ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-52493/20 от 08.07.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

14 июля 2021 года Дело № А56-52493/2020

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2021 года. Полный текст решения изготовлен 14 июля 2021 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Жилищно-строительный кооператив № 838

заинтересованное лицо Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу

о признании незаконным предписания № 30-1-235/1/1 от 09.06.2020

при участии

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

установил:

Жилищно-строительный кооператив № 838 обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу о признании незаконным предписания № 30-1-235/1/1 от 09.06.2020.

Определением суда от 25.08.2020 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А56-46258/2020.

Определением от 20.05.2021 суд возобновил производство по делу.

Заявитель и заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле адресам, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 25.05.2020 г. в Управление ГУ МЧС России по Кировскому району Санкт-Петербурга передано обращение гр. ФИО1, поступившее на сайт Главного управления МЧС России по городу Санкт-Петербургу (вх. № 130-Г-451 от 21.05.2020г.), в котором указано на нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 198095, <...>, лит. А.

В рамках рассмотрения обращения установлено: объект защиты - 9-ти этажный многоквартирный жилой дом, 2-ой степени огнестойкости, отопление центральное водяное, электрифицировано, здание не подлежит оборудованию системами автоматической противопожарной защиты. Правообладателем (управляющей компанией) объекта защиты является жилищно-строительный кооператив № 838 (ЖСК-838).

05.06.2020 года ЖСК № 838 было вручено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 01.06.2020 г. № 30-1-235.

Согласно распоряжению проверка проводилась с целью проверки информации о нарушении требований пожарной безопасности, содержащейся в заявлении гражданина РФ № 130-Г-451 от 21.05.2020 г. Предметом проверки указано соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, ограниченных перечнем вопросов, включенных в проверочный лист.

В ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, указанные в обращении гр. ФИО1, подтвердились, а именно:

- в помещениях мусоросборных камер, в парадных (подъездах) №1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 расположенных в многоквартирном жилом доме, допущено хранение оборудования, мебели и других предметов (фактически в мусоросборных камерах, вне технологического оборудования для сбора мусора (контейнерах) хранятся различные материалы: пластиковые ведра, рубероид в рулонах, пластиковые канистры, картонные коробки, велосипеды, различная мебель, уборочный инвентарь, пластиковые ящики, бензо-инструмент);

- на объекте защиты, произведено изменение объемно-планировочных решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности и утвержденного в установленном порядке. В результате этого, в сквозном проезде (проходе) здания многоквартирного жилого дома, были возведены ограждающие конструкции, вследствие чего образовались помещения производственного и складского назначения.

По результатам проведенной проверки председателю ЖСК-838 вручен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 30-1-235 от 09.06.2020 и предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 30-1-235/1/1 от 09.06.2020 со сроком устранения нарушений до 01.09.2020.

С данным предписанием ЖСК-838 не согласился, оспорив его в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.п. б п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, на объектах защиты запрещается использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

Согласно главе 3 СП 31-108-2002 «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений» мусоросборная камера - помещение в здании для временного хранения ТБО в контейнерах.

Также, согласно пункту 3.24 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция» СНиП 31-01-2003 помещение техническое - нежилое помещение, предназначенное для технического обслуживания внутридомовых инженерных систем, с ограниченным доступом, разрешенным специалистам служб эксплуатации и специалистам служб безопасности и спасения в экстренных случаях.

Таким образом, мусоросборная камера - нежилое техническое помещение, предназначенное для технического обслуживания внутридомовых инженерных систем, с ограниченным доступом, разрешенным специалистам служб эксплуатации и специалистам служб безопасности и спасения в экстренных случаях, и хранения твердых бытовых отходов в контейнерах.

Согласно пункту 3.3 ГОСТР 53691-2009 твердые бытовые отходы - это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Учитывая вышеизложенное, при хранении в технических помещениях мусоросборных камерах различных веществ и материалов вне контейнеров для сбора мусора, функциональное назначение данных помещений меняется: помещения становится складского назначения.

Следует отметить, что мусоропровод является инженерной системой многоквартирного жилого дома и предназначен для сбора твердых бытовых отходов (ТБО) с этажей многоквартирного жилого дома, включающий процессы приема, вертикального транспортирования и сбора ТБО. При этом сбор ТБО осуществляется в нижней части здания в техническом помещении (мусоросборной камере) с размещением технического оборудования (передвижных мусоросборных контейнеров), в котором выводится вертикальная коммуникация (ствол мусоропровода).

Таким образом, размещение (хранение) в помещениях мусоросборных камер уборочной техники, велосипедов, мебели, строительных материалов и различных предметов, не относящихся к твердым бытовым отходам, собираемым с этажей многоквартирного жилого дома, будет является нарушением требований п.п. б п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Факт данного нарушения требований подтверждается фототаблицей, оформленной по результатам проверки, и пояснениями представителя ЖСК 838. При этом данные помещения приобретают признаки складского назначения (кладовой), запрет на размещение которого в настоящее время установлен п. 5.2.8 СП 4.13130.2013.

Вместе с тем, в отношении должностного лица - председателя правления ЖСК-838 ФИО2 было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №30-1-166 от 23.07.2020, в ответ на которое был предоставлен план устранения выявленных нарушений (вх. 30-724 от 17.07.2020).

Согласно п.п. о п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, на объектах защиты запрещается изменять (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой).

Положениями п. 5.2.8 СП 4.13130.2013 установлен запрет на размещение помещений складского и производственного назначения в многоквартирных домах.

Согласно п. 13 Распоряжения о проведении внеплановой проверки от 01.06.2020 № 30-1-235, должностным лицом ОНДПР Кировского района была запрошена техническая и проектная документация на многоквартирный дом, в том числе на размещение помещений производственного и складского назначения между парадными № 11 и № 12.

В ходе внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности управляющей организацией многоквартирного жилого дома проектная и исполнительная документация по изменению объемно планировочных решений на объекте защиты представлена не была.

Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается фототаблицей, оформленной по результатам проверки. В ОНДПР Кировского района какие-либо документы по размещению помещений производственного и складского назначения не поступали.

На основании вышеизложенного суд полагает, что оспариваемое предписание было вынесено правомерно и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку предоставляет возможность устранить нарушения различными способами. Следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Судья Ресовская Т.М.