между Обществом и АО «Калининское СПХ» в соответствии с Государственным контрактом от 26.12.2017 № 5/18 Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга заключен договор №1/18-18, условиями которого определено выполнение работ по содержанию объектов и территорий зеленых насаждений, ремонту объектов зеленых насаждений и компенсационному озеленению Невского района Санкт-Петербурга в 2018 году согласно, в том числе, Перечню территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), утвержденного Распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 30.08.2017 № 2015-р (далее - Перечень территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения).
Указанные адреса по ул. Дмитрия Устинова, д. 25, корп. 1, лит. А по Шлиссельбурге кому пр. и Шлиссельбургский пр., д.43, лит. А входят в адресный Перечень территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), а именно - газоны, расположенные между проезжей частью и тротуаром, соответственно находятся на содержании Общества на условиях договора от 29.12.2017 № 1/18-18.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 №396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог.
В соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 в работы по содержанию автомобильных дорог включено содержание озеленения в границах автомобильных дорог.
Указанные зоны находятся в границах автомобильных дорог общего пользования регионального значения, что подтверждается Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утверждённым постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 года №300:
- ул. Дмитрия Устинова, д. 25, корп. 1, лит. А по Шлиссельбургскому пр. идентификационный номер дороги 40 ОП РЗ - 0329, наименование автомобильной дороги, в границах которой находятся указанные адреса ул. Дмитрия Устинова (от Рыбацкого пр., до Тепловозной ул.)
- Шлиссельбургский пр., д.43, лит. А. идентификационный номер дороги 40 ОП РЗ - 1610, наименование автомобильной дороги, в границах которой находятся указанные адреса - Шлиссельбургский пр. (от пр. Обуховской Обороны до р. Славянка).
Данный факт подтверждается сведениями из Регионаьной геоинформационной системы Санкт-Петербурга и паспортами указанных автомобильных дорог.
Исходя из пункта 1.5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, действие Правил не распространяется на отношения в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также отношения, регулирующие сферу охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны объектов культурного наследия), музейные предметы.
Таким образом, в отношении указанных территорий как частей автомобильных дороге не могут составляться протоколы об административных правонарушениях по составу административного правонарушения, предусмотренного п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70.
В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о том, что Общество выполняло работы по содержанию озеленения по указанным адресам согласно ведомостям объемов работ по ремонту объектов зеленых насаждений и компенсационному озеленению Невского района Санкт-Петербурга на апрель, май, июнь 2018 года, о чем свидетельствуют представленные:
- акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) (от 30.04.2018 № 17/2; от 31.05.2018 № 39/2; от 30.06.2018 № 53/2).
- исполнительные схемы: ремонта газонов пр. Обуховской Обороны, Шлиссельбурге ком пр. (апрель 2018); ремонта газонов и дорожек на Шлиссельбургском пр. (май 2018); ремонта газонов, газонов на Шлиссельбургском пр. (июнь 2018);ремонта газонов и дорожек на Шлиссельбургском пр. (июнь 2018);
- фотоматериалы;
- схемы RGIS с обозначением границ автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 № 300):
40 ОП РЗ - 1610 Шлиссельбургский пр.;
40 ОП РЗ - 0329 ул. Дмитрия Устинова.
Согласно представленных документов Обществом выполнены работы по уходу за газонами в части уборки мусора, очистки от песка, косьбы, частичного сгребания травы согласно технологического Регламента производства работ по содержанию территорий зеленых насаждений и ремонту расположенных на них объектах зеленых насаждений на 2018 год, утвержденного Распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 07.10.2017 № 280-р.
ГАТИ при вынесении постановления №74 от 11.01.2019 года не учтен факт выполнения Обществом работ в агротехнический период в соответствии с пунктом 1,4.2 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875.
Также ГАТИ при привлечении к административной ответственности не учло тот факт, что для предотвращения несанкционированной парковки и последующих разрушений территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения) по указанным адресам Общество 13.11.2018 года направило заявку о включении в адресную программу на закупку малых архитектурных форм (урн, скамеек, вазонов, ограждений) на 2019 год в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, за счет финансирования, выделяемого из бюджета города Санкт-Петербурга, в связи с чем ремонт указанных зеленых насаждений по окончании агротехнического срока не производился Обществом в связи с их неправомерностью.
Перечисленные мероприятия по содержанию элементов озеленения свидетельствуют о факте добросовестного исполнения Обществом взятых на себя обязательств по договору от 29.12.2017 № 1/18-18.
Также материалами дела подтверждено и ГАТИ не оспорено, что повреждением территорий зеленых насаждений является следствие несанкционированной парковки (проезда) автотранспорта.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Пунктом 11 статьи 20 Закона №273-70 установлена административная ответственность за нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1-10 настоящей статьи.
Требования к мероприятиям по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства содержатся в Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 года № 961 (далее - Правила № 961).
Согласно пункту 1.1.Приложения №5 к Правилам № 961 уполномоченные лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Частью 3 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» определен перечень лиц, уполномоченных на осуществление мероприятий по содержанию объектов благоустройства, а именно:
- собственники объектов благоустройства и элементов благоустройства;
- лица, которым объекты благоустройства и элементы благоустройства предоставлены во владение и (или) пользование, иные лица, на которых обязательства по содержанию объектов благоустройства или элементов благоустройства возложены действующим законодательством или договором;
- органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий обязаны осуществлять мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства в соответствии с правилами благоустройства территории Санкт - Петербурга.
Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Общество к указанным выше лицам не относится, поскольку не является органом местного самоуправления, у Общества отсутствуют признанные в установленном законом порядке основания возникновения вещного и обязательственного прав в отношении спорного объекта, а также право на принятие каких-либо решений в отношении рассматриваемого объекта благоустройства.
Таким образом, вопреки выводам ГАТИ Общество не является субъектом данного административного правонарушения, а следовательно, не может нести административную ответственность за его совершение.
При таких обстоятельствах, вмененные Обществу действия не образуют состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 11 статьи 20 Закона №273-70 от 31.05.2010 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»
Отсутствие состава правонарушения является в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая отсутствие в действиях заявителя (Общества) состава вмененного ему правонарушения, оспариваемое постановление ГАТИ подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Постановление ГАТИ №74 от 11.01.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 95047 от 26.11.2018 признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Терешенков А.Г.