ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-60383/14 от 17.11.2014 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

17 ноября 2014 года Дело № А56-60383/2014

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
 судьи Терешенкова А.Г.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:

заявитель - Открытое акционерное общество "Хозяйственно-эксплуатационное управление Адмиралтейского района" (адрес: Россия 190068, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.55-57, офис 111; Россия 191023, Санкт-Петербург, ул.Гороховая д.48,лит.А,пом.17-Н, ОГРН: <***>; <***>);

заинтересованное лицо - Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191023, Санкт-Петербург, ул.Садовая д.14/52,лит.А, ОГРН: );

о признании незаконным постановления

без вызова сторон

установил:

Открытое акционерное общество "Хозяйственно-эксплуатационное управление Адмиралтейского района" (далее – Общество, заявитель, ОАО «ХЭУ Адмиралтейского района») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 08.09.2014 № 155/1-14 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Определением от 24.09.2014 суд предложил заинтересованному лицу представить копии материалов административного дела, письменный мотивированный отзыв на заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов.

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке ст.ст.121, 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с ч.2 ст. 228 АПК РФ.

На момент рассмотрения дела сроки для представления доказательств и пояснений истекли, возражения против рассмотрения дела в порядке упрощённого производства стороны не представили.

Комитетом в материалы дела представлен отзыв на заявление, в котором заинтересованное лицо считает вынесенное постановление законным и обоснованным, указывает на отсутствие возможности освобождения Общества от административной ответственности в связи с применением статьи 2.9 КоАП РФ, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Обществом в материалы дела представлена позиция по отзыву Комитета с приобщением дополнительных документов.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Комитетом в адрес Общества было направлено письмо от 07.07.2014 исх. № 01-14-1985/14-0-0 о необходимости представления в адрес Комитета в срок до 25.07.2014 информации о величине фактически понесенных расходов на обслуживание жилых домов, расположенных по адресу: <...> находящихся под управлением ОАО «ХЭУ Адмиралтейского района».

Указанное письмо ОАО «ХЭУ Адмиралтейского района» получило 23.07.2014, однако в установленный срок запрашиваемая информация Обществом в Комитет не представлена.

21.08.2014 заместителем председателя Комитета ФИО1 в отношении ОАО «ХЭУ Адмиралтейского района» составлен протокол об административном правонарушении №155/1-14 по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ в связи с непредставлением сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 08.09.2014 №155/1-14 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1. КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным и отмене.

Изучив материалы дела, доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, составляет непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения и отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий но контролю, сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.

Субъектами правонарушения по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ признаются юридические лица, обязанные представлять информацию в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 7.6 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) орган исполнительной власти вправе:

- запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам платы граждан за коммунальные услуги, платы граждан за жилое помещение в формате, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- осуществлять сбор информации о плате граждан за коммунальные услуги, плате граждан за жилое помещение, в том числе в рамках государственной информационной системы.

ОАО «ХЭУ Адмиралтейского района» выражает свое несогласие по существу правонарушения основываясь на том, что не является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности и, тем самым, не обязано предоставлять информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности по запросам Комитета.

Пунктом 3.7-2 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346 (далее - Положение о Комитете), к полномочиям Комитета относится установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также для собственников помещений в многоквартирном доме, если на их общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В целях реализации статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 15.03.2006 № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2007 № 1163 «О жилых помещениях в домах системы социального обслуживания населения» и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 № 775 «О предоставлении жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны» утверждены порядок и условия предоставления жилого помещения в специальном жилом доме.

Специальный жилой дом не является стационарным учреждением социального обслуживания. Квартиры в доме не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем, аренду. Лестничные площадки, лифты и квартиры в социальном доме приспособлены для маломобильных групп населения. Все жители дома имеют круглосуточную телефонную связь с диспетчером. Дома оснащены централизованной пожарной сигнализацией. Службы культурно-бытового, медицинского и социального обслуживания размещаются непосредственно в помещениях дома. Граждане, проживающие в специальных жилых домах, обеспечиваются, по их желанию, всеми формами социального обслуживания, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

В 15 районах города имеются 20 специальных жилых дома на 1 290 квартир, в которых по состоянию на 01.01.2014 проживало 1 165 чел. К указанным специальным жилым домам относятся и дома по адресам: <...>

Пункт 3.7-5 Положения о Комитете относит к полномочиям Комитета осуществление сбора информации о плате граждан за коммунальные услуги, плате граждан за жилое помещение, в том числе в рамках государственной информационной системы, обеспечивающей оперативный сбор и обработку информации об устанавливаемых тарифах организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг.

С учетом указанных полномочий Комитет запросил необходимую информацию о величине фактически понесенных расходов на обслуживание жилых домов, расположенных по адресам: <...> находящихся под управлением ОАО «ХЭУ Адмиралтейского района» (приложение 1 к письму исх. № 01-14-1985/14-0-0 от 07.07.2014) в срок до 25.07.2014.

На основании изложенного, в действиях Общества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ, выразившиеся в непредставлении в Комитет запрашиваемой информации в срок до 25.07.2014, необходимой для исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.

Факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявитель не представил достаточных доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению установленных требований законодательства в области регулирования тарифов.

Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражным судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

Размер административного штрафа проверен судом и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в минимальном размере, предусмотренном санкцией инкриминируемой статьи. По мнению суда, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Суд не установил оснований для признания правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает Общество, в рассматриваемом случае, усматривается пренебрежительное отношение Общества к соответствующим требованиям закона, к выполнению обусловленных действующим законодательством требований уполномоченного органа, а также непредставление Обществом сведений в срок, указанный в письме Комитета от 07.07.2014, что в свою очередь исключает возможность освобождения его от административной ответственности на основании положений ст. 2.9. КоАП РФ.

В рассматриваемом случае представление соответствующих сведений необходимо Комитету для реализации своих функций как уполномоченного органа в области государственного регулирования тарифов. Непредставление в установленный срок необходимой уполномоченному органу информации в данном случае препятствовало эффективному осуществлению им контрольно-надзорных функций, создало юридически значимые препятствия для своевременного, полномочного и обоснованного контроля и осуществления соответствующих функций в сфере государственного управления, что свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих доводов и возражений.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для исполнения требований законодательства в области регулирования тарифов.

В связи с отсутствием доказательств исключительности рассматриваемого случая, расценивать совершенное Обществом правонарушение малозначительным и освобождать Общество от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

При таких обстоятельствах, требования Общества являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 207-211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Отказать Открытому акционерному обществу "Хозяйственно-эксплуатационное управление Адмиралтейского района" в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 08.09.2014 № 155/1-14 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа 50 000 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия.

Судья Терешенков А.Г.