ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-5846/20 от 12.05.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 мая 2020 года Дело № А56-5846/2020

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Синицыной Е.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:

Акционерного общества "Газпром газораспределение Ленинградская область"

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сосновый Бор Ленинградской области

об оспаривании постановления от 16.01.2020 №АР 03-17/43/6

без вызова сторон

установил:

Акционерное общество "Газпром газораспределение Ленинградская область" (далее – Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сосновый Бор Ленинградской области (далее – Инспекция) об оспаривании постановления от 16.01.2020 №АР 03-17/43/6.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.

19.03.2020 от заявителя поступило ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Ходатайство не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 227 АПК РФ дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Таким образом, поданное обществом заявление в Арбитражный суд относятся к категории дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства в силу названной нормы.

Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, части 5 статьи 227 АПК РФ (например, необходимость выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств), могут быть выявлены как при принятии искового заявления (заявления) к производству, так и в ходе рассмотрения этого дела.

В случае выявления таких обстоятельств суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий (часть пятая статьи 232.2 ГПК РФ, часть 6 статьи 227 АПК РФ). Согласие сторон на рассмотрение этого дела в порядке упрощенного производства не требуется, подготовка такого дела к судебному разбирательству по правилам главы 14 АПК РФ не осуществляется.

Доказательств необходимости перехода к рассмотрению дела по общим правилам административного производства не предоставлено.

На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства.

Изучив представленные материалы, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 29.11.2019 в 09 час. 30 мин. в квартире, находящейся по адресу: 188541, Ленинградская область, г. Сосновый Бор, проспект Героев, д. 14, кв. 100 (не относящемуся к отдаленной и труднодоступной местности), в момент осуществления расчета наличными деньгами с покупателем (клиентом) Беловой И.В. за услугу по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования (договор №СБ-00001598/00000000284295 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования от 22.10.2018, заказчик Веселова Лидия Ивановна, далее – Веселова Л.И.) общей стоимостью 757 руб. 00 коп., слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда Фоменковым Дмитрием Александровичем (далее – Фоменков Д.А.) (трудовой договор от 13.06.2019 № 30) кассовый чек покупателю (клиенту) на сумму 757 руб. 00 коп. не был выдан (направлен), контрольно-кассовая техника не применена.

В момент расчета покупателю (клиенту) Беловой И.В. был выдан Акт сдачи-приемки выполненных работ к договору № б/н от б/д на сумму 757 руб. 00 коп., товарный чек от 29.11.2019 № б/н на сумму 757 руб. 00 коп., с оттиском штампа «оплачено», с подписью продавца.

При этом АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» при осуществлении расчетов наличными деньгами с физическим лицом Беловой И.В. не применило контрольно-кассовую технику и не направило покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) в момент расчета на абонентский номер (указанный в договоре № СБ-00001598/00000000284295 от 22.10.2018), либо адрес электронной почты.

За оказанную услугу по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования клиенту Беловой И.В. кассовый чек от 29.11.2019 №09 (время 15 час. 58 мин.) на общую сумму 757 руб. 00 коп. был отпечатан АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» с применением контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) модели Меркурий-185Ф (заводской №04027357, регистрационный №0003532073053500, заводской номер фискального накопителя 9284000100289381, зарегистрирована в режиме, предусматривающем обязательную передачу фискальных документов 26.06.2019) не в месте осуществления расчета (применена по месту установки ККТ: 188544, г. Сосновый Бор, ул. Петра Великого, 13) с покупателем (клиентом), не в момент осуществления расчета, а только в 15 час. 58 мин. мастером Мороз Еленой Николаевной, т.е. через 6 час. 28 мин. и не тем же лицом, которое осуществляло расчеты с покупателем (клиентом).

При этом, вышеуказанный кассовый чек от 29.11.2019 №09 был обнаружен гражданкой Беловой И.В. только 03.12.2019 в 10 час. 00 мин. в почтовом ящике по адресу: 188541, Ленинградская область, г. Сосновый Бор, проспект Героев, д. 14, кв. 100.

Кассовый чек от 29.11.2019 г. № 09 (время 15 час. 58 мин.), обнаруженный 03.12.2019 г. покупателем (клиентом) Беловой И.В. в почтовом ящике на общую сумму 757 руб. 00 коп., не является подтверждением соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ, так как он отпечатан на контрольно-кассовой технике не в месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) и не в момент осуществления расчета (время 09 час. 30 мин.) не тем же лицом, которое осуществляло расчеты с покупателем (клиентом), не направлен в момент расчета на абонентский номер (указанный в договоре № СБ-00001598/00000000284295 от 22.10.2018 г.), либо адрес электронной почты.

Кроме того, данный кассовый чек не является кассовым чеком коррекции, который необходимо было Обществу сформировать в данном случае (для корректировки ранее произведенных расчетов) в целях исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники в соответствии с п.4 ст.4.3 Федерального закона №54-ФЗ, так как в наименовании кассового чека от 29.11.2019 № 09 не указаны обязательные реквизиты, предусмотренные для кассового чека коррекции: «тип коррекции» (тег 1173),«основание для коррекции» (тег 1174), «описание коррекции» (тег 1177), «дата совершения корректируемого расчета» (тег 1178).

По факту выявления вышеуказанных нарушений Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении №АР 03-17/43/6 от 26.12.2019.

16.01.2020 Инспекцией вынесено постановление о назначении административного наказания №АР 03-17/43/6, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно – кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2019 года №238-ФЗ «О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ), контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

На основании пункта 2 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ, при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Федерального закона №54-ФЗ, контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети "Интернет", расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, а также расчетов с применением автоматических устройств для расчетов банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года №161-ФЗ "О национальной платежной системе".

Пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ, предусмотрено, что пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет") вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:

1) осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

2) осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, при условии отображения при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода, который позволяет покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код).

Согласно пункту 5.8 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

В соответствии с абзацами 3, 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ, пользователи обязаны, в том числе:

- применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

- выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона №54-ФЗ, а также то, что расчет был осуществлен не электронными средствами платежа в сети "Интернет" и на данный конкретный случай не распространяется условия, предусмотренные пунктом 5.1 статьи 1.2 данного Федерального закона, контрольно-кассовую технику АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» после её регистрации в налоговом органе должно было применить на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом) и выдать в момент расчетов кассовый чек или бланк строгой отчетности.

Согласно п.4 ст.4.3 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ, при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены. Кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения контрольно-кассовой техники либо в случае применения контрольно-кассовой техники с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В силу абзаца 6 пункта 5 статьи 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ, уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные реквизиты фискальных документов, указанных в настоящей статье.

Требования к кассовому чеку коррекции установлены приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» (далее – Приказ ФНС от 21 марта 2017 года №ММВ-7-20/229@). Пунктом 5 Приложения №1 к Приказу ФНС от 21 марта 2017 года №ММВ-7-20/229@ «Дополнительные реквизиты фискальных документов» предусмотрены дополнительные реквизиты кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции):

а) идентификационный номер налогоплательщика кассира;

б) тип коррекции;

в) основание для коррекции;

г) фискальный признак сообщения для архива (сообщения долговременного хранения, хранящегося в архиве фискального накопителя).

Согласно Таблице №4 пункта 8 Приложения №2 Приказа ФНС от 21 марта 2017 года №ММВ-7-20/229@, кассовый чек коррекции должен содержать, в том числе следующие обязательные реквизиты:

- «Тип коррекции» (тег 1173),

- «Основание для коррекции» (тег 1174),

- «Описание коррекции» (тег 1177),

- «Дата совершения корректируемого расчета» (тег 1178).

В соответствии с пунктами 6, 20 примечаний к Таблице №30 пункта 35 Приложения №2 Приказа ФНС от 21 марта 2017 года №ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов обязательных к использованию» «Реквизит, содержащийся в кассовом чеке коррекции (бланке строгой отчетности коррекции)»: кассовый чек коррекции (БСО коррекции) должен содержать не менее одного из следующих реквизитов: "сумма НДС чека по ставке 20%" (тег 1102), "сумма НДС чека по ставке 10%" (тег 1103), "сумма расчета по чеку с НДС по ставке 0%" (тег 1104), "сумма расчета по чеку без НДС" (тег 1105), "сумма НДС чека по расч. ставке 20/120" (тег 1106), "сумма НДС чека по расч. ставке 10/110" (тег 1107), реквизит "тип коррекции" (тег 1173) принимает только одно из двух возможных значений: "0" - самостоятельная операция, "1" - операция по предписанию налогового органа об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о применении ККТ.

Согласно пункта 1 примечаний к Таблице №31 пункта 36 Приложения №2 Приказа ФНС от 21 марта 2017 года №ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов обязательных к использованию» «Структура данных для реквизита «основание для коррекции»: реквизит "дата совершения корректируемого расчета" (тег 1178), включаемый в состав ФД, не имеющего реквизит "номер версии ФФД" (тег 1209) или имеющего значение реквизита, равное "2", должен содержать сведения о дате документа, являющемся основанием для коррекции, реквизит "дата совершения корректируемого расчета" (тег 1178), включаемый в состав ФД, имеющего значение реквизита "номер версии ФФД" (тег 1209), равное "3", должен содержать сведения о дате совершения расчета, в отношении сведений о котором формируется кассовый чек коррекции (БСО коррекции), значение реквизита "дата совершения корректируемого расчета" (тег 1178) не может быть указано позже даты формирования кассового чека коррекции (БСО коррекции), содержащего сведения о корректируемом расчете. В случае отсутствия достоверных сведений о дате совершения корректируемого расчета указывается дата из расчетного периода, в котором был осуществлен корректируемый расчет.

При расчетах без применения контрольно-кассовой техники по техническим причинам (при отсутствии зарядного устройства для контрольно-кассовой техники) пользователь контрольно-кассовой техники должен формировать кассовый чек коррекции по каждой произведенной операции.

При этом в целях исключения привлечения к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники пользователю контрольно-кассовой техники необходимо в обязательном порядке направить в налоговые органы подробную информацию о произведенной корректировке расчетов, сведения и документы достаточные для установления каждого события административного правонарушения, т.е. идентификации каждого конкретного расчета (в том числе реквизиты указанных чеков коррекции).

Таким образом, Общество должно было применить контрольно-кассовую технику на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом) и выдать в момент расчетов кассовый чек или бланк строгой отчетности, и в случае неприменения контрольно-кассовой техники должно было сформировать кассовый чек коррекции, содержащий реквизиты в соответствии с Таблицей №4 пункта 8 Приложения №2 Приказа ФНС от 21 марта 2017 года №ММВ-7-20/229@ и направить в налоговые органы подробную информацию о произведенной корректировке расчетов, но это не было сделано.

Материалами дела подтверждается, что Общество при осуществлении расчета наличными деньгами с покупателем (клиентом) не применило контрольно-кассовую технику в месте осуществления расчетов и не выдало (не направило) покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе, не направило покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) в момент расчета на абонентский номер заказчика, указанный в договоре № СБ-00001598/00000000284295 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования от 22.10.2018, а также не сформировало в установленном порядке кассовый чек коррекции. Событие доказано.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных правил производства работ, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом конкретных обстоятельств дела и положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.

Размер административного штрафа, назначенного административным органом, проверен судом первой инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в переделах санкции инкриминируемой статьи. По мнению суда назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении ходатайства АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства отказать.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня принятия.

Судья Синицына Е.В.