ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-65860/17 от 06.12.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 декабря 2017 года                                                                      Дело № А56-65860/2017

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2017 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2017 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Саевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель общество с ограниченной ответственностью «Гродномясомолпром»,

заинтересованное лицо Санкт-Петербургская таможня

о признании незаконным и отмене постановления от 11.07.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-1375/2017,

при участии

от заявителя: представитель не явился (извещен),

от заинтересованного лица: представитель ФИО1 по доверенности от 17.10.2017,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Гродномясомолпром» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (далее – таможня) от 11.07.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-1375/2017, предусмотренного пунктом 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения заявления, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направило в судебное заседание своего представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя заявителя. 

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы заинтересованного лица в судебном заседании, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 13.03.2017 на Южный таможенный пост Санкт-Петербургской таможни представлена для регистрации в бумажном виде посредством направления почтой России (штамп от 13.03.2017) статистическая форма учета перемещения товаров системный номер 2100170310­-15310922 от 10.03.2017 (далее – статистическая форма) ООО «Гродномясомолпром».

По данным Статистической формы Общество в январе 2017 года осуществило ввоз из Республики Беларусь товаров по договору от 15.05.2015 № 2015/018-01.ВЭД, счет-фактуре от 10.01.2017 №23.

За отчетный период январь 2017 года статистическая форма учета перемещения товаров заполнена 10.03.2017, отправлена посредством почты России - 13.03.2017.

Статистическая форма на товары, ввезенные ООО «Гродномясомолпром» из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в январе 2017 года, должна быть представлена в таможенный орган не позднее 10.02.2017.

21.03.2017 в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при приеме, регистрации и аннулировании статистических форм учета перемещения товаров (приказ ФТС России от 27.06.2011 № 1359) статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером №2100170310­-15310922 от 10.03.2017 была зарегистрирована таможенным инспектором в КПС «Статистическое декларирование», присвоен регистрационный номер №10210100/210317/С221078.

По результатам проведенной проверки было установлено представление ООО «Гродномясомолпром» статистической формы учета перемещения товаров системный номер №2100170310­-15310922 с нарушением сроков. Фактическое время направления статистической информации 13.03.2017.

По факту выявленного нарушения, выразившегося в несвоевременном предоставлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, в отношении Общества 20.06.2017 должностным лицом Санкт-Петербургской таможни составлен протокол об административном правонарушении №10210000-1375/2017 по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Постановлением Санкт-Петербургской таможни от 11.07.2017 по делу об административном правонарушении №10210000-1375/2017 Обществопризнано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Обществообратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 № 167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».

Пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) установлено, что таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности): ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальную таможенную статистику.

В соответствии со  статьей 104 Закона №311-ФЗ статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.

Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.

Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» утверждены «Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» (далее - Правила), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.

В силу пункта 5 Правил формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.

Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.

В соответствии с пунктом 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).

При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 10 Правил).

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в РФ с территории государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляет, в том числе, несвоевременное предоставление в таможенный орган статистической формы перемещения товаров.

За отчетный период январь 2017 года статистические формы учета перемещения товаров должны быть представлены не позднее 10.02.2017.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, представление ООО «Гродномясомолпром» статистической формы учета перемещения товаров системный номер №№2100170310­-15310922 с нарушением сроковактическое время направления статистической информации 13.03.2017).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него, необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства в сфере таможенного регулирования, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ

Суд считает, что таможней представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Обществасостава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения Обществак административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Обществов своем заявлении, не оспаривая факт наличия вменяемого состава административного правонарушения, просит признать его малозначительным.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Согласно абзацу 2 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дела об административных правонарушениях» возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дела об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило, совершения действия (бездействия) без прямого умысла административный орган может освободить лицо от административной ответственности.

Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.

Как следует из представленных заявителем объяснений и представленных доказательств, 08.02.2017 у Общества из-за перепадов электроэнергии в ТРК «Континент» (адрес: СПб, ул. Бухарестская, д. 32, лит. А – юридический и фактический адрес местонахождения Общества) вышел из строя жесткий диск и блок питания, о чем в присутствии директора Общества ФИО2 и системного администратора ФИО3 был составлен акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства от 08.02.2017.

13.02.2017 была произведена замена блока питания THERMALTAKE TR2 SMART TR-550P и жесткого диска WD Red WD20EFRX, 2Т6, однако в результате поломки оборудования 08.02.2017 информация с жесткого диска и базы 1С была утеряна, для ее восстановления потребовалось время, что подтверждается актом технического состояния оборудования от 13.02.2017. По мере восстановления информации была подготовлена и направлена статформа в Санкт-Петербургскую таможню.

Также заявитель пояснил, что с 26.01.2017 в штате ООО «Гродномясомолпром» отсутствовали главный бухгалтер и заместитель главного бухгалтера по причине увольнения обоих работников по собственному желанию в один день 25.01.2017. Иных счетных работников у заявителя не имеется и не предусмотрено штатным расписанием. Учитывая, что специфика работы в ООО «Гродномясомолпром» напрямую связана с внешнеэкономической деятельностью, то специалистов, отвечающих необходимой квалификации на указанные должности, найти в кратчайшие сроки было невозможно. Также поиски работников отягчало обстоятельство, что январь-март был периодом сдачи бухгалтерской отчетности, поэтому соискатели, желающие устроиться на работу, отвечающие необходимым требованиям и имеющие необходимые навыки, не могли выйти на работу в короткий срок, и соискателям на должность заместителя главного бухгалтера требовалось время для завершения рабочих процессов на предыдущей работе. По этой причине только 22.02.2017 на должность заместителя главного бухгалтера был принят в штат работник ФИО4 (приказ о приеме работника на работу №01 от 22.02.2017). С даты выхода работника по основному месту работы были сформированы статформы и направлены в таможню.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, заявитель не смог своевременно предоставить статформу за январь 2017 года в срок до 10.02.2017, поскольку в штате заявителя на 01.02.2017 было только 9 человек, из них один сотрудник, находящийся в декретном отпуске, то заполнить статформу в программе без определенных навыков и без помощи бухгалтера или главного бухгалтера не представлялось возможным.

В рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, обстоятельства совершенного Обществомправонарушения не содержат угрозы охраняемым общественным отношениям.

Представленные в суд доказательства не позволяют сделать вывод о том, что заявитель явно пренебрегает нормами публичного права или игнорирует их или сознательно уклоняется от их исполнения, поскольку в рассматриваемом случае заявитель самостоятельно, хоть и с нарушением срока, направил статистическую форму учета перемещения товаров, что характеризует заявителя в целом как добросовестное лицо, которое пыталось предпринимать меры для соблюдения предписаний правовых норм.

При вынесении оспариваемого постановления таможней установлено отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств (заявитель ранее к административной ответственности по статье 19.7.13 КоАП РФ не привлекался).

Заявителем допущено несущественное нарушение срока подачи статистической формы, что свидетельствует об отсутствии пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

При незначительном пропуске срока подачи статистической формы данное конкретное правонарушение не причинило и не могло причинить серьезного ущерба и не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, а также интересам граждан, общества, государства.

Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения таможней не представлено и в отзыве не отражено.

Суд полагает, что в данном случае составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением административного дела достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, оценив конкретные обстоятельства дела и характер общественной опасности совершенного заявителемадминистративного правонарушения, отсутствия направленности действий заявителя на нарушение таможенного законодательства, незначительное нарушение срока направление статистической формы учета, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а назначенный административный штраф в размере 20000 рублей не отвечает критериям справедливости и соразмерности содеянному, и считает возможным в данном случае применить статью 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного  правонарушения.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дела об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановлениепризнанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 11.07.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-1375/2017, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гродномясомолпром».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                        Анисимова О.В.