Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
16 июля 2021 года Дело № А56-60397/2021
Резолютивная часть решения объявлена июля 2021 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Публичного акционерного общества «Звезда»
к 1) судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу ФИО1; 2) Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу
третье лицо АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КОЛОМЕНСКИЙ ЗАВОД"
об уменьшении размера исполнительского сбора
при участии
от заявителя: ФИО2, дов-ть от 16.04.2021
от заинтересованного лица: 1,2) не явились, извещены
от третьего лица: не явился, извещен
установил:
Публичного акционерного общества «Звезда» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу ФИО1, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу об уменьшении исполнительского сбора.
В судебном заседании заявитель поддержал требования.
Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле адресам, в судебное заседание представителей не направили.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу рассмотрев исполнительный лист выданный Арбитражным судом Московской области по делу №А41-96881/2017 в отношении ПАО «Звезда» о взыскании неустойки в размере 3 891 961,34 руб. и расходов по оплате государственной пошлины в размере 42 460 руб., вынес 06.04.2021 постановление о возбуждении исполнительного производства № 32662/21/78022-ИП.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа 10.06.2021 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с Заявителя исполнительского сбора в размере 274 324,39 рублей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора.
В силу статьи 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
Частью 11 статьи 30 Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения.
В силу статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В части 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ определено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 112, части 4 статьи 121 Федерального закона должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в течение десяти дней с момента получения данного постановления.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения соответствующей обязанности.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из части 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, начало течения срока для добровольного исполнения связано с событием - получением должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что ПАО «ЗВЕЗДА», является ведущим российским разработчиком и производителем высокооборотных дизелей мощностью от 500 до 7400 кВт для судостроения, железнодорожного транспорта и малой энергетики, а также тяжелых судовых редукторов мощностью до 20 000 кВт.
Продукцию предприятия составляет 99,99% государственный оборонный заказ. Цена на такую продукцию регулируется федеральным законодательством, а именно Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 275-Ф «О государственном оборонном заказе», Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу...», Приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334 «Об утверждении порядка затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа».
Продукция ПАО «ЗВЕЗДА» является уникальной, разработана самим предприятием и входит в конструкторский состав конечного продукта, аналогов на рынке идентичной продукции нет. В этой связи применение рыночных подходов к формированию цены невозможно, поэтому цены на продукцию ПАО «ЗВЕЗДА» формируются затратным методом, подтверждаются заключением Военного представительства, расположенного на предприятии, а также непосредственно Заказчиком на каждый государственный контракт.
Гражданская продукция ПАО «ЗВЕЗДА» не выпускается по причине полной загрузки мощностей под выполнение государственного оборонного заказа в соответствии с принятой Государственной программой вооружения, а также Планами-графиками по изготовлению и поставке продукции ПАО «ЗВЕЗДА» для энергетических установок кораблей и судов с учетом мероприятий ГВП на 2018-2027 гг., утверждённых Министерством обороны РФ и Министерством промышленности и торговли РФ.
В то же время производственный комплекс Общества (станки, испытательное оборудование) является старым, изношенным и не позволяет осуществлять выпуск продукции с должной эффективностью. В связи с этим предприятие часто нарушает сроки выпуска продукции и несет большие финансовые санкции.
Прибыль предприятия нормирована и определяется нормативными актами Минпромторга и Министерства обороны. Все финансовые санкции, исполнительские сборы и др. гасятся за счет и так маленькой прибыли (около 10%), получаемой предприятием от выполнения контрактов по гособоронзаказу.
По данным бухгалтерского баланса на 31.03.21 кредиторская задолженность ПАО «ЗВЕЗДА» составляет более 7 млрд. руб., убыток за 2020 год составил более 200 млн. руб.
Президенту РФ было доложено Министерством обороны РФ о тяжелом финансовом состоянии предприятия, по результату было принято решение о предоставлении рассрочки возврата задолженности по долгам перед Министерством обороны РФ до 2043 года.
В настоящее время сумма задолженности по сводному исполнительному производству составляет более 160 млн. руб. Предприятие с трудом изыскивает возможность производить исполнение присужденных обязательств.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает возможным снизить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканный постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 от 10.06.2021 в рамках исполнительного производства № 32662/21/78022-ИП, до суммы 205 743,29 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.