ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-56816/20 от 01.09.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

05 сентября 2020 года                                                                  Дело № А56-56816/2020

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2020 года . Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Цыбиной О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Енисейское Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,

заинтересованное лицо: Публичное акционерное общество «Ростелеком»,

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии

от заявителя: представитель не явился, извещен,

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,

установил:

Енисейское Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций  (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направили в судебное заседание своих представителей. Заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Общество представило отзыв, в котором ссылалось на отсутствие вины и малозначительность совершенного правонарушения, а также истечение срока давности привлечения к административной ответственности. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителей сторон по представленным в нем материалам.

Исследовав представленные доказательства,  суд установил следующее.

ПАО «Ростелеком» осуществляет деятельность по оказанию универсальных  услуг телефонной связи с использованием средств коллективного доступа c использованием  таксофонов универсального обслуживания  и  на основании лицензии № 166729 от 27.01.2016 (далее – лицензия № 166729), по оказанию универсальных услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекомуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа, организованных по технологии беспроводного доступа Wi-Fi и на основании лицензии № 166733 от 16.02.2016 (далее – лицензия № 166733) на оказание телематических услуг связи.

В соответствии с Планом деятельности Управления на 2020 год, утвержденным приказом руководителя Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 18.11.2019 №446, размещенным на сайте в сети «Интернет» http://24.rkn.gov.ru/, и приказом Управления от 25.03.2020 №45-нд, в период с 01.04.2020 по 26.06.2020 проведено систематическое наблюдение в отношении Общества.

Задачами данного систематического наблюдения являлась проверка соблюдения Обществом лицензионных условий (требований) и обязательных требований в сфере связи при оказании универсальных услуг связи (универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов и универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа).

По результатам систематического наблюдения выявлено замечание, отраженное в Акте систематического наблюдения ПАО «Ростелеком» от 26.06.2020 № А-24/10/45-нд/58:

- в месте оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точки доступа, организованной по технологии беспроводного доступа Wi-Fi, по адресу: Республика Тыва, Дзун-Хемчикский район, с. Хорум-Даг, ул. X.Л.Оюу, д. 1, оператором связи – Обществом не осуществлено обозначение места расположения данной точки доступа специальным информационным указателем, что является нарушением пункта 5 Приложения № 3 Требований к построению, управлению, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия сети связи при оказании универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 30.09.2015 № 371, и, соответственно, пункта 2.1.4 Договора об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенного  между Обществом и Федеральным агентством связи от 13.05.2014 № УУС-01/2014, размещенном на официальном сайте Россвязи в сети «Интернет» https://rossvyaz.ru/, что является нарушением пункта 10 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора №166733 от 16.02.2016.

По факту выявленного нарушения Обществом лицензионных требований  должностным лицом Управления 30.06.2020 в отношении Общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте протокола 26.06.2020 телеграммой, в отсутствие его представителя, составлен протокол об административном правонарушении № АП-24/10/721 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц  от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее – лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ) лицензия –  специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003  №126-ФЗ «О связи» установлено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В силу части 2 статьи 29 Федерального закона «О связи» лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи (далее - лицензирующий орган).

Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 утверждены перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи.

Согласно главы V Постановления Правительства РФ от 18.02.2005 №87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов включает в себя: 

1. Соблюдение срока, в течение которого лицензиат вправе оказывать услуги.

2. Соблюдение даты начала оказания услуг, указанной в лицензии.

3. Оказание услуг на территории, указанной в лицензии.

4. Обеспечение предоставления пользователю:

а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации;

б) доступа к телематическим услугам связи и услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, а также к услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

в) доступа к системе информационно-справочного обслуживания;

г) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также номеров вызова соответствующих экстренных оперативных служб, устанавливаемых в соответствии с российской системой и планом нумерации;

д) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

5. Оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

6. Соблюдение правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Правительством Российской Федерации, при присоединении сети (сетей) местной телефонной связи лицензиата к сети связи общего пользования, осуществлении учета и пропуска трафика в сети (сетях) местной телефонной связи лицензиата, учета и пропуска трафика от (на) сетей связи других операторов.

7. Выполнение лицензиатом обязательств, которые он принял при участии в торгах (аукционе, конкурсе) на получение соответствующей лицензии.

8. Выполнение в процессе оказания услуг условий, установленных при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.

9. Наличие соответствующей требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов в области связи системы управления сетью связи.

10. Обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

11. Выполнение лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти (для операторов универсального обслуживания).

12. Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Согласно главы XVI Постановления Правительства РФ от 18.02.2005 №87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических  услуг связи включает в себя: 

1. Соблюдение срока, в течение которого лицензиат вправе оказывать услуги.

2. Соблюдение даты начала оказания услуг, указанной в лицензии.

3. Оказание услуг на территории, указанной в лицензии.

4. Обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю:

а) доступа к сети связи лицензиата;

б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

в) приема и передачи телематических электронных сообщений;

г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

5. Оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

6. Соблюдение правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Правительством Российской Федерации, при присоединении сети передачи данных лицензиата к сети связи общего пользования, присоединении к сети передачи данных лицензиата других сетей связи, осуществлении пропуска и учета трафика в сети передачи данных лицензиата, пропуска и учета трафика от (на) сетей связи других операторов.

7. Выполнение лицензиатом обязательств, которые он принял при участии в торгах (аукционе, конкурсе) на получение соответствующей лицензии.

8. Выполнение в процессе оказания услуг условий, установленных при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.

9. Обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

10. Выполнение лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти (для операторов универсального обслуживания).

11. Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Пунктом 10 лицензионных требований лицензий №166733 на оказание телематических услуг связи установлено, что лицензиат обязан выполнять  обязательства  по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами   об условиях оказания  универсальных услуг связи, заключенными  с уполномоченным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор универсального обслуживания - оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон «О связи»), возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.03.2014 № 437-р с 1 апреля 2014 года обязанности по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возложены на ПАО «Ростелеком».

Договор об условиях оказания универсальных услуг связи (далее – Договор УУС) заключен между оператором связи ПАО «Ростелеком» и Федеральным агентством связи (Россвязь) 13.05.2014 № УУС-01/2014 и размещен на официальном сайте Россвязи в сети «Интернет» https://rossvyaz.ru/.

Пунктом 2.1.4 Договора УУС оператор связи ПАО «Ростелеком» обязано оказывать универсальные услуги связи с соблюдением требований, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Как установлено пунктом 5 Приложения № 3 к Требованиям к построению, управлению, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия сети связи при оказании универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 30.09.2015 № 371, точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» устанавливается на территории населенного пункта. Место расположения точки доступа в пределах населенного пункта определяется оператором универсального обслуживания самостоятельно.

Место расположения точки доступа должно быть обозначено специальным информационным указателем, включающим следующие сведения:

- наименования вида оказываемых универсальных услуг связи;

- информация о способах подключения/оплаты универсальной услуги связи;

- правила оказания универсальных услуг связи с использованием точек доступа;

- контактная информация для получения справочно-информационной и технической поддержки;

- сведения о тарифах на оказываемую универсальную услугу связи.

Общество оказывает услуги связи с нарушением пункта 10 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора № 166733 от 16.02.2016, что подтверждается материалами дела, а именно: актами и протоколами мониторинга Филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Сибирском Федеральном округе, актом систематического наблюдения Управления от 26.06.2020, протоколом по делу об административном правонарушении от 30.06.2020 №АП-24/10/721, и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Доказательств невозможности соблюдения ПАО «Ростелеком» лицензионных требований и условий, установленных нормативными правовыми актами и законами Российской Федерации, регламентирующими деятельность по оказанию услуг телефонной связи, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Суд считает, что Управлением представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных законом полномочий. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Материалы дела свидетельствуют о том, что Общество не было лишено гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

В данном случае вменяемое Обществу нарушение лицензионных требований относится к категории длящихся административных правонарушений, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению со дня обнаружения административным органом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, вменяемого Обществу правонарушения, то есть с 26.06.2020 (акт систематического наблюдения Енисейского управления Роскомнадзора от 26.06.2020).

Таким образом, дело рассмотрено в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Вместе с тем согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является деяние, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно абзацу 2 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дела об административных правонарушениях» возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дела об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но решить вопрос социальной опасности деяния.

Из  отзыва Общества на заявление следует, что выявленное в ходе контрольных мероприятий нарушение обусловлено независящими от Общества причинами объективного характера (акт вандализма); несвоевременность установки нового специального информационного указателя указанной точки доступа Wi-Fi обусловлена сложной транспортной логистикой на территории Республики Тыва и удаленностью размещения точки доступа.

Учитывая указанные Обществом обстоятельства, положения статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», применительно к спорной ситуации, с учетом того, что выявленное в ходе контрольного мероприятия нарушение являлось единичным, суд находит, что выявленное административное правонарушение не несет в себе угрозы причинения существенного вреда общественным правоотношениям.

Оценив конкретные обстоятельства дела и характер общественной опасности вменяемого Обществу административного правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а предусмотренное санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ административное наказание  не отвечает в данном случае критериям справедливости и соразмерности содеянному, в связи с чем суд считает возможным в данном случае применить статью 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Согласно разъяснениям, приведенным в  пункте 17 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения (пункты 17, 18).

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Освободить публичное акционерное общество  «Ростелеком» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767, дата регистрации: 09.09.2002, юридический адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д.15) от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                            Анисимова О.В.