ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-61763/2011 от 14.03.2012 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

14 марта 2012 года Дело № А56-61763/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Боровлева Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Маточкиной Ю.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Товарищества собственников жилья «Дом купца Елисеева»

заинтересованные лица 1. Отдел надзорной деятельности Петродворцового района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, 2. Управление МЧС по Санкт-Петербургу

об оспаривании постановления от 17.05.2011 № 2-21-181 о назначении административного наказания

при участии

от заявителя – ФИО1, протокол от 16.10.2010, ФИО2, доверенность от 19.04.2010;

от заинтересованного лица – 2. ФИО3, доверенность от 29.11.2011, ФИО4, доверенность от 11.01.2012, 1. не явился, извещен

установил:

Товарищество собственников жилья «Дом купца Елисеева» (далее – заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Отдела надзорной деятельности Петродворцового района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, отдел) от 17.05.2011 № 2-21-181 о назначении административного наказания.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование, полагая, что допущены нарушения при проведении проверки, нарушена процедура привлечения ТСЖ к административной ответственности, административные правонарушения не док4азаны.

Представители Управления МЧС по Санкт-Петербургу требование не признали, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным по приведенным в нм доводам и доводам отзыва.

Заинтересованное лицо - отдел, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя отдела.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

В период с 18.03.2011 по 16.05.2011 прокуратурой Петродворцового района с привлечением в качестве специалиста инспектора ОНД по Петродворцовому району проведена проверка домов №№ 33 лит.А, 33а лит.В, 37 лит.Б, 39 лит.А Дворцового пр. г. Ломоносов, находящихся на обслуживании ТСЖ, на предмет исполнения требований действующего законодательства в сфере пожарной безопасности.

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения действующего законодательства:

- не проведена проверка и прочистка дымоходов, газоходов, вентиляционных каналов с оформлением актов – нарушены пункт 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее - ППБ 01-03); пункт 5.5.12 Постановления Госстроя РФ от 27.98.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

- в объеме лестничной клетки подъезда устроена кладовая (чуланы) – нарушен пункт 40 ППБ 01-03;

- изменено направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир на площадку лестничной клетки, чем ухудшает условия эвакуации из соседних квартир – нарушен пункт 40 ППБ 01-03;

- отсутствуют противопожарные люки выхода на кровлю – нарушены пункт 3 ППБ 01-03; пункт 8.4 СНиП «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

- противопожарные расстояния между зданиями используются для временных сооружений – нарушен пункт 22 ППБ 01-03;

- дороги, проезды и подъезды к зданиям не свободны для проезда пожарной техники (загромождены проезды в арках) – нарушен пункт 23 ППБ 01-03;

- на дверях технических помещений отсутствует информация о месте хранения ключей – нарушен пункт 44 ППБ 01-03;

- над горючей кровлей двухэтажного с мансардным этажом корпуса проложена воздушная линия электропередачи – нарушен пункт 59 ППБ 01-03;

- соединение электропроводки сети освещения подъезда выполнено с нарушением установленных норм (не изолированные скрутки электропроводки) – нарушен пункт 60 ППБ 01-03;

- жилые помещения квартир (кроме санузлов, ванных комнат, душевых, постирочных, саун) не оборудованы автономными дымовыми пожарными извещателями, соответствующими требованиям НПБ 66 – нарушен пункт 3 ППБ 01-03; пункт 7.3.3 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»;

- квартиры оборудованы настенными газовыми котлами Beretta, не прошедшими обязательную сертификацию в области соответствия требованиям пожарной безопасности – нарушены пункт 3 ППБ 01-03; приказ № 320 от 08.07.2002 МЧС РФ «Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности»;

- не выполнена ежегодная проверка теплогенераторных (котлов, плит) приборов квартир – нарушен пункт 65 ППБ 01-03.

16.05.2011 прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

17.05.2011 отделом вынесено постановление № 2-21-181, которым заявителю назначено наказание в соответствии с указанной квалификацией в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ТСЖ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Довод заявителя о нарушении административным органом требований Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не принимается судом, поскольку проверка проводилась в рамках Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса.

Статьей Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В обоснование доводов о незаконности постановления от 17.05.2011 общество ссылается на следующие обстоятельства.

Проверка и прочистка дымоходов, газоходов, вентиляционных каналов с оформлением актов Товариществом проводились, что подтверждается соответствующими актами.

Под лестничным маршем в первом этаже находится водомерный узел, выгороженный перегородкой из негорючих материалов что в соответствии с пунктом 40 ППБ 01-03 является допустимым. Дома №№ 35,37,39 введены в эксплуатацию в 2006 года на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № 0514в-2006 от 27.12.2006 дома № 35, литера А, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № 0414в-2006 от 27.12.2006 дома №37, литера А, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № 0214в-2006 от 27.12.2006 дома №39, литера Б, заключения № 236 от 21.12.2006 о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заключения № 234 от 21.12.2006 о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заключения № 233 от 21.12.2006 о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заключения № 421-366 от 28.12.2006 органа государственного пожарного надзора Управления пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу. Дом № 33 введен в эксплуатацию 13.09.2010 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № 78-1714в-2010, заключения №07-10/017 от 23.07.2010 о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и на основании акта проверки № 39 при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 20.05.2010, выданного ведущим специалистом сектора пожарного надзора отдела надзора за специальными видами работ УГСНа Правительства Санкт-Петербурга. Товарищество в вышеперечисленных домах работ по перепланировке не производило.

На момент сдачи домов №№ 33,35,37,39 направление открывания дверей соответствовало проекту. ТСЖ в соответствии со статьей 138 ЖК РФ отвечает за общее имущество в многоквартирном доме, входные двери в квартиры являются составной частью соответствующих квартир и принадлежат собственникам данных квартир, следовательно, не входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Ширина дороги с дворовой стороны зданий составляет 7 метров, без учета двух тротуаров примыкающих с обеих сторон дороги, что позволяет беспрепятственно проезжать пожарной и другой технике. Арки в домах №№ 37, 35 не предназначены для сквозного проезда. В соответствии с пунктом 67 Федерального Закона №123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен: с двух продольных сторон - к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживай населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей). Таким образом, действие указанных требований распространяется исключительно на здания, этажность и высота которых превышает соответствующие показатели зданий №№ 33, 35, 37, 39. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям, сооружениям и строениям в случаях: меньшей этажности, чем указано выше. Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, сооружению и строению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Таким образом, ко всем вышеперечисленным домам возможен подъезд с двух сторон (как со двора, так и со стороны Дворцового проспекта), следовательно, ни Застройщиком, ни заявителем данные нормы и правила не нарушены.

В каждом подъезде имеется информационный щит, на котором указано место хранения ключей. В домах №№ 33, 35. 37, 39 к техническим помещениям относятся помещения, предусмотренные для водомерных узлов и электрощитовой, доступ в которые посторонним лицам запрещен. Ключи находятся в правлении ТСЖ, соответствующая информация доступна для лиц, находящихся вблизи от технических помещений.

Ни на одном из домов по указанным адресам над кровлей жилых домов не проходят линии электропередач. Над зданиями проходят линии слабых токов с крыши дома № 41 на крышу дома № 37, что предусмотрено проектом, согласованным в установленном порядке. Кровля зданий горючей не является.

СНиП 31-01-2003 « Здания жилые многоквартирные» распространяется только на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м., общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения. Нормы и правила не распространяются на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом, и общими являются только стены между соседними блоками, а также на мобильные жилые здания. Нормы не регламентируют условия заселения здания и формы владения им, его квартир и отдельных помещений. (Строительные нормы и правила РФ СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» приняты постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 №109).

На основании ППБ 01-03, приложение 1, граждане обязаны: (абзац 2): иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими организациями местного самоуправления;

ТСЖ несет ответственность исключительно за содержание общедомовых территорий и общедомового имущества, но никак не за квартиры собственников.

Согласно Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.06.2010 года № 280, признан утратившим силу Приказ МЧС России от 08.07.2002 № 320 «Об утверждении Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности».

Согласно постановлению не выполнена ежегодная проверка теплогенераторных (котлов, плит) приборов квартир (п. 65 ППБ 01-03). Все квартиры оборудованы настенными двухконтурными газовыми котлами фирмы «Веretta», являющиеся собственностью жильцов и предназначенные для отопления и приготовления горячей воды, работающие круглогодично.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (пункт 6). Для заключения договора гражданам необходимо предъявить документ, подтверждающий право собственности в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить (подпункт «в» пункта 9).

Абоненты обязаны обеспечивать в установленные сроки представление приборов учета газа для проведения проверки (подпункт «в» пункта 21). Поставщик газа обязан осуществлять не реже одного раза в полугодие проверку (подпункт «в» пункта 22). Обязанность по поддержанию настенных двухконтурных котлов, расположенных непосредственно в квартирах, в надлежащем состоянии, а также по обеспечению выполнения необходимых проверок, действующим законодательством возложена на абонентов. ТСЖ не может осуществлять указанные виды деятельности ввиду расположения таковых котлов в квартирах граждан и отсутствия полномочий по доступу в указанные квартиры.

Доводы заявителя подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, административным органом не опровергнуты.

В материалах дела отсутствует протокол осмотра, составленный в соответствии с требованиями КоАП, акт проверки, составленный прокуратурой в отсутствии представителя ТСЖ и фототаблица не являются надлежащими доказательствами, подтверждающие нарушение ТСЖ требований пожарной безопасности. Следовательно, административным органом не доказано событие административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении.

Суд также усматривает нарушение административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которому должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом и которое вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

В случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, постановление о назначении наказания от 17.05.2011 вынесено в отсутствие законного представителя ТСЖ. Доказательства надлежащего извещения ТСЖ о месте и времени совершения указанных процессуальных действий в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, следует признать, что в нарушение требований статей 25.1, 25.4 КоАП РФ заявитель не был надлежащим образом извещен о рассмотрении дела об административном правонарушении, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности Петродворцового района МЧС по Санкт-Петербургу от 17.05.2011 № 2-21-181 о назначении административного наказания ТСЖ «Дом купца Елисеева» по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Боровлев Д.Ю.