Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
19 июля 2021 года Дело № А56-61322/2020
Резолютивная часть решения объявлена мая 2021 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Хорошева Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга» (192029, Санкт-Петербург, Обуховской обороны проспект, дом 54, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 10.02.2003, ИНН: <***>)
ответчик: товарищество собственников жилья «Тельмана, 30» (193230, Санкт-Петербург, улица Тельмана, дом 30, корпус 2, помещение 9-Н, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 26.04.2007, ИНН: <***>)
о понуждении включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома подъемное устройство для инвалидов,
при участии
- от истца: ФИО2 по доверенности от 25.01.2021,
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к товарищество собственников жилья «Тельмана, 30» с требованием о понуждении включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома подъемное устройство для инвалидов.
Определением суда от 08.02.2021 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.
От ответчика поступил отзыв, согласно которому вопрос о включении в состав общего имущества многоквартирного дома подъемного устройства в силу положений ЖК РФ относится к исключительной компетенции общего собрания собственников, которые такого решения не принимали.
Признав дело подготовлен к судебному разбирательству, суд перешел в основное судебное заседание.
Лица, участвующие в деле, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Истец принял участие в судебном заседании, ответчик явку своего представителя не обеспечил.
В соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривается судом в отсутствие не явившегося ответчика.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Ответчик осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тельмана, д.30, корпус 2.
В районную подкомиссию региональной межведомственной комиссии Санкт-Петербурга пообследованию жилыхпомещений инвалидов и общего имущества в многоквартирныхдомах, в которых проживают инвалиды от гражданина ФИО3. (инвалида-колясочника 2 группы) 29.03.2018 поступило заявление о проведении обследования жилого помещения инвалида п общего имущества об установке пандуса для маломобпльных граждан жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Согласно акту обследования от 06.07.2018 № 166 жилою помещения инвалида и общего имущества комиссия пришла к выводам: о наличиинеобходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленной стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски.
На основании заключенного истцом 27.11.2018 государственного контракта на проведение мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов и иных маломобильных групп в 2018 году по установке подъемной платформы для инвалидов в указанном выше многоквартирном доме выполнены работы по установке подъемного устройства для инвалидов.
11.01.2019 проведено выездное совещание с участием сторон для принятия решения по подготовке пакета документов и ввода в эксплуатацию подъемного устройства для инвалидов управляющей организацией в СЗУ «Ростехнадзор».
Товарищество отказалось подготавливать необходимую документацию для СЗУ «Ростехнадзора» для ввода объекта в эксплуатацию.
В связи с чем, был заключен договор между истцом и ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» от 01.04.2019 по выполнению работ по технической эксплуатации, содержанию и ремонту подъемного устройства для инвалидов на безвозмездной основе.
Актом № 09-1/91765-69/АВ подъемное устройство принято в эксплуатацию.
19.02.2020 истцом в адрес ответчика направлено письмо о включении подъемной платформы в состав общего имущества дома, которое осталось без удовлетворения, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1): в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты ( ч. 2).
В соответствии сост. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995года N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органыисполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления и организации независимо оторганизационно-правовых форм создаютусловия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступак объектамсоциальной инфраструктуры(жилым, общественными производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местамотдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным,водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям указанного Федерального закона к объектамсоциальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступностьздания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года №73. в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, чтолестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости -другимисредствами подъема.
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (п. 1 ст. 290 ГК РФ).
Общим имуществом закон признает:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (ст. 36 ЖК РФ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что установка подъемного устройства для инвалидов произведена истцом в целях обеспечения доступности многоквартирного дома для маломобильных групп населения.
При установке подъемного устройства реконструкция многоквартирного дома и (или) переустройство или перепланировка помещений не производились. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Довод ответчика о необходимости проведения общего собрания собственников помещения дома для решения вопроса о признании подъемного устройства общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома судом отклоняется как не основанный на нормах закона.
Так, в силу пп «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» состав общего имущества может быть определен как собственниками помещения в многоквартирном доме, так и органами государственной власти (в целях контроля за содержанием общего имущества).
Таким образом, нормативные положения действующего жилищного законодательства Российской Федерации не содержат запрет на включение в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома без проведения общего собрания собственников обоснованных с точки зрения необходимости обеспечения доступа в многоквартирный дом оборудования и устройств для инвалидов (пандусов, подъемных устройств и др.)
Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» ст. 2 ЖК РФ дополнена ч. 5.1, в силу которой с 1 января 2016 органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Таким образом, для решения спорного вопроса, проведения общего собрания не требуется, иное, нарушало бы провозглашенные законом права инвалидов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При принятии решения суд разрешает вопрос о распределении судебных расходов по делу.
Государственная пошлина при обращении с исковым заявлением в суд подлежит уплате в соответствии со ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) с учетом ст. ст. 333.21, 333.22, 333.41 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку исковые требования удовлетворены судом, судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать товарищество собственников жилья «Тельмана, 30» включить в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: <...> подъемное устройство для инвалидов,
в 3-х месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать в доход федерального бюджета с товарищества собственников жилья «Тельмана, 30» 6 000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Хорошева Н.В.