Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
24 июля 2019 года Дело № А56-50586/2019
Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года . Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Терешенкова А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ольшанской А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ПРОКУРОР КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
заинтересованное лицо ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛЕНСЕРТ"
третье лицо Управление федеральной службы по аккредитации по СЗФО
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.47 КоАП РФ
при участии
от заявителя: ФИО1,
от заинтересованного лица: Не явился, извещен.,
от третьего лица: Не явился, извещен.,
установил:
ПРОКУРОР КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА Санкт-Петербурга (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЛенСерт" (далее – заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Общество и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте удебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Калининского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований законодательства об аккредитации, в ходе которой в деятельности Общества выявлены нарушения пунктов 6, 9, 10 перечня критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326, статьи 5 TP ТС 020/2011 «Электромагнитна совместимость технических средств», пунктов 1, 5 Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 329, статей 23, 25, 26 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
По итогам проверки составлен Акт проверки от 12.03.2019 заместителем прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в отношении Общества вынесено постановление от 12.04.2019 № 03-09-2019-78 о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.47 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы проверки направлены Прокуратурой в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности Прокуратура ходатайствовала о переквалификации вмененного Обществу состава правонарушения с части 2 на часть 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 14.47 КоАП РФ нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов или подлежащим применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям, установлена частью 2 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и для юридических лиц предусмотрена в виде административного штрафа в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Поскольку материалы дела не содержат документов, подтверждающих факт выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов или подлежащим применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям вследствие нарушения Обществом правил выполнения работ по сертификации либо выдачу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании, действия Общества следует квалифицировать по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Составы административных правонарушений, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства.
Вмененная Обществу часть 2 статьи 14.47 КоАП РФ предусматривает более строгую санкцию (от 600 000 рублей до 1 000 000 рублей) по сравнению с частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (от 400 000 рублей до 500 000 рублей).
Поскольку переквалификация административного правонарушения не приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого ведется производство по делу, суд полагает, что таковая в рамках настоящего дела возможна.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон в судебных заседаниях, суд находит заявление обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате на основании договора с заявителем. Стоимость работ по обязательному подтверждению соответствия продукции определяется независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями.
Согласно статье 25 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия сертификата соответствия; информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом и исчисляется со дня внесения сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия.
Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, подлежащей обязательной сертификации, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения о том, что обязательная сертификация такой продукции не осуществлялась.
В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрено декларирование соответствия на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения об отсутствии у него доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Особенности маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке, порядок информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и о факторах, от которых он зависит, определяются Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Порядок выдачи бланков сертификатов соответствия устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).
Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
В силу пункта 6 перечня критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 №326 к критериям аккредитации органов по сертификации относится наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 14 настоящих критериев аккредитации.
В соответствии с пунктом 9 перечня критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 к критериям аккредитации органов по сертификации относится наличие у работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия:
- высшего образования, либо среднего профессионального образования, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации;
- опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет;
- допуска к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости).
Допускается привлечение к работам по сертификации, не связанным с принятием решений о выдаче, приостановлении, возобновлении, прекращении сертификатов соответствия, лиц, не отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации, при условии выполнения ими работ по сертификации под контролем лиц, отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации.
Наличие в штате органа по сертификации работников по всем направлениям деятельности, соответствующим области аккредитации, работающих по трудовому договору в составе одного органа по сертификации, сведения о которых включаются в реестр аккредитованных лиц. Не менее трех работников должны работать в органе по сертификации в штате по основному месту работы. Допускается привлечение к работам по подтверждению соответствия работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, соответствующих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации, работающих в составе иных органов по сертификации такого юридического лица или индивидуального предпринимателя, при условии их аккредитации на осуществление сертификации разных объектов (продукция, услуги, системы менеджмента, персонал).
Для органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия средств связи, а также органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия оборудования для работы во взрывоопасных средах, необходимо наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, высшего образования по профилю, соответствующему области аккредитации.
При наличии в области аккредитации органа по сертификации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, средств связи, выполняющих функции по проведению оперативно-розыскных мероприятий, наличие у работников, состоящих в штате по основному месту работы в органе по сертификации, допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязательно.
Для органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия железнодорожной продукции, необходимо наличие в штате органа по сертификации не менее пяти работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия.
Для органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия железнодорожной продукции, необходимо наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия: высшего образования, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации; опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее пяти лет.
Согласно пункту 10 перечня критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 №326 к критериям аккредитации органов по сертификации относится наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
В силу статьи 5 TP ТС 020/2011 «Электромагнитна совместимость технических средств» при проведении сертификации технического средства (схемы 1с, 3с, 4с): изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер предоставляет органу по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) комплект документов на техническое средство, подтверждающий соответствие технического средства требованиям по электромагнитной совместимости настоящего технического регламента Таможенного союза, который включает: технические условия (при наличии); эксплуатационные документы; перечень стандартов, требованиям которых должно соответствовать данное техническое средство из Перечня стандартов, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего технического регламента Таможенного союза; контракт (договор на поставку) или товаросопроводительную документацию (для партии технических средств (единичного изделия) (схемы 3с, 4с); изготовитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемых технических средств требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза; орган по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия): осуществляет отбор образца (образцов); проводит идентификацию технического средства путем установления тождественности его характеристик признакам, установленным в статье 1 настоящего технического регламента Таможенного союза, положениям, установленным статьей 5 настоящего технического регламента Таможенного союза, и документам, перечисленным в пункте 5.1 пункта 5 настоящей статьи; организует проведение испытаний образца (образцов) технического средства на соответствие требованиям стандартов из Перечня стандартов, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, и проводит анализ протокола (протоколов) испытаний; проводит анализ состояния производства (схема 1с).
При наличии у изготовителя сертифицированной системы менеджмента качества производства или разработки и производства технических средств оценивает возможность данной системы обеспечивать стабильный выпуск сертифицируемых технических средств, соответствующих требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза; выдает сертификат соответствия по единой форме, утвержденной Комиссией. Срок действия сертификата соответствия для технических средств, выпускаемых серийно, - не более 5 лет, для партии технических средств (единичного изделия) срок действия сертификата соответствия не устанавливается.
В ходе проверки установлено, что Обществом, осуществляющий деятельность по адресу: <...>, лит. А, офис 852 в нарушение требований пункта 6 перечня критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 сертификационные дела, копии сертификационных дел, архив Организации отсутствует по месту осуществления деятельности Организации.
В рамках рассмотрения сертификационного дела № ТС RU C-LV.AБ69.B.00509 установлено, что сертификат соответствия выдан на низковольтные комплектные устройства с напряжением питания 24В с маркировкой Alfa Laval: шкафы управления пневмооборудованием типа РХ80 PU, цифровая панель управления со встроенной вычислительной машиной типа РХ80 СР.
Сертификат выдан по схеме 1с на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» (далее - TP ТС 020/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 879, по заявке ООО «Деметра групп» на основании протокола испытаний от 04.10.2018 № 1-20181004-41 и акта анализа состояния производства 0709181 от 07.09.2018.
Представленное для рассмотрения сертификационное дело содержит необходимый набор документов, отраженных в пункте 5.3 TP ТС 020/2011.
Вместе с тем, согласно акту отбора образцов № 040918/1/С от 14.09.2018, подписанному от органа по сертификации ФИО2 (включен в штат аккредитованного лица в качестве эксперта по подтверждения соответствия требованиям TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств») для испытаний были отобраны низковольтные комплектные устройства с напряжением питания 24В с маркировкой Alfa Laval: шкафы управления пневмооборудованием типа РХ80 PU, цифровая панель управления со встроенной вычислительной машиной типа РХ80 CP (далее - шкафы управления, цифровые панели), отбор образцов был произведен экспертом органа по сертификации, не имеющим в соответствующей области образования, опыта работы, профессиональных знаний и навыков.
Протокол идентификации продукции № 040918/1/С от 14.09.2018, техническое задание в аккредитованную испытательную лабораторию №040918/1/С от 14.09.2018 подписаны ФИО2
В соответствии с актом отбора образцов № 040918/1/С от 14.09.2018 и техническим заданием № 040918/1/С от 14.09.2018 в аккредитованную испытательную лабораторию для проведения испытаний образцов продукции для целей подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента TP ТС 020/2011 были направлены только цифровые панели. Соответственно, шкафы управления в испытательную лабораторию не направлялись.
В соответствии с протоколом испытаний № от 04.10.2018
№ 1-20181004-41 для проведения испытаний представлены только образцы
цифровой панели управления со встроенной вычислительной машиной типа
РХ80 СР. Сведения об отборе образцов и проведении испытаний в
отношении шкафов управления пневмооборудованием типа РХ80 PU в
материалах дела отсутствуют. При этом в указанном протоколе испытаний
содержится положение о том, что протокол испытаний распространяется
только на образцы, подвергнутые испытаниям. Таким образом,
подтверждение соответствия показателям безопасности ГОСТа 30804.6.2-2013 (устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах, электромагнитная совместимость технических средств) в отношении шкафов управления в материалах дела отсутствует.
В заключении № 040918/1/с от 04.10.2018 о соответствии продукции требованиям TP ТС 020/2011 указано, что проведены работы по сертификации продукции на шкафы управления и на цифровые панели. Данное заключение подписано экспертом ФИО3
Согласно материалам дела (акт анализа состояния производства от 07.09.2018 № 0709181), 07.09.2018 аккредитованным лицом был проведен анализ производства «АЕ Partner» SIA (Латвия, ул. Ганибу 1/3, город Лиепая).
По результатам рассмотрения сертификационного дела установлено, что экспертом органа по сертификации, проводившим работы по подтверждению соответствия продукции, являлся ФИО3 Непосредственно анализ состояния производства проводила ФИО5.
Таким образом, в нарушение пункта 5.3.4 TP Т 020/2011, пунктов 9 и 10 перечня критериев аккредитации, статей 23, 25, 26 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» акт анализа состояния производства от 07.09.2018 № 0709181 составлен экспертом не имеющим в соответствующей области образования, опыта работы, профессиональных знаний и навыков.
Представленные для рассмотрения документы (трудовые договоры, дипломы об образовании, удостоверения о повышении квалификации ФИО4 не подтверждают опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации TP ТС 020/2011 не менее трех лет, а также наличие навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц. Кроме того, согласно имеющемуся в материалах дела диплому о профессиональной переподготовке № 4533352, выданному 20.07.2018 ООО «Деловой учебный центр», ФИО5 присвоена квалификация «Специалист по сертификации» только 20.07.2018. Таким образом, в нарушение пункта 9 и 10 перечня критериев аккредитации ФИО5 не могла осуществлять действий в качестве эксперта без контроля лиц, отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации.
При этом, сведения о наличии такого работника органа по сертификации (ООО «ЛенСерт»), как ФИО5, в рамках отчетности аккредитованных лиц о своих работниках Росаккредитации отсутствуют, что является нарушением пунктов 1 и 5 Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 №329.
Выявлены нарушения пунктов 6, 9, 10 Перечня критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326, статьи 5 TP ТС 020/2011 «Электромагнитна совместимость технических средств», пунктов 1, 5 Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 №329, статей 23, 25, 26 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Общество аккредитовано в качестве органа по сертификации, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № RA.RU.21AР87.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон № 412-ФЗ) аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 (далее - Критерии аккредитации).
Критерии аккредитации в отношении органов по сертификации предусматривают в том числе наличие у работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия: высшего образования, либо среднего профессионального образования, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации; опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет; допуска к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости).
При этом допускается привлечение к работам по сертификации, не связанным с принятием решений о выдаче, приостановлении, возобновлении, прекращении сертификатов соответствия, лиц, не отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации, при условии выполнения ими работ по сертификации под контролем лиц, отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации (пункт 9 Критериев аккредитации).
Кроме того, обязательным условием является также наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц (пункт 10 Критериев аккредитации).
Пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ также установлена обязанность аккредитованных лиц предоставлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее ФГИС) сведения о результатах своей деятельности.
Пунктом 15 Критериев аккредитации установлен Перечень документов, подтверждающих соответствие органа по сертификации критериям аккредитации:
а) руководство по качеству в соответствии с пунктом 14 настоящих критериев аккредитации;
б) документ, содержащий сведения о работниках органа по сертификации,
предусмотренные приложением № 1 к настоящим критериям аккредитации;
в) документы, подтверждающие соблюдение установленных к работникам
требований: трудовые договоры (либо их копии); документы, подтверждающие наличие у работников органа по сертификации опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
документы о получении работниками высшего образования, среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования (либо их копии); трудовые книжки (либо их копии);
при необходимости документы (их копии), подтверждающие наличие в соответствии с областью аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, допуска к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Состав, порядок и сроки, представления которых установлены Положением о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 329 приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 329.
Кроме того, в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 412-ФЗ аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в следующие сроки:
1) в течение первого года со дня аккредитации;
2) не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей
процедуры подтверждения компетентности;
3) каждые пять лет со дня аккредитации.
Согласно сведения ФГИС решение об аккредитации ООО «ЛенСерт» в качестве органа по сертификации было принято на основании приказа Росаккредитации № А-3207 от 28.04.2016.
Таким образом, в 2017 году аккредитованным лицом было подано соответствующее заявление в соответствии с пунктом I части 1 статьи 21 Федерального закона № 412-ФЗ и предоставлена государственная услуга о прохождении процедуры подтверждения компетентности № 1878 от 09.02.2017.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ подтверждение компетентности аккредитованного лица проводится в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, проводимой по месту или местам осуществления его деятельности.
Частью 13 Федерального закона № 412-ФЗ определена обязанность аккредитованного лица предоставить лицам, участвующим в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной оценки, а также обеспечить доступ указанных лиц на территорию, в используемые аккредитованными лицами при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым аккредитованными лицами оборудованию, веществам и материалам.
Из материалов дела следует, что в ходе прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованным лицом представлены сведения о работниках и экспертах органа по сертификации ООО «ЛенСерт» по рекомендуемой Критериями аккредитации форме, который предусматривает в том числе основания для привлечения труда, практический опыт работы в сфере оценки соответствия, выполняемые функции, образование.
Вместе с тем в ходе прохождения вышеуказанной процедуры подтверждения компетентности каких-либо документов по такому сотруднику, как ФИО5, аккредитованным лицом не представлено.
Представитель Общества представил трудовой договор № 30 от 05.05.2016, в подтверждение о том, что указанный сотрудник по настоящее время выполняет работы по оценке соответствия ООО «ЛенСерт».
Вместе с тем, суд критически относится к данному документу, поскольку он представлен исключительно в рамках рассмотрения дела в суде.
Пункт 9 Критериев аккредитации предусматривает наличие у работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия высшего образования, либо среднего профессионального образования, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации.
При этом Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, (далее - приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499) установлено следующее.
Пункт 6 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 содержит положение о том, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Согласно представленным ООО «ЛенСерт» документам ФИО5 (диплом ВВС 0593115 от 27.01.2000) имеет квалификацию «экономист по специальности «Бухгалтерский учет и аудит. При этом представлен Сертификат № 125-14-ЭСП-ВОК о прохождении краткосрочного обучения ФИО6 в объеме 72 часа в качестве эксперта по подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Однако наличие профессиональных знаний в соответствующей сфере предполагает освоение программы профессиональной переподготовки.
Согласно пункту 12 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов.
Таким образом, представленный Обществом Сертификат № 125-14-ЭСП-ВОК о прохождении краткосрочного обучения ФИО6 в объеме 72 часа не обеспечивает возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в профамме, и, следовательно, не подтверждает ее соответствие требованиям Критериев аккредитации в части наличия соответствующего образования и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации.
Прохождение данным сотрудником профессиональной подготовки в части осуществления анализа производства подтверждено аккредитованным лицом представленным дипломом о профессиональной переподготовке № 4533352, выданным ООО «Деловой учебный центр» лишь 20.07.2018, согласно которому ФИО5 прошла профессиональную переподготовку в объеме с 04.06.2018 по 20.07.2018 в объеме 270 часов, по результатам которой ей предоставлено право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Применение и проверка требований ISO 9001:2015 на производстве. Анализ состояния производства при сертификации продукции с присвоением квалификации «Специалист по сертификации».
Представленный Обществом Сертификат № 60-15-ЭСП-ВОК о прохождении краткосрочного обучения ФИО2 в объеме 72 часа не может быть принят во внимание, поскольку не обеспечивает возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе, и, следовательно, не подтверждает ее соответствие требованиям Критериев аккредитации в части наличия соответствующего образования и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации.
Согласно сведениям о работниках и экспертах органа по сертификации ООО «ЛенСерт» по рекомендуемой Критериями аккредитации форме, который предусматривает, в том числе основания для привлечения труда, практический опыт работы в сфере оценки соответствия, выполняемые функции, образование, представленным в ходе прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованным лицом, ФИО2 является экспертом по подтверждению соответствия продукции требованиям TP ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», что соответствует его профильному образованию. Сведений о профессиональной переподготовке и обучении на эксперта по подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза TP ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», TP ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» в требуемом объеме часов не представлено.
Таким образом, ФИО5 и ФИО2, выполняющие работы в качестве сотрудников ООО «ЛенСрт», аккредитованного в качестве органа по сертификации, по подтверждению соответствия не соответствуют требованиям пунктов 9, 10 Критериев аккредитации.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения требований законодательства и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд считает, что Прокуратурой представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Общество не было лишено гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.
Предусмотренный в статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела судом не истек.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
По мнению суда, минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 1 статьи 14.47 КоАП РФ, составляющий четыреста тысяч рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а такжедифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, суд считает, что имеются основания для назначения Обществу наказания ниже низшего предела санкции статьи 14.37 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «ЛенСерт» (адрес место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, пр. Пискаревский, д.2, корп.3, лит. А, офис 852; ИНН 7804193468; ОГРН: 1157847101719, дата регистрации: 24.03.2015) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч .1 ст.14.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200000 руб.
Реквизиты получателя штрафа:
Получатель - УФК по Санкт-Петербургу (Прокуратура Санкт-Петербурга)
Банк получателя – Северо-Западное ГУ Банка России
расчетный счет - <***>
ИНН - <***>
КПП - 783801001
БИК - 044030001
ОКТМО - 40303000
КБК 415 1 16 900 1001 6000 140
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
В соответствии с частью 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Терешенков А.Г.