Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
13 ноября 2020 года Дело № А56-65483/2020
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Суворова М.Б.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску:
истец: Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (адрес: Россия 197046, <...> ОГРН: <***>);
ответчик: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС"; (адрес: Россия 188477, тер МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ УСТЬ-ЛУГА (ВИС), ЛЕНИНГРАДСКАЯ обл КИНГИСЕППСКИЙ р-н, тер УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС; Россия 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал д.5, лит.АЕ, ОГРН: <***>; <***>);
о взыскании 104.690 руб. 45 коп. убытков, проценты за пользование чужими денежными средствами от суммы долга в размере 104.690 руб. 45 коп. за период с даты вступления решения суда в законную силу по день фактической уплаты долга в размере ключевой ставки Банка России, действующей на дату исполнения судебного решения.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС" (далее – ответчик) о взыскании 104.690 руб. 45 коп. убытков, проценты за пользование чужими денежными средствами от суммы долга в размере 104.690 руб. 45 коп. за период с даты вступления решения суда в законную силу по день фактической уплаты долга в размере ключевой ставки Банка России, действующей на дату исполнения судебного решения.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2020 исковое заявление ООО "Трансойл" принято к производству, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Стороны извещены о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 123 и частью 2 статьи 228 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал ввиду недоказанности истцом оснований иска по мотивам, изложенным в отзыве.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вынесенным в виде резолютивной части от 06.10.2020, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
От ответчика поступила апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вынесенное в виде резолютивной части от 30.10.2020, в связи с чем подлежит составлению мотивированное решение.
По существу заявленных требований суд установил следующее.
Как установлено материалами дела, в ноябре-декабре 2017 г. на подъездных путях необщего пользования станции Лужская Октябрьская ж.д. произошли повреждения вагонов №№65196289, 60920725, 51639124, принадлежащие ООО «ТМФ-Оператор» на праве аренды.
В сентябре 2018 г. в адрес ООО "Трансойл" поступили требования №№1012, 1013, 1014 ООО «ТМФ-Оператор» о возмещении убытков в рамках договора №96-3/ПВ-2017 оказания услуг по предоставлению подвижного состава на общую сумму 100 670,45 руб.
Из представленных документов ООО «ТМФ-Оператор» усматривается, что спорные вагоны повреждены в результате нарушения ТУ выгрузки ГОСТ 22235-2010 работниками ООО «УПК» на подъездных путях необщего пользования ООО «УПК».
Протоколами начальника станции Лужская Октябрьская ж.д. от 27.11.2017 №22/Ю, от 22.12.2017 №61/С, от 28.12.2017 №75/С установлены факты повреждения спорных вагонов работниками ООО «УПК». При этом акты о повреждении вагонов по установленной форме ВУ-25 №№22-Ю, 61С, 75С подписаны представителями (работниками) ООО «УПК» - собственником подъездных путей не общего пользования без замечаний, подтверждающие вину.
Первоначальная оценка технического состояния вагонов была определена вагонным депо ВЧДЭ-13 ст. Лужская ОКТ. ж.д. (ВУ-25) и соответствовала объему повреждения вагонов как «текущий ремонт».
Из представленных документов усматривается, что согласно актов о повреждении вагонов по форме Ву-25 с приложенными, виновником повреждения вагонов №№65196289, 60920725, 51639124, признано ООО «УПК». Вагоны повреждены в объеме текущего отцепочного ремонта.
Кроме того, арбитражным судом Новосибирской области от 10.07.2019 по делу №А45-18312/2019 по иску ООО «ТМФ-Оператор» к ООО "Трансойл" убытки в размере 104 690,45 руб. взысканы в полном объеме, о чем свидетельствует инкассовое поручение №12113 от 26.08.2019.
В рамках досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия №548-ЮД от 26.03.2019 с требованием о погашении задолженности.
Ответчик возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Суд полагает указанные доводы Ответчика несостоятельными ввиду следующего.
Порядок проведения расследований происшествий на железнодорожном транспорте установлен «Положением о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», утверждено приказом Минтранса России от 18.12.2014 г. №344 (далее - Положение Минтранса России).
Согласно пункту 11 Положения Минтранса России комиссии, предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения, выезжают на место транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, и проводят расследование обстоятельств и причин их возникновения.
Согласно пункту 8 Положения Минтранса России задачами расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в частности является, выявление причин транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта,в целях предупреждения их возникновения.
Статьей 119 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта ФР» (далее - УЖТ РФ) установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортном, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок составления актов определяется «Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом», утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. №45 (далее - Правила составления актов).
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 Правил составления актов во всех случаях повреждения вагона составляется акт о повреждении вагона формы ВУ-25. Данный акт составляется перевозчиком при участии представителей владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц, виновных в повреждении вагона.
Согласно пункту 6.7 Правил составления актов, в его взаимосвязи с пунктом 6.2 указанных правил, в акте формы ВУ-25 о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, и лицо, виновное в повреждении вагона.
Пунктом 15 Положения Минтранса России установлено, что акт формы ВУ-25 о повреждении вагона является составной частью материалов расследования, формируемых комиссией ОАО «РЖД» по итогам расследования транспортных происшествий
О случае отцепки вагона ОАО «РЖД» (ВЧДР) информирует заинтересованных лиц (включая вагоноремонтные предприятия), которые самостоятельно, принимают решение об участии или неучастии в таком расследовании. В случае неполучения сообщения об участии в расследовании ОАО «РЖД» (ВЧДР) проводит расследование и оформляет рекламационные документы в одностороннем порядке.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Первоначальная оценка технического состояния вагонов была определена вагонным депо ВЧДЭ-13 ст. Лужская ОКТ. ж.д. (ВУ-25) и соответствовала объему повреждения вагонов как «текущий ремонт».
Из представленных документов усматривается, что согласно Актам о повреждении вагонов по форме ВУ-25 с приложениями, виновником повреждения вагонов №№ 65196289, 60920725, 56139124 признано ООО «УПК».Вагоны повреждены в объеме текущего отцепочного ремонта. Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда РФ от 04.02.2016 № 305-ЭС15-19207, от 04.08.2016 № 305-ЭС 16-1685, составленные в установленном порядке Акты-рекламации являются достаточными доказательствами причин его возникновения.
Доказательства соблюдения, установленного Положением Минтранса России порядка проведения расследований происшествий на железнодорожном транспорте и право обжалования акта в установленном порядке. Ответчиком не предоставлено.
В нарушении статьи 65 АПК РФ, Ответчиком не подтверждено документально, поскольку в отзыве на иск не приложены документы, которыми бы опровергались причины отсутствия виновности Ответчика о повреждении вагонов, которые установлены Актами по форме ВУ-25 с Протоколами оперативного совещания у и.о. начальника ст. Лужская Окт. Ж.д. Указанный Истцом, ремонты вагонов, Ответчик не производил.
Принимая во внимание, что Ответчиком Акты формы ВУ-25, составленные комиссиями эксплуатационного вагонного депо (ОАО "РЖД"). в установленном законом порядке не оспорены, а также не представлено доказательств того, что при расследовании причин возникновения причиненных убытков были допущены какие-либо нарушения, в том числе и требования нормативно-правовых актов.
Суд полагает, что возражения Ответчика в отношении взыскания понесенных убытков Истцом являются безосновательными, т.к. из представленных документов ООО «ТФМ-Оператор», усматривается, что спорные вагоны повреждены в результате нарушения ТУ выгрузки ГОСТ 22235-2010 работниками ООО «УПК» на подъездных путях необщего пользования ООО «УПК».
Арбитражным судом Новосибирской области от 10.07.2019 г. по делу А45-18312/2019 по иску ООО «ТФМ-Оператор» к ООО «Трансойл» убытки в размере 104 690,45 руб. взысканы в полном объеме, о чем свидетельствует инкассовое поручение № 12113 от 26.08.2019 г.
Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Основанием применения мер имущественной ответственности по деликтным обязательствам является наличие состава правонарушения, включающего: факт причинения вреда, противоправность поведения виновного лица, причинно-следственную связь между первым и вторым элементом. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 17-ФЗ владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно статье 16 Федерального закона N 17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, его сохранность.
Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Согласно пункту 1.7 Правил N 26 на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.
При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке.
Пунктом 2.9 названных Правил установлено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.
Исходя из положений указанных норм следует, что железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу', ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, его сохранность в пределах весовой нормы и длины состава (поезда), допускаемых к обращению на пути необщего пользования, которые установлены в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Данный вывод также подтверждается п. 23 Технического регламента "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710, согласно которому в целях обеспечения безопасности к железнодорожному пути, к составным частям железнодорожного пути и элементам составных частей железнодорожного пути устанавливаются определенные требования, в том числе о том, что все составные элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение пути и другие) и элементы составных частей железнодорожного пути (рельсы, стрелочные переводы, рельсовые скрепления, шпалы, балласт и другие) по прочности, несущей способности и устойчивости должны обеспечивать безопасное движение железнодорожного подвижного состава с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений.
В обоснование заявленных требований Истца, документально зафиксировано Протоколами оперативного совещания у И.О. начальника станции Лужская Окт. Ж.д. (Приложения 4-6 к иску), что путь необщего пользования принадлежит ОАО "РЖД", пользователем на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и обслуживания организации движения на железнодорожном пути необщего пользования является ООО «УПК», который несет полную материальную ответственность за действия своих работников (п.5.3 «Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования»).
Между тем, указанные документы были подписаны Ответчиком без возражений и без приложенных Ответчиком особых мнений, суть которых сводится к тому, что данными документами Ответчик согласен в том, что повреждения спорных вагонов произошли в следствие несоблюдения требований ГОСТ 22235-2010, нарушения технологии погрузочно-разгрузочных работ работниками ООО «УПК».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС" о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказать.
Взыскать собщества с ограниченной ответственностью "УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" 104.690 руб. 45 коп. убытков, проценты за пользование чужими денежными средствами от суммы долга в размере 104.690 руб. 45 коп. за период с 06.10.2020 по день фактической уплаты долга в размере ключевой ставки Банка России, действующей на дату исполнения судебного решения и 4.141 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Суворов М.Б.