ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-6533/05 от 03.03.2009 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

16

А56-6533/2005

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

06 марта 2009 года Дело № А56-6533/2005

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 06 марта 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Несмияна С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ООО "Диона"

ответчик: ЗАО "Тебодин"

о взыскании 6 178 141 руб. 55 коп. и расторжении договора

при участии

- от истца: представитель Гущев И.В., доверенность б/н от 10.11.2008; представитель Фаркова О.А., доверенность б/н от 10.11.2008

- от ответчика: представитель Кондратенко С.И., доверенность б/н от 22.08.2008; представитель Трифонов П.А., доверенность б/н от 22.08.2008

установил:

ООО "Диона" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ЗАО "Тебодин" о расторжении договора от 10.06.2004 № 04/73831/09 на оказание инженерных услуг и взыскании 6 178 141 рубля 55 копеек в счёт возврата авансовых платежей, составляющих убытки истца. Требования обосновываются ссылкой на грубое нарушение сроков проектирования и низкое качество услуг.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июня 2005 года договор №04/73831/09 на оказание инженерных услуг от 10.06.2004 между ООО "Диона" и ЗАО "Тебодин" расторгнут и к взысканию с ЗАО "Тебодин" в пользу ООО "Диона" присуждено 6 178 141 рубля 55 копеек - возмещение убытков.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2006 года решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июня 2005 года в части присуждения к взысканию 6 178 141 рубля 55 копеек отменено и в иске отказано. В постановлении указано, что выводы суда первой инстанции о непредъявлении исполнителем документации по части работ первого и последующих этапов не соответствует материалам дела и опровергается актами приёмки-сдачи услуг. Особо обращено внимание на неисполнение заказчиком требования письма КГА от 11.06.2004 № 1-4-8713/8886 получить до начала предпроектных проработок принципиальное согласие Северо-Западного управления «Автодор», Октябрьской железной дороги АО «РЖД» и Северо-Западного таможенного управления, что не позволило исполнителю своевременно приступить к работе.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 22 июня 2006 года решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июня 2005 года и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2006 года отменены и дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Основанием к отмене судебных актов послужил вывод о необходимости исследования и оценки всех доказательств в совокупности. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции поручено установить причины нарушения ответчиком сроков выполнения работ, их качество, собрать дополнительные доказательства, в том числе провести по делу судебно-строительную экспертизу, и исходя из предмета и оснований иска принять решение с соблюдением норм процессуального права.

При новом рассмотрении дела истец вместо требования о расторжении договора просит признать договор от 10.06.2004 № 04/73831/09 на оказание инженерных услуг расторгнутым с 22.11.2004 в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения в связи с просрочкой исполнения. Дополнительно истцом приводится довод о несоответствии уплаченной сумы аванса стоимости выполненных работ.

В части возврата денежных средств ответчик иск не признал, оправдывая просрочку неисполнением истцом указания первого заместителя председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства СПб, содержащегося в письме от 11.06.2004г. № 1-4-8713/8886 о необходимости получить принципиальное согласие Северо-Западного управления «Автодор», Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД» и Северо-Западного таможенного управления до начала выполнения предпроектных проработок по логистическому терминалу в пос. Парголово.

Ответчик утверждает, что если бы он знал о необходимости получения принципиального согласия до начала предпроектных проработок, то был бы согласован другой срок исполнения. Ответчик считает, что принятая заказчиком по актам работа по цене соответствует указанной в актах приёмки цене и использована истцом при дальнейшем проектировании объекта.

Против прекращения договора ответчик принципиальных возращений не заявил.

Во исполнение указания Федерального арбитражного суда Северо-западного округа судом первой инстанции назначена комиссионная судебно-строительная экспертиза в составе четырех экспертов. Производство экспертизы поручено ГУ Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы. В состав комиссии по требованию ответчика включены эксперты Братанчук Александр Иванович и Ширунов Гурий Николаевич. Перед экспертами поставлены следующие вопросы:

По результатам экспертизы эксперты к единому мнению не пришли в связи с отсутствием между сторонами договора соглашения о стоимости отдельных видов услуг. Составлены два самостоятельных заключения.

В заключении экспертов Братанчук А.И. и Ширунова Г.Н. от 15.08.2008 (том 6, листы дела 9 –) содержатся следующие выводы:

- в процентном отношении объём выполненных работ согласно актам приёмки № 1 и № 2 составил 44 %;

- цены по договору не превышают расценок, существовавших в 2004 году в Санкт-Петербурге;

- определить виды работ, пригодных в настоящее время для использования, не возможно;

- объём и качество выполненных исполнителем работ соответствует договору;

- указанная в актах приёмки стоимость работ соответствует законодательству;

- определить трудозатраты на получение разрешительных документов нельзя.

В заключении № 9160/16-001 от 10.06.2008 экспертов ГУ Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Пронина В.А. и Смирнова Ю.А. содержатся следующие выводы:

- объём работ, указанный в актах приёмки № 1 и № 2 составляет 44 % от предусмотренного договором;

- работы, указанные в актах приёмки № 1 и № 2 фактически не были выполнены;

- определение количества и качества работ не возможно, поскольку работы не выполнены;

- стоимость работ, указанная в актах приёмки не соответствует условиям договора;

- указанная в актах приёмки стоимость работ не соответствует законодательству.

Для разрешения противоречий в подготовленных заключениях эксперты приглашались в судебное заседание, но к общему мнению не пришли и остались каждый при своём мнении.

При таких обстоятельствах не представляется возможным вынести решение основываясь на результатах экспертизы. В силу неопределённости условий договора о цене отдельных видов услуг стороны также согласились с бесперспективностью дальнейших экспертных исследований.

Тщательно обсудив с участием сторон и исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела:

Между ООО "Диона" (заказчик) и ЗАО "Тебодин" (исполнитель) заключен договор № 04/73831/09 от 10.06.2004г. на оказание инженерных услуг, указанных приложении № 1 «Объем услуг», по предпроектной подготовке и проектированию интермодального складского комплекса, подъездных железнодорожных путей и подъездной дороги по адресу: город Санкт-Петербург, пос. Парголово, Пригородный участок 34 (кадастровый номер 78:13226А:7) и участок 33 (кадастровый номер 78:13226А:8).

Пунктом 3 договора на заказчика возложена обязанность оказать содействие исполнителю, включая организацию доступа персонала на территорию объектов, своевременное рассмотрение представляемой документации, оказываемых услуг, предоставление исходной информации в срок за 15 дней до начала оказания соответствующей части услуг согласно письменному запросу исполнителя на предоставление информации.

Оказание услуг сторонами разделено на 4 стадии:

. Предпроектные предложения.

. Проект (площадь застройки 60 000 - 70 000 м.кв. с выделением стадий строительства).

. Основные технологические решения.

. Рабочая документация.

Срок оказания услуг - начало: 15.06.2004г., окончание: 15.11.2004г. Сроки отдельных стадий и видов работ определены графиком в пределах общего срока.
Общая договорная цена услуг согласована в сумме, эквивалентной 324 300 евро, в том числе предоплата 32 430 евро, 5 ежемесячных выплат по 55 131 евро и окончательная оплата 16 215 евро после передачи полного комплекта документации.
Порядок, объем и сроки корректировки документации должны определяться протоколами.
Сдача документации и иных услуг должна производиться по акту сдачи-приемки, направляемому исполнителем и подписываемому заказчиком в течение 5 дней.
Стороны согласились применять к взаимоотношениям главу 39 «Возмездное оказание услуг» и §4 главы 37 «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ» ГК РФ.

Ответчик считает, что должен применяться «Порядок проектной подготовки капитального строительства в Санкт-Петербурге» («Порядок»), утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2004 года №1322.
Суд согласился с мнением истца частично, с учетом оговорки о нераспространении действия «Порядка» на предпроектную подготовку строительства (п.1.5 «Порядка») и с учетом сроков его введения в действие.

Суд также учёл, что согласно пункту 25 постановления Правительства РФ от 27.12.2000 № 1008 предпроектная документация утверждается заказчиком (инвестором).
В пункте 1 постановления Правительства РФ от 27.12.2000 № 1008 под предпроектной документацией понимается обоснование инвестиций, привлекаемых для строительства.

В «Порядке» дано определение понятий:

- предпроектная подготовка строительства - комплекс работ, проводимых в целях обоснования градостроительной деятельности на территории (участке) и получение права на ее проведение;

- исходные данные - комплекс материалов и документов, определяющих совокупность специальных требований, рекомендаций, технических условий и разрешений, отвечающих положениям и требованиям законодательных и нормативных документов для осуществления инвестиционно-строительной деятельности;

- исходно-разрешительная документация - комплекс документов и материалов, оформляющий результаты предпроектной подготовки строительства и являющийся основанием для получения права на проектирование и строительство объекта.
12.06.2004 ООО "Диона" передало ЗАО "Тебодин" письмо заместителя председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства СПб от 11.06.2004 №1-4-8713/8886, в котором содержится разрешение на выполнение ООО "Диона" предпроектных проработок и рекомендации по содержанию предпроектных проработок для получения разрешения на проектирование и строительство.

ЗАО "Тебодин", получив разрешение на выполнение предпроектных проработок, приступило к выполнению работ.

При выполнении работ стороны разрешали отдельные вопросы путем составления и подписания протоколов совещаний.

Заказчик подписал два акта: № 1 от 09.07.2004 и № 2 от 09.08.2004 на приемку части работ, включенных в стадию предпроектных предложений. При этом не выполнены и не включены в акты приёмки предусмотренные графиком следующие виды услуг: расчёт нагрузок, фасады всех корпусов, перечень технологического и инженерного оборудования с указанием мощности и производительности, общая пояснительная записка, основные технические решения, охрана окружающей среды, АПЗ, получены не все технические условия. Несмотря на нарушение графика исполнителем заказчик тремя платежами оплатил сумму, эквивалентную 168 976,60 евро.

По части работ первого этапа и по всем последующим этапам работы (документация) заказчику в полном объеме и комплекте, соответствующем этапу, не предъявлены.

Судом не признаны обоснованными ссылки ответчика на то обстоятельство, что истец не вправе оспаривать стоимость работ по подписанным актам сдачи-приемки услуг № 1 и № 2 по следующим основаниям.

Согласно пункту 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.

Пунктом 5.1 договора установлена общая цена услуг и работ исполнителя по договору в твердой денежной сумме. Смета, предусматривающая стоимость отдельных работ или этапов работ, сторонами не согласовывалась.

В пункте 5.9 договора стороны предусмотрели процедуру изменения цены услуг исполнителя путем заключения Дополнительного соглашения.

Дополнительное соглашение к договору об изменении цены сторонами не подписывалось. Акты сдачи-приемки услуг не могут рассматриваться как документы, изменяющие стоимость услуг и работ исполнителя или способ ее определения, поскольку согласно пункту 4.1 договора акты сдачи-приемки услуг подтверждают объем работ, выполненных исполнителем в соответствии с Приложением 2 к договору «График проектирования» и сумму, уплаченную заказчиком к моменту подписания акта сдачи-приемки услуг в соответствии с установленным в пункте 5.3 договора графиком платежей.

Принимая во внимание отсутствие согласованной сторонами сметной документации по выполненным работам, суд полагает возможным исходить из положений пункта 1 статьи 709 и пункта 3 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми стоимость работ определяется, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы или услуги.

Исполнитель объясняет просрочку задержкой со стороны заказчика исполнения письма первого заместителя председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства СПб от 11.06.2004г. № 1-4-8713/8886, якобы содержащего запрет на предпроектные проработки по логистическому терминалу в пос. Парголово до получения принципиального согласия Северо-Западного управления «Автодор», Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД» и Северо-Западного таможенного управления.

Согласно Приложению 1 к договору в обязанности исполнителя входила подготовка предпроектных предложений (Стадия «ПП»), в том числе получение предварительных технических условий (в которые, среди прочего, включены: подъездная дорога, ответвление железной дороги и таможня).

Анализ действовавшего в период действия договора законодательства позволяет сделать вывод о том, что получение принципиальных согласий от соответствующих организаций (Северо-Западного управления «Автодор», Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД» и Северо-Западного таможенного управления) не предусмотрено законодательством в качестве самостоятельной стадии по отношению к стадии предпроектных предложений, которую можно было бы отделить от процесса получения предварительных технических условий у указанных организаций. В законодательстве отсутствует понятие принципиального согласия, как имеющего самостоятельное значение документа или акта. Принципиальное согласие перечисленных организаций является, таким образом, составной частью процесса получения у них технических условий, обязанность по получению которых возложена договором на исполнителя. Требования Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства СПб в Письме от 11.06.2004г. о необходимости получения принципиальных согласий не могут предшествовать стадии предпроектных предложений, а входят в нее в качестве первоначальной стадии получения исполнителем предварительных технических условий (в т.ч. по подъездной дороге, ответвлению железной дороги и таможне), исходя из нижеизложенного.

Действовавшие в период действия договора нормативные акты различают только две стадии, предшествующие строительству объекта недвижимости: предпроектную и проектную. Какая-либо стадия, предшествующая предпроектной, не предусмотрена.

Согласно Порядку проектной подготовки капитального строительства в Санкт-Петербурге, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2004 N 1322 (Приложение А к данному Порядку) под предпроектной подготовкой строительства понимается комплекс работ, проводимых в целях обоснования градостроительной деятельности на территории (участке) и получения права на ее проведение.

В соответствии с пунктом 1.3 Приказа Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга от 28.05.1998 N 47 об утверждении «Регламента подготовки и издания распоряжений председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга по вопросам разрешения строительства, капитального ремонта и реконструкции собственниками объектов недвижимости», «предпроектными проработками уточняются градостроительные параметры преобразования объекта недвижимости, условия его инженерного обеспечения на основе заключений отраслевых инженерных ведомств города, принципиальные решения внеплощадочных и внутриплощадочных транспортных связей и парковки, санитарно-эпидемиологические и экологические характеристики объекта».

Комитет по градостроительству и архитектуре в своей деятельности должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга (п. 1.2 Положения о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденного Приказом Губернатора Санкт-Петербурга №73-п от 17.10.1997).

Согласно статье 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» № 169-ФЗ от 17.11.1995 архитектурно-планировочное задание выдается органом архитектуры и градостроительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не допускается включение в архитектурно-планировочное задание требований к архитектурным и конструктивным решениям, внутреннему оборудованию, внутренней отделке архитектурного объекта, а также иных требований и условий, ограничивающих права заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта, если такие требования и условия не основаны на положениях действующего законодательства, нормативных правовых актов, градостроительных нормативов, утвержденной градостроительной документации, не обоснованы необходимостью сохранения характера сложившейся застройки города или иного населенного пункта, природной среды и охраны памятников истории и культуры.

При этом, согласно статье 2 того же закона, под архитектурно-планировочным заданием понимается комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» при строительстве отдельных архитектурных объектов, определенных утвержденной градостроительной документацией, архитектурно-планировочное задание должно разрабатываться на основе обязательного проведения предпроектных исследований или конкурсов на архитектурный проект. Порядок и условия проведения этих исследований или конкурсов определяются органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.3 Регламента подготовки и издания распоряжений председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга по вопросам разрешения строительства, капитального ремонта и реконструкции собственниками объектов недвижимости, утвержденного Приказом Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга № 47 от 28.05.1998, Комитет выдает архитектурно-планировочное задание на разработку предпроектных предложений (предпроектных проработок).

Таким образом, полученное заказчиком Письмо Комитета по градостроительству и архитектуре СПб от 11.06.2004, содержащее требование о необходимости получения предварительных согласий, является архитектурно-планировочным заданием на разработку предпроектных предложений, предусмотренным Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и Приказом Комитета по градостроительству и архитектуре СПб № 47 от 28.05.1998.

Среди документов, предшествующих выдаче архитектурно-планировочного задания (т.е. предшествующих стадии предпроектных предложений), принципиальные согласия каких-либо организаций не предусмотрены.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком.

Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 09.04.1998 N 339-р «О порядке подготовки и издания правовых актов администрации Санкт-Петербурга по вопросам разрешения строительства, капитального ремонта или реконструкции собственниками объектов недвижимости» также устанавливает, что собственник обязан предоставить в Комитет по градостроительству и архитектуре заявление и правоустанавливающие документы на земельный участок (пункт 5 Распоряжения).

Пунктом 1 Регламента подготовки и издания распоряжений председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга по вопросам разрешения строительства, капитального ремонта и реконструкции собственниками объектов недвижимости, утвержденного Приказом Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга № 47 от 28.05.1998 устанавливается исчерпывающий перечень исходных документов, подлежащих предоставлению в Комитет по градостроительству и архитектуре собственником земли:

- правоустанавливающие документы на земельный участок;

- устав организации-собственника со всеми изменениями;

- заключение Комитета по охране памятников истории и культуры о том, относится ли объект к числу таких памятников;

- задание на проектирование;

- приказ председателя КГА об утверждении границ землепользования.

В полученном истцом Письме Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 11.06.2004 имеется ссылка на данный Регламент.

Указанными выше нормативными правовыми актами предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые заказчик строительства должен предоставить до начала стадии предпроектных предложений. В указанный перечень документов не входят принципиальные согласия каких-либо организаций или органов. Довод ответчика о том, что принципиальные согласия должен был получить истец до начала стадии «ПП», не находят подтверждения в правовых актах.

Согласно пункту 1.5 Приказа Комитета по градостроительству и архитектуре от 28.05.1998 N 47 предпроектные предложения разрабатываются лицензионной проектной организацией. Поэтому на истца не могла быть возложена обязанность по подготовке предпроектных предложений. Ответчик является лицензионной проектной организацией и в силу указанной выше нормы обязан осуществлять самостоятельно предпроектные проработки в полном объеме.

Анализ действовавшего в 2004 году законодательства показывает что:

письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 11.06.2004 является архитектурно-планировочным заданием на разработку предпроектных предложений;

архитектурно-планировочное задание должно соответствовать действующим нормативным правовым актам и не может предусматривать требований, не соответствующих законодательству;

действующее законодательство устанавливало исчерпывающий перечень исходных данных (документов), которые должны быть представлены собственником земли для получения от комитета по градостроительству и архитектуре архитектурно-планировочного задания и начала стадии предпроектных предложений (предпроектной стадии);

принципиальные согласия Северо-Западного управления «Автодор», Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД» и Северо-Западного таможенного управления не являются исходными данными для предпроектной стадии, предшествующими ее началу. Данные согласия входят в процесс разработки предпроектных предложений, в частности, в процесс получения предварительных технических условий от указанных организаций. Их получение договором возложено на исполнителя (ответчика);

предпроектными предложениями может заниматься лишь ответчик как лицензируемая организация.

Ответчик изначально не подвергал сомнению наличие у него обязанности по получению принципиальных согласий. Так, запрос от 18.06.2004 № 73831-00 на получение принципиального согласия был направлен в Северо-Западное таможенное управление именно исполнителем, а не заказчиком (Письмо Северо-Западного таможенного управления от 30.06.2004 №06-05/12637).

В дело (том 6, лист дела 55) ответчиком представлено разъяснение председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 26.09.2008 № 1-4-51723/5, в котором указано, что по обращению ООО «Диона» Комитет письмом от 11.06.2004 № 1-4-8713/8886 разрешил разработку препроектных проработок с целью обоснования возможности строительства. Не выполнение указанных в разрешительном письме требований повлекло бы невозможность принятия решения по вопросу обоснования строительства логистического терминала.

Указанное разъяснение основывается одновременно на нормах права, действовавших в 2004 году и в момент подписания разъяснения и поэтому должно быть истолковано только в системной связи действовавшего на момент заключения договора и на момент дачи разъяснений законодательства в области архитектурно-строительного проектирования. Для установления этой системной связи необходим обзор законодательства в области градостроительства.

Градостроительный кодекс РФ определяет содержание проектной документации - это документация, включающая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта таких объектов.

Подготовка проектной документации требуется в том случае, если предполагается осуществить строительство зданий, строений и сооружений.

Согласно пункту 3.1 СНиП 11-01-95 разработка проектной документации осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Это обусловливается тем, что многие законодательные акты предусматривают предоставление земельных участков на основе проектной документации (например, ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О почтовой связи", Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации"). Такое положение противоречит Градостроительному кодексу РФ, согласно которому решение о подготовке проектной документации принимает застройщик, т.е. лицо, которому уже принадлежит земельный участок на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения.

Наличие разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации - обязательное условие для получения разрешения на строительство.

К кругу лиц, которые могут осуществлять подготовку проектной документации законом отнесены застройщик и привлекаемая им специализированная организация. Отношения между застройщиком (заказчиком) и привлекаемым на договорной основе лицом регулируются гражданским законодательством (статьи 758-762 Гражданского кодекса Российской Федерации "Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ"). Неотъемлемой частью такого договора является задание застройщика (заказчика) (рекомендуемое задание на проектирование объектов капитального строительства приводится в СНиП 11-01-95).

Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения установлены постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".

Согласно Правилам к сетям инженерно-технического обеспечения относится совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Информация о технических условиях должна содержаться в градостроительном плане, выдаваемом органом местного самоуправления, на основе которого осуществляется подготовка проектной документации. В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение построенного объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

- подача заказчиком заявления о подключении;

- заключение договора о подключении;

- выдача эксплуатирующей организацией заказчику условий подключения (технических условий для присоединения), которые не противоречат техническим условиям, ранее полученным заказчиком от эксплуатирующей организации или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии что срок действия технических условий не истек;

- выполнение заказчиком условий подключения;

- проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения;

- присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении;

- выполнение условий подачи ресурсов.

Подключение объекта капитального строительства к электрическим сетям и сетям газоснабжения после заключения договора о подключении осуществляется в порядке, установленном соответственно Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) заказчиков к электрическим сетям в Российской Федерации и Правилами пользования газом и предоставления услуг газоснабжения в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317 "Об утверждении правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации"), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861.

Для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик направляет в эксплуатирующую организацию:

- заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заказчика (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес;

- нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;

- правоустанавливающие документы на земельный участок;

- ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;

- топографическую карту участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованную с эксплуатирующими организациями;

- информацию о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;

- иные документы, которые в зависимости от вида сетей инженерно-технического обеспечения должны быть представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и о газоснабжении.

После выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении.

До начала подачи ресурсов (оказания соответствующих услуг) заказчик должен получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, заключить договоры о снабжении соответствующими видами ресурсов (об оказании соответствующих услуг), получение которых обеспечивается в результате подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Техническая документация должна выполняться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

До введения в действие технических регламентов проектная документация должна разрабатываться в соответствии с требованиями законодательства, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

До установления постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 года N 840 новых форм документов проектная документация должна была разрабатываться на основе архитектурно-планировочного задания, выдаваемого в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются Правительством РФ. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесено изменение в часть 13 рассматриваемой статьи, согласно которому Правительство РФ также должно установить состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора.

В рассматриваемый период вопросы о составе и требованиях к содержанию разделов проектной документации Правительством РФ урегулированы не полностью. Среди существовавших нормативных документов следует отметить СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (приняты постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-64 и отменены постановлением Госстроя России от 17 февраля 2003 г. N 18. Несмотря на то, что указанные СНиП были отменены, согласно письму Госстроя России от 20 марта 2003 г. N СК-1692/3 до утверждения федеральных строительных нормативных документов, регулирующих выполнение предпроектных и проектных работ, возможно использование в практике реального проектирования ранее действовавших СНиП 11-01-95 и СНиП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" (приняты постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-63 и отменены постановлением Госстроя России от 12 июля 2002 г. N 86). По сути указанные СНиП остаются единственным документом, содержащим общие требования к проектной документации. Однако применять их можно только в части, не противоречащей ГрК РФ, Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", иным федеральным законам и постановлениям Правительства РФ.

Пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями, должна включать основание для разработки проекта, исходные данные для проектирования, краткую характеристику объекта, данные о проектной мощности объекта (вместимость, пропускная способность), номенклатуре, качестве, конкурентоспособности, техническом уровне продукции, сырьевой базе, потребности в топливе, воде, тепловой и электрической энергии, комплексном использовании сырья, отходов производства, вторичных энергоресурсов; сведения о социально-экономических и экологических условиях района строительства; основные показатели по генеральному плану, инженерным сетям и коммуникациям, мероприятия по инженерной защите территории; общие сведения, характеризующие условия и охрану труда работающих при проектировании производственных объектов, санитарно-эпидемиологические мероприятия, основные решения, обеспечивающие безопасность труда и условия жизнедеятельности маломобильных групп населения; сведения об использованных в проекте изобретениях; технико-экономические показатели, полученные в результате разработки проекта, их сопоставление с показателями утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций в строительство объекта (при их наличии) и установленным заданием на проектирование, выводы и предложения по реализации проекта; сведения о проведенных согласованиях проектных решений; подтверждение соответствия разработанной проектной документации государственным нормам, правилам, стандартам, исходным данным, а также техническим условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта и др.

Раздел проектной документации "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" с учетом СНиП 11-01-95 должен включать решения по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, инженерное оборудование зданий и сооружений, в том числе электрооборудование, электроосвещение, связь и сигнализация, радиофикация и телевидение, противопожарные устройства и молниезащита и др.; диспетчеризацию и автоматизацию управления инженерными системами; основные чертежи: принципиальные схемы теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации и др.; планы и профили инженерных сетей; чертежи основных сооружений; планы и схемы внутрицеховых отопительно-вентиляционных устройств, электроснабжения и электрооборудования, радиофикации и сигнализации, автоматизации управления инженерными системами и др., а также данные о производственной программе; краткую характеристику и обоснование решений по технологии производства, данные о трудоемкости (станкоемкости) изготовления продукции, механизации и автоматизации технологических процессов; состав и обоснование применяемого оборудования, в том числе импортного; решения по применению малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, повторному использованию тепла и уловленных химреагентов; число рабочих мест и их оснащенность на производственных объектах; данные о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные источники (по отдельным цехам, производствам, сооружениям); технические решения по предотвращению (сокращению) выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; оценку возможности возникновения аварийных ситуаций и решения по их предотвращению; вид, состав и объем отходов производства, подлежащих утилизации и захоронению; топливно-энергетический и материальный балансы технологических процессов; потребность в основных видах ресурсов для технологических нужд и т.д.

Раздел проектной документации "Проект организации строительства объектов капитального строительства" должен разрабатывается с учетом условий и требований, изложенных в договоре на выполнение проектных работ, и имеющихся данных о рынке строительных услуг. Ранее указанный раздел должен был разрабатываться в соответствии со СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" (утв. постановлением Госстроя СССР от 2 сентября 1985 г. N 140; с изм. от 11 декабря 1986 г. N 48 и изм. Минстроя России от 6 февраля 1995 г. N 18-8). Однако указанные СНиПы отменены, и с 1 января 2005 г. постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70 одобрены для применения СНиП "Организация строительства", которые имеют рекомендательный характер.

Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" должен выполняться в соответствии с требованиями федеральных законов, государственными стандартами, строительными нормами и правилами, нормативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность. Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; учтены нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; предусмотрены мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления; применены ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов (ст. 34, 36). Согласно ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны быть предусмотрены меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти или их территориальными органами.

Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" должен выполняться в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Так, приказом МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105 утверждены требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения.

Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при подготовке проектной документации должен разрабатываться в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" и Свода правил "Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерении инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" (СП 11-113-2002), утв. приказом МЧС РФ от 23 июля 2002 г. N 357.

Применительно к составу разделов проектной документации и их содержанию относительно отдельных видов объектов капитального строительства до их утверждения Правительством РФ следует также руководствоваться ведомственными нормативными актами, как, например, приказом МПС РФ и Минтранса РФ от 20 января 1999 г. N 1/ЦЗ/4 "О порядке проектирования и строительства железнодорожных путей в морских и речных портах" и др.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" введено уточнение, что когда в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе, то проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Градостроительный кодекс РФ 1998 года предусматривает необходимость согласования проектной документации с различными органами. Согласно п. 2 ст. 61 Градостроительного кодекса РФ 1998 года, проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ (ст. 11 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и ряд других федеральных законов, исключающих согласование проектной документации. Проектная документация подлежит только государственной экспертизе в случаях, предусмотренных ст. 49 Кодекса. Однако в рассматриваемый период согласование являлось обязательным.

Подробный анализ норм права показывает, что согласования, которые ответчик рассматривает в качестве исходных данных таковыми не являлись.

Возложение получения принципиального согласия Северо-Западного управления «Автодор», Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД» и Северо-Западного таможенного управления КГА не имел в виду установление каких-либо особых правил получения исходно-разрешительной документации. ООО "Диона" и ЗАО "Тебодин" получали технические условия и согласования уполномоченных органов до получения указанных в письме КГА согласий, работы проводились независимо от них.

Также суд не признал обоснованным довод ответчика о непредставлении исходных данных для проектирования. Исходные данные –это совокупность сведений об объектах проектирования, содержащихся в техническом задании, которые необходимы проектировщику для решения поставленных перед ним задач, информация о требованиях заказчика, имеющихся правоустанавливающих, нормативных, технических и иных документах, необходимых для разработки задания на проектирование и заявки на пакет исходных данных, указанная в опросном листе заказчика. Технические условия и задания, задание на проектирование, материалы изысканий, техническая и проектная документация и другие данные, необходимые для разработки проектной документации.

Исходными данными являются также научно-технические данные (из справочников, учебных пособий и другой специальной литературы), используемые при проектировании.

Исходные данные переданы заказчиком исполнителю вместе с договором. Дополнительные исходные данные от 16.07.2004 и от 07.10.2004 представлялись по просьбе исполнителя, и существенных изменений в первоначальные исходные данные ими не вносилось. Ими изменение условий договора не производилось. Так, исключение из исходных данных упоминания о таможенном терминале носило чисто редакционный характер в тексте документов и практически не требовало затрат времени.

Срок выполнения работ является существенным условием договора подряда. В соответствии с пунктом 2 статьи 405 и пунктом 3 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации при нарушении начального, промежуточного или конечного сроков выполнения работ заказчик вправе отказаться от принятия исполнения и потребовать возмещения убытков.

ООО "Диона" предложило ЗАО "Тебодин", в связи с грубым нарушением сроков, включить в договор санкции за нарушение сроков. 17.11.2004 ЗАО "Тебодин" указало ООО "Диона" на неполучение им принципиального согласия СЗУ «Автодор», Октябрьской железной дороги и СЗТУ, считая, что эти согласования должен был получить заказчик, как указано в письме КГА. Получение разрешений не относится к исходным данным, и договором отнесено к его предмету. Перекладывание указанной обязанности на заказчика не основано на законе, не вытекает из договора и письма КГА. Договор заключался не только на проектирование, но и на предпроектные проработки, и в первую очередь на оказание услуг, способность оказания которых связана с предположением о наличии у исполнителя авторитета, деловых связей и отношений, позволяющих быстро и с низкими затратами пройти стадию согласований. Перечнем услуг, оказываемых исполнителем получение согласия СЗУ «Автодор», Октябрьской железной дороги и СЗТУ прямо отнесено к обязанности исполнителя. Исполнитель с этой задачей не справился и заявил, что он приостанавливает выполнение работ до изменения сроков проектирования (т.2 л.д.12).

Вины заказчика в просрочке исполнителя по договору судом не установлено, просрочка кредитора также не подтвердилась.

Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского Кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

22.11.2004 заказчик направил исполнителю претензию об отказе от договора и возмещении убытков. Согласно пункту 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или изменённым.

Довод ответчика о том, что договор не может быть признан прекращённым, поскольку стороны обменивались корреспонденцией после 22.11.2004 и продлили действие договора конклюдентными действиями, не может быть признан обоснованным по той причине, что согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентными действиями можно лишь заключить договор (а не возобновить расторгнутый по законным основаниям договор). Конклюдентными действиями осуществляется акцепт оферты при условии, что оферта, содержащая все существенные условия договора на выполнение проектных работ (предмет договора и начальный и конечный сроки выполнения работы) была сделана. В данном случае оферта, содержащая существенные условия договора, со стороны исполнителя отсутствовала, и действия заказчика по получению корреспонденции не могут рассматриваться как акцепт, совершенный конклюдентными действиями.

В силу указанных обстоятельств договор между заказчиком и исполнителем был прекращен заказчиком 22.11.2004 по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 715 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 729 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком, заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работ с компенсацией подрядчику произведенных затрат.

Из полученных от истца сумм по договору ответчик вправе оставить за собой лишь ту их часть, которая компенсирует ему произведенные затраты.

Расчет затрат ответчиком не представлен.

Согласно представленному истцом расчету затрат, основанному на данных предоставленных тремя независимыми организациями (ООО «Ленстройдетальпроект», ЗАО «Лимб» и ООО «Проектно-конструкторский институт «ГеоИнжПроект»), имеющими лицензии на осуществление проектных и изыскательских работ, затраты на выполнение аналогичных работ (перечисленных в актах сдачи-приемки услуг 1 и 2) составляют 115 355 рублей 51 копейку.Суд признал представленный истцом расчет затрат исполнителя по услугам, оказанным до отказа от договора (том 7, листы дела 54 - 57) обоснованным.

Таким образом, истец вправе требовать возмещения убытков в размере уплаченной им по договору суммы за вычетом затрат, произведенных исполнителем до момента прекращения договора.

Для выполнения работ по проектированию складского комплекса ООО "Диона" заключило договор с другой проектной организацией ЗАО НТФ «Строй-Вест», которое завершало проектирование объекта.

В письме № 44 от 04.05.2005г. ЗАО НТФ «Строй-Вест» сообщило ООО "Диона" о невозможности использования результатов частично выполненных ЗАО "Тебодин" работ по проектированию складского комплекса в связи с допущенными в них ошибками.

Арбитражный суд отклонил довод исполнителя о том, что заказчик понёс убытки только по причине собственной ошибки, поскольку впоследствии в проектируемом объекте отпала необходимость. Динамичное освоение рынка интермодальных услуг и широкая конкуренция в указанном сегменте действительно помешала заказчику продолжать строительство и ввести комплекс в действие в планируемые сроки, но это опоздание выхода на рынок произошло в немалой мере по вине исполнителя, который обязан возместить причинённые убытки.

Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае нарушения обязательств должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Согласно статье 15 Кодекса убытки - это "расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)".

Удерживаемая исполнителем оплата подпадает и под утрату имущества, и под затраты на восстановление нарушенного права.

Требования истца полностью обоснованы по праву и по размеру на сумму 6 062 786 рублей 04 копейки.

В судебном заседании объявлялся перерыв.

Руководствуясь статьями 168, 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать договор № 04/73831/09 на оказание инженерных услуг от 10.06.2004 между Обществом с ограниченной ответственностью «Диона» и Закрытым акционерным обществом «Тебодин» расторгнутым с 22.11.2004.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Тебодин» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Диона» 6062786 рублей 04 копейки –возмещение убытков и 43813 рублей 93 копейки –расходы по государственной пошлине.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Несмиян С.И.