ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-55314/20 от 12.11.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(мотивированное)

г.Санкт-Петербург

12 ноября 2020 года                                                           Дело № А56-55314/2020

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Грачевой И.В.,

рассмотрев дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «ТЕНДЕР ГАРАНТ»

к Федеральной антимонопольной службе России

о признании незаконным и отмене постановления от 22.05.2020 № 09/45594/2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04/04/7.32.4-6/2020, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации с назначением наказания в размере 30 000 руб.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ТЕНДЕР ГАРАНТ» (далее – заявитель, Общество, Оператор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Федеральной антимонопольной службы (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, ФАС России) от 22.05.2020 № 09/45594/2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04/04/7.32.4-6/2020, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в размере 30 000 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.

На момент рассмотрения дела сроки для представления доказательств и пояснений истекли, возражения против рассмотрения дела в порядке упрощённого производства стороны не представили.

Решением в виде резолютивной части от 19.10.2020 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Общество в срок, установленный статьей 229 АПК РФ, обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В ФАС России 20.08.2019 в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), поступила жалоба ООО «Гранд Капитал» на действия Оператора при проведении торгов по продаже имущества должника ООО «Инга» (далее - Торги).

В ходе рассмотрения указанной жалобы Общества антимонопольным органом установлено следующее.

ООО «Гранд Капитал» 13.08.2019 подало заявку на регистрацию на сайте Оператора, однако 16.08.2019 ему отказано в регистрации со ссылкой на пункт 2.5 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее - Порядок) по причине представления недостоверных данных в составе документов, направленных для регистрации на электронной площадке, а именно, в представленном заявлении на регистрацию в разделе адрес регистрации указано <...>, этаж 4, помещение VII, комната 1. Однако, при проведении антимонопольным органом выездной проверкой установлено, что Общество по указанному адресу отсутствует.

При этом ФАС России в ходе рассмотрения документов, представленных ООО «Гранд Капитал» в составе заявки на регистрацию, установлено, что она содержит, в том числе, копии всех листов выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в которой отметки о недостоверности сведений о месте регистрации Общества отсутствовали.

На основании изложенного, по результатам рассмотрения жалобы ФАС России принято решение от 28.08.2019 № 04/10/18.1-104/2019  о признании её обоснованной и выдано обязательное для исполнения предписание от 28.08.2019 №04/10/18.1-104/2019.

Законность Решения и Предписания ФАС России установлена в рамках дела №А40-316569/2019.

Ответственность за нарушение порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах установлена частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

ФАС России в отношении Общества составлен протокол от 03.03.2020 №04/04/7.32.4-6/2020 об административном правонарушении.

Постановлением от 22.05.2020 № 09/45594/2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04/04/7.32.4-6/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка для обеспечения возможности использования электронной площадки заинтересованным лицом оператор электронной площадки проводит его регистрацию на электронной площадке.

Согласно    подпункту    «а»    пункта    2.2    Порядка    для    регистрации на электронной площадке заинтересованное лицо с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявление на регистрацию с приложением, в том числе копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), выданной не ранее чем за тридцать дней до даты представления заявления на регистрацию.

Указанные в пункте 2.2 Порядка заявление и являющиеся приложением к нему документы и сведения должны быть представлены в форме электронного сообщения, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Копии документов, предусмотренные подпунктами «а», «б», «д» и «е» пункта 2.2 Порядка, представляются в виде электронного сообщения, содержащего электронную копию (электронный образ) документа, изготовленного на бумажном носителе. Требование представления иных документов и сведений, кроме указанных в пункте 2.2 Порядка, не допускается.

Согласно пункту 6 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени иного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ, соответствующие сведения или ставить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о достоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Таким образом, согласно действующему законодательству установление факта недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, в том числе юридического адреса, относится к компетенции регистрирующего органа.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка в срок не более трех рабочих дней со дня поступления заявления на регистрацию оператор электронной площадки обязан его рассмотреть и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации лица на электронной площадке.

Согласно пункту 2.5 Порядка оператор электронной площадки отказывает в регистрации на электронной площадке в следующих случаях:

-заявление на регистрацию и (или) являющиеся приложением к нему документы и (или) сведения не соответствуют требованиям, установленным пунктом 2.2 Порядка;

- не представлены документы и (или) сведения, указанные в пункте 2.2 Порядка, либо не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2.3 Порядка;

- представленные документы или сведения недостоверны.

Отказ в регистрации на электронной площадке по иным основаниям, кроме указанных в пункте 2.5 Порядка, не допускается.

Аналогичные основания в регистрации на сайте Оператора содержатся в пункте 7.6 Регламента проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, на электронной площадке ТЕНДЕР ГАРАНТ, размещенной на сайте http://tendergarant.com/ в сети «Интернет».

ООО «ТЕНДЕР ГАРАНТ» в ФАС России не представлены документы и сведения, свидетельствующие о наличии оснований для отказа в регистрации на электронной площадке.

Факт совершения Заявителем административного правонарушения подтверждается протоколом от 03.03.2020 по делу № 04/04/7.32.4-6/2020 об административном правонарушении, постановлением от 22.05.2020 № 09/45594/2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04/04/7.32.4-6/2020 а также другими материалами дела указанного дела об административном правонарушении.

Довод Заявителя о том, что его действия по отказу ООО «Гранд Капитал» в регистрации на сайте Оператора неправомерно квалифицированы ФАС России по части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, несостоятелен ввиду следующего.

В силу пункта 2.1 Порядка необходимым условием для принятия участия в Торгах является регистрация на электронной площадке.

В соответствии с пунктами 2.6 и 6.1 Порядка зарегистрированным на электронной площадке лицам присваивается статус участника торгов, после чего возникает возможность подать заявку на участие в торгах, проводимых на электронной площадке, и принять в них участие.

Вопреки доводам Оператора об обратном, приняв решение об отказе в первичной регистрации на электронной площадке, не соответствующее закону, он фактически лишил Общество возможности подать заявку на участие в Торгах и, как следствие, нарушил порядок допуска к участию в них.

Довод заявителя о том, что в нарушение части  5 статьи 4.1 КоАП РФ ООО «ТЕНДЕР ГАРАНТ» привлечено к административной ответственности несколько раз за одно и то же административное правонарушение отклоняется судом как несоответствующий фактическим обстоятельствам.

В антимонопольный орган 18.07.2019, 29.07.2019, 20.08.2019, 10.09.2019 и 18.10.2019 поступали жалобы ООО «Гранд Капитал» на отказы Заявителя в регистрации на сайте Оператора от 08.07.2019, 26.07.2019, 16.08.2019, 06.09.2019 и 17.10.2019, по результатам рассмотрения которых ФАС России приняты решения от 23.07.2019 № 04/10/18.1-85/2019, от 05.08.2019 № 04/10/18.1-91/2019, от 28.08.2019 № 04/10/18.1-104/2019, от 18.09.2019 № 04/10/18.1-121/2019 и от 28.10.2019 № 04/10/18.1-139/2019 соответственно с выдачей обязательного для исполнения предписания.

Таким образом, вопреки доводам Заявителя об обратном, он принимал пять решений об отказе Обществу в регистрации на сайте Оператора.

Кроме того, законность каждого из указанных решений антимонопольного органа, которыми такой отказ был признан ФАС России необоснованным, подтверждена судебными актами по делам №№ А40-286025/2019, А40-299144/2019, А40-316569/2019, А40-335178/2019 и А40-18307/2020 соответственно.

Следовательно, решениями ФАС России и судебными актами, принятыми по указанным делам, установлено пять самостоятельных нарушений Оператором требований пункта 2.5 Положения, за каждое из которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, наличие пяти решений, принятых антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, не свидетельствует о том, что Заявитель привлечен к административной ответственности несколько раз за одно и тоже административное правонарушение. Возбуждение ФАС России в отношении Заявителя пяти дел об административном правонарушении соответствует законодательству.

Доводы заявителя о несоблюдении ФАС России установленного законом порядка привлечения Оператора к административной ответственности противоречат нормам процессуального права и фактическим обстоятельствам дела.

Определением ФАС России возбуждено дело № 04/04/7.32.4-6/2020 об административном правонарушении в отношении ООО «ТЕНДЕР ГАРАНТ».

Согласно части 3 статьи 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающее на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Определение ФАС России отвечает всем названным требованиям.

Копия Определения ФАС России направлялась Заявителю заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 12571942327098) и  получена им 20.02.2020, что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте АО «Почта России» в разделе «отслеживание почтовых отправлений».

В соответствии с частью 3 статьи 28.5 КоАП РФ в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.

Часть 5 статьи 28.7 КоАП РФ устанавливает, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.

Административное расследование завершено 03.03.2020 то есть с соблюдением требований, установленных частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ.

По окончании административного расследования 03.03.2020 в соответствии с требованием части 3 статьи 28.5 КоАП РФ ФАС России составлен протокол об административном правонарушении в отношении Заявителя.

Таким образом, ФАС России соблюдены порядок возбуждения дела и сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол ФАС России отвечает этим требованиям.

Законный представитель Оператора, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте составления Протокола ФАС России, на его составление и подписание не явился, о чем сделана соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Вопреки доводам Заявителя, 05.03.2020 копия протокола об административном правонарушении направлена в его адрес заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 12571944082100) и получена им 12.03.2020, о чем свидетельствуют данные, размещенные на сайте АО «Почта России» www.pochta.ru.

В соответствии с частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.

На основании пункта 62 части 2, части 4 статьи 28.3 КоАП РФ и пункта 1 приказа ФАС России от 29.07.2015 № 667/15 «О перечне должностных лиц центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченные составлять протоколы об административных правонарушениях» правом составления протокола об административном правонарушении от имени ФАС России обладают:

            - начальники структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;

- заместители начальников структурных подразделений центрального аппарата ФАС России:

- начальники отделов структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;

- заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;

- ведущие консультанты структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;

- консультанты структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;

- главные государственные инспекторы структурных подразделений центрального аппарата ФАС России.

В соответствии с пунктом 9 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства от 30.06.2004 № 331, структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы являются управления по основным направлениям деятельности Службы.

Определение и Протокол ФАС России составлены заместителем начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов ФИО1.

Учитывая изложенное, определение ФАС России и протокол ФАС России составлены уполномоченными должностными лицами ФАС России.

С учетом изложенного, вопреки доводам заявителя, антимонопольным органом соблюден установленный порядок привлечения ООО «ТЕНДЕР ГАРАНТ» к административной ответственности.

Таким образом, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, постановление ФАС России является законным, нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности отсутствует.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет, следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению; обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Объективные обстоятельства, указывающие на невозможность неисполнения установленных Правилами требований, при рассмотрении дела не установлены, соответствующее доказательства не представлены.

У Оператора имелась возможность для соблюдения нарушенных норм действующего законодательства. Однако ООО «ТЕНДЕР ГАРАНТ» не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины, предусмотренной  частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Учитывая характер правонарушения, факт пренебрежительного отношения Оператора к исполнению своих публично-правовых обязанностей, отсутствуют основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные статьей 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют.

В силу части  статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении обществу административного наказания антимонопольным органом учтен характер совершенного правонарушения, отсутствие сведений о тяжелом финансовом положении общества, отсутствие смягчающих и  отягчающих ответственность обстоятельств.

Санкция части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в размере от 30 000 рублей до 50 000 рублей.

Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Таким образом, наказание Обществу назначено с учетом характера допущенного административного правонарушения в пределах санкции части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Общества и признания незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы России от 22.05.2020 № 09/45594/2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04/04/7.32.4-6/2020.

Руководствуясь статьями 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «ТЕНДЕР ГАРАНТ» о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы России от 22.05.2020 № 09/45594/2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04/04/7.32.4-6/2020 отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.

          Судья                                                                             Грачева И.В.