Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(мотивированное)
г.Санкт-Петербург
27 октября 2017 года Дело № А56-61649/2017
резолютивная часть решения изготовлена 16.10.2017 года,
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Трощенко Е.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
заявитель - ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ №1" (адрес: Россия 198188, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ул БРОНЕВАЯ 6 ЛИТ Б; Россия 198188, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ул БРОНЕВАЯ 6 ЛИТ Б , ОГРН: 7810153400; 1057810153400 );
заинтересованное лицо - Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191023, г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая 14/52/литера А , ОГРН: 7851017973 ),
о признании незаконным и отмене постановления от 03.08.2017 № 53/1-17
установил:
Публичное акционерное общество "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ №1" (далее – заявитель, Общество, ПАО «ТГК№1») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Комитет) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 53/1-17 от 03.08.2017, которым Общество привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
На момент рассмотрения дела (16.10.2017) сроки для представления доказательств и пояснений истекли, возражения против рассмотрения дела в порядке упрощённого производства стороны не представили.
От Комитета поступил отзыв и материалы дела об административном производстве.
Резолютивной частью решения от 16.10.2017 суд изменил постановление Комитета в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 50 000 руб.
В суд 20.10.2017 поступило заявление Общества об изготовлении мотивированного решения по делу.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
В рамках реализации полномочий, предусмотренных пунктами 3.8, 3.8-17 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346, Комитет вправе осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов); осуществлять государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании приказа о проведении проверки от 25.05.2017 № 96 Комитетом проведена плановая выездная проверка Общества на предмет соблюдения им в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон «О теплоснабжении»), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в регулируемой сфере деятельности, в том числе ведения раздельного учета, за 2016 год и за 1 квартал 2017 года.
По итогам плановой выездной проверки Комитетом составлен акт проверки от 04.07.2017 № 7/17, в котором отражены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Постановлением от 03.08.2017 № 53/1-17 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц сто тысяч рублей.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, образует в том числе, любое иное нарушение установленного порядка ценообразования, помимо перечисленных в данной норме.
Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 43 Закона N 35-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов, в том числе при осуществлению вида деятельности в сфере электроэнергетики - реализация (сбыт) электрической энергии, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации, а также с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, а также иными категориями потребителей (подпункт 5).
Таким образом, нормами статьи 43 Закона № 35-ФЗ, пунктами 5 и 6 Основ ценообразования предусмотрено обязательное ведение раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
В подпункте 9 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» также предусмотрен обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
В силу пункта 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:
а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;
в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;
г) производство теплоносителя;
д) передача тепловой энергии и теплоносителя;
е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
ж) подключение к системе теплоснабжения;
з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
Ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском далее - Федеральный закон о бухгалтерском учете) совокупность всех способов ведения бухгалтерского учета на предприятии отражается в ее учетной политике.
В соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее - ПБУ 1/2008), к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона о бухгалтерском учете и пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что в случае отсутствия в нормативных правовых актах (в том числе федеральных стандартах) способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, предприятие при формировании учетной политики самостоятельно осуществляет разработку соответствующего способа исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а также Международных стандартов финансовой отчетности. Данными нормами законодательства предполагается, что вновь разработанные способы ведения бухгалтерского отчета будут отражены в учетной политике в полном объеме.
Согласно пункту 4 ПБУ 1/2008 вместе с учетной политикой предприятием утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - Инструкция), организация может уточнять содержание приведенных в данном нормативном акте субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета, а также устанавливать аналитический учет исходя их требований данной Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета. При этом, учитывая, что новые (измененные) субсчета и варианты ведения аналитического учета являются частью способа ведения бухгалтерского учета, все нововведения (изменения) необходимо отражать в учетной политике.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) структура Общества включает в себя филиалы, не имеющие отдельного баланса:
- Невский филиал в Санкт-Петербурге (далее - Невский филиал СПб);
- Невский филиал в Ленинградской области (далее - Невский филиал ЛО);
- Карельский филиал;
- Кольский филиал.
Каждый из перечисленных выше филиалов имеет в своем составе структурные подразделения ТЭЦи ГЭС.
Распоряжением Комитета от 27.11.2015 № 364-р для Невского филиала в Санкт-Петербурге Обществом установлены тарифы на:
-тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы;
-тепловую энергию, поставляемую на коллекторах источников тепловой энергии потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы;
-тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, на 2016-2018 годы;
-теплоноситель, поставляемый потребителям на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы;
-горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую в открытых системах теплоснабжения потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы;
-плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности на 2016-2018 годы.
В проверяемом периоде Общество осуществляло, в том числе, регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения:
-производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;
-производство тепловой энергии не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;
производство тепловой энергии в паре (от 2,5 до 7 кг/кв.см );
-производство тепловой энергии в паре (от 7 до 13 кг/кв.см);
-производство тепловой энергии в паре (острый и редуцированный);
- производство теплоносителя в паре; производство теплоносителя в воде;
-сбыт тепловой энергии;
-поставка горячей воды с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
-подключение к системе теплоснабжения;
поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
В ходе плановой выездной проверки Обществом были представлены регистры бухгалтерского учета за 2016 год и за 1 квартал 2017 года (оборотно-сальдовые ведомости (далее - ОСВ), анализы счетов, карточки счетов и другие), положение об учетной политике на 2016 год (с приложениями), утвержденное приказом генерального директора от 31.12.2015 № 181 (далее - учетная политика на 2016 год), положение об учетной политике на 2017 год (с приложениями), утвержденное приказом генерального директора от 30.12.2016 № 220 (далее - учетная политика на 2017 год), и другая информация необходимая для реализации цели проведения проверки.
По результатам анализа вышеуказанных документов и информации на предмет ведения раздельного учета доходов, расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств в сфере теплоснабжения Комитетом установлено следующее.
Пункт 1.2 учетной политики на 2017 год содержит ссылку на организацию и ведение бухгалтерского учета ПАО «ТГК№1», в том числе, в соответствии с Единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 (далее - Единая система классификации и раздельного учета затрат).
В соответствии с пунктом 2 Единой системы классификации и раздельного учета затрат раздельный учет должен осуществляться путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
Раздельный учет должен осуществляться регулируемой организацией с дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также с учетом дифференциации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 5 Единой системы классификации и раздельного учета затрат).
Пунктом 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат установлено, что ведение раздельного учета должно осуществляться на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - План счетов), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации, под которой следует понимать совокупность способов ведения экономическим субъектом (регулируемой организацией) бухгалтерского учета, применяемую последовательно из года в год (статья 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон «О бухгалтерском учете»).
Таким образом, Единая система классификации и раздельного учета затрат предполагает ведение теплоснабжающими и теплосетевыми организациями раздельного учетадоходов и расходов и показателей, необходимых для осуществления такого учета, по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности на счетах и субсчетах рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
При этом, исхода из Инструкции по применению Плана счетов, субсчета, предусмотренные в нем, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в данном Плане субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Комитетом установлено, что представленный Обществом рабочий план счетов на 2016 и 2017 годы не отражает принципы ведения раздельного учета доходов и расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по видам деятельности и субъектам Российской Федерации, поскольку ПАО «ТГК№1» не закрепило отдельные субсчета по регулируемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации, что является нарушением пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат.
В связи с этим Комитет пришел к выводу, что ПАО «ТГК№1» следовало утвердить рабочий план счетов с учетом требований Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В результате Комитет установил, что в нарушение требований пунктов 2, 4, 5 Единой системы классификации и раздельного учета затрат, пункта 11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения раздельный учет расходов и доходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по видам деятельности и по субъектам Российской Федерации на счетах (субсчетах) бухгалтерского учета 01, 02, 23, 62, 68, 69, 70, 79,90 и других ПАО «ТГК№1» не ведется.
В соответствии с рабочим планом счетов на 2016 год и на 2017 год счет 20 «Основное производство» (далее - счет 20) предполагает отражение затрат основного производства на субсчетах счета по субъектам Российской Федерации: 20.03 «Основное производство НФ СПб» (Невский филиал Санкт-Петербург), 20.04 «Основное производство НФ ЛО» (Невский филиал Ленинградская область), 20.05 «Основное производство КоФ» (Кольский филиал), 20.06 «Основное производство КаФ» (Карельский филиал).
Однако, как установлено Комитетом, формирование расходов по видам деятельности, в том числе регулируемым, на субсчетах счета 20 рабочим планом счетов не предусмотрено.
В нарушение требований пунктов 2, 3, 5 Единой системы классификации и раздельного учета затрат, пункта 11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения раздельный бухгалтерский учет расходов и доходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по субъектам Российской Федерации в ПАО «ТГК№1» не ведется.
Порядок распределения прочих расходов, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (далее - счет 91), в 2016 году регламентирован Порядком применения разделов 12 и 13 Положения об учетной политике ПАО «ТГК№1» на 2016 год при распределении налога на прибыль, отложенных налоговых активов и обязательств и затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации, являющимся приложением к Указанию заместителя генерального директора ПАО «ТГК№1» по экономике и финансам ФИО1 от 22.01.2016 № 1-МТ-а (далее - Порядок применения при распределении затрат счета 91), в 2017 году - разработанными Обществом основными принципами учета и распределения затрат, составления отчетности по видам деятельности, являющимся приложением № 5 к учетной политике на 2017 год (далее - Основные принципы учета и распределения затрат).
В соответствии с Порядком применения при распределении затрат счета 91 и положениями пункта 12 Порядка распределения затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации Основных принципов учета и распределения затрат прочие расходы, учитываемые на счете 91, должны распределяться по видам энергии и субъектам Российской Федерации только для целей формирования отчетности в органы тарифного регулирования, то есть в Комитет.
При этом затраты на обслуживание заемных средств (проценты по кредитам), списание дебиторской задолженности и создание резерва по сомнительным долгам управления ПАО «ТГК№1» должны иметь адресное распределение по видам энергии и по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Единой системой классификации и раздельного учета затрат отнесение заемных средств, а, следовательно, и расходов по их обслуживанию, производится к соответствующим видам деятельности и субъекту Российской Федерации исходя из целевого назначения привлеченных средств.
Таким образом, в ходе проверки Комитет установил, что метод распределения прочих расходов, учитываемых на счете 91, ни одним из вышеуказанных документов (ни учетной политикой на 2016 год, ни учетной политикой на 2017 год, ни Порядком применения при распределении затрат счета 91, ни Основными принципами учета и распределения затрат), представленными в ходе плановой выездной проверки, не закреплен. Какие-либо другие организационно-распорядительные документы, регламентирующие методы распределения затрат, учитываемых на счете 91, в ходе проведения плановой выездной проверки Обществом представлены не были.
В ходе проверки ПАО «ТГК№1» представило:
- справку о формировании счета 91 по видам деятельность и субъектам Российской Федерации (далее - справка о формировании счета 91 по видам деятельности и субъектам Российской Федерации), информация в которой дублирует порядок распределения затрат счета 91 по видам энергии и по субъектам Российской Федерации, отраженный в Порядке применения при распределении затрат счета 91 и Основных принципов учета и распределения затрат;
-расчет процентов по кредитам, относимым на тепловую энергию по Санкт-Петербургу, за 2016 год и за 1 квартал 2017 года в разрезе кредитных договоров за подписью начальника Департамента по экономике ПАО «ТГК№1» ФИО2 (далее - расчет процентов по кредитам на тепловую энергию), в соответствии с которым проценты по кредитным договорам по операционной деятельности распределяются по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности пропорционально величине дебиторской задолженности потребителей электроэнергии и теплоэнергии по состоянию на определенную дату, а проценты по кредитным договорам по инвестиционной деятельности распределяются по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности пропорционально фактическому финансированию объектов инвестиционной программы;
-порядок распределения затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации за 1 квартал 2017 года за подписью начальника отдела тарифного регулирования ПАО «ТГК№1» ФИО3 (далее - порядок распределения затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации), в соответствии с которым адресное распределениеприменяется только в отношении процентов по кредитным договорам по инвестиционной деятельности, относимых на деятельность, связанную с электрической энергией.
Таким образом, в соответствии с порядком распределения затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации адресное распределение затрат на обслуживание заемных средств (процентов по кредитам) может применяться только на виды деятельности, связанные с электрической энергией, и только по кредитным договорам по инвестиционной деятельности.
В ходе проверки Комитетом установлено, что учетная политика на 2016 год и учетная политика на 2017 год ПАО «ТГК№1» не приведены в соответствие в части отражения способов распределения затрат счета 91 по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности; в рабочих планах счетов ПАО «ТГК№1» на 2016 год и на 2017 год отсутствуют открытые счета (субсчета) бухгалтерского учета для сбора, обобщения и отражения расходов и доходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности.
В ходе проверки, а также в рамках настоящего дела Общество представляло возражения, в которых выражало несогласие с выводами Комитета об отсутствии в учетной политике на 2016 год и в учетной политике на 2017 год способов (методов) распределения затрат счета 91, в том числе затрат на обслуживание заемных средств (процентов по кредитам), по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности, а также о применении неверного способа при распределении затрат по обслуживанию заемных средств, изложенными в акте проверки от 04.07.2017 № 7/17.
При этом ПАО «ТГК№1» ссылается на то, что «...учетной политикой компании установлено распределение расходов на обслуживание кредитов и займов, привлекаемых для поддержания текущей ликвидности на основе принципа пропорциональности его источнику возникновения дебиторской задолженности». Что, по мнению ПАО «ТГК№1», «позволяет справедливо распределить затраты на сопровождение заемных средств, привлекаемых для предотвращения кассовых разрывов (то есть на пополнение оборотных средств) при осуществлении операционной деятельности Общества».
Однако, как установлено Комитетом, подпункт 12.3 Основных принципов учета и распределения затрат и подпункт 2.3 Порядка применения при распределении затрат счета 91 содержит лишь перечень затрат, отражаемых на счете 91 и подлежащих адресному распределению по видам энергии и субъектам Российской Федерации: затраты на обслуживание заемных средств (проценты по кредитам), списание дебиторской задолженности, создание резерва по сомнительным долгам управления ПАО «ТГК №1».
Общество несогласно с выводами Комитета об отсутствии раздельного учета доходов и расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств, указав на то, что ведение раздельного учета затрат осуществляется в рамках системы субконто балансовых счетов в программном продукте «1С: Бухгалтерия предприятия КОРП» (далее - программный продукт «1С»), которые, по мнению Общества, являются дополнительными субсчетами аналитического учета. Ссылаясь на то, что ПАО «ТГК№1» используется единый рабочий план счетов, разработанный в соответствии с Планом счетов, принятый в Обществе, уровень детализации каждого счета в программных продуктах учитывает требования по ведению раздельного учет по регулируемым видам деятельности, утвержденные Единой системой классификации и раздельного учета затрат, а также требования руководства ПАО «ТГК№1» и всех заинтересованных в получении данных бухгалтерского учета лиц.
Указанный довод несостоятелен, поскольку, как указывалось ранее, Комитетом в ходе проверки установлено, что учетная политика на 2016 год и учетная политика на 2017 год ПАО «ТГК№1» не приведены в соответствие в части отражения способов распределения затрат счета 91 по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности; в рабочих планах счетов ПАО «ТГК№1» на 2016 год и на 2017 год отсутствуют открытые счета (субсчета) бухгалтерского учета для сбора, обобщения и отражения расходов и доходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях ПАО «ТГК-1» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ (иное нарушение порядка ценообразования), выразившееся в отсутствии ведения раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов, имущественных, неимущественных прав и обязательств по регулируемым видам деятельности и по субъектам Российской Федерации, в том числе на счетах (субсчетах второго, третьего порядка) рабочего плана счетов в 2016 году и в 1 квартале 2017 года, в отсутствии утвержденного метода распределения прочих расходов, учитываемых на счете 91, по видам деятельности и по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
Наличие состава административного правонарушения, вмененного Обществу, подтверждается материалами дела.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление № 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Кроме того, в пункте 18.1 постановления № 10 дополнительно указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенного Обществом нарушения заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Общество не представило доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного.
Следовательно, суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд не выявил существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, со стороны Комитета при возбуждении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Комитет назначил Обществу наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении № 4-П от 25.02.2014, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
В части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ указано, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Комитет не указал в оспариваемом постановлении на конкретные обстоятельства, отягчающие ответственность Общества, суд полагает, что наложение на заявителя административного штрафа в размере 100 000 руб. не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, в связи с чем считает возможным снизить сумму штрафа до 50 000 руб.
Таким образом, постановление Комитета подлежит изменению в части назначения наказания путем снижения административного штрафа со 100 000 руб. до 50 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 37 Постановления Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Постановление Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 03.08.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 53/1-17 изменить в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 50 000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Трощенко Е.И.