ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-66021/12 от 01.04.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

02 апреля 2013 года Дело № А56-66021/2012

Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
 судьи Михайлов П.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вшивковым А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: КИТ Финанс (Общество с ограниченной ответственностью)

ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "РУСПРОМИНВЕСТ"

о взыскании задолженности

при участии

- от истца: Ячный А.С., доверенность от 10.01.2013,

- от ответчика: не явился (извещен),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Кит Финанс» (в дальнейшем – Истец) обратилось с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «РУСПРОМИНВЕСТ» (в дальнейшем – Ответчик) о понуждении Ответчика совершить действия, направленные на исключение Истца из своего списка инсайдеров, с направлением в адрес Истца соответствующего уведомления.

Ответчик отзыв не представил, уведомлен о судебном разбирательстве по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дело рассмотрено по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании от 25 марта 2013 года объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 01 апреля 2013 года, после перерыва судебное заседание было продолжено.

Суд, выслушав представителя Истца, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства:

Между Обществом с ограниченной ответственностью «Кит Финанс», осуществляющим деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии ФСФР на брокерскую деятельность №078-06525-100000 от 14.10.2003 г. и лицензии ФСФР на осуществление депозитарной деятельности №178-06467-000100 от 03.10.2003 г. и Обществом с ограниченной ответственностью «РУСПРОМИНВЕСТ» заключены договоры на брокерское и депозитарное обслуживание, а именно:

Договор на брокерское обслуживание №16848 от 03.07.2008 г;

Договор на брокерское обслуживание №17181 от 25.07.2008 г;

Договор на брокерское обслуживание №38558 от 26.07.2012 г;

Депозитарный договор №16848 от 20.06.2008 г.;

Депозитарный договор №17181 от 21.07.2008 г.;

Договор о междепозитарных отношениях №38558 от 18.07.2012 г.

Вышеуказанные договора были заключены путем подписания Ответчиком заявлений о присоединении к условиям Договоров, содержащихся в соответствующих регламентах;

Регламенту оказания брокерских услуг Кит Финанс;

Регламенту осуществления депозитарной деятельности КИТ Финанс.

Данные регламенты являются публичными документами, определяющими объем и порядок предоставляемых услуг по Договорам на брокерское обслуживание, а также по Депозитарным договорам, право на ознакомление с которыми имеют все заинтересованные лица. Текст регламентов публикуется в сети Интернет.

В вышеуказанных регламентах определена подсудность всех споров по месту нахождения ООО КИТ Финанс ( л.д. 17 п.10.2 депозитарного договора,л.д.62 п.22.5 брокерского регламента, л.д.121 п.63.3 депозитарного регламента).

С учетом того, что включение в список инсайдеров совершено Ответчиком на основании представленных Договоров суд полагает правильным рассмотрение требований в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Уведомлением от 27 июля 2012 года (л.д.33) Ответчик уведомил Истца о включении последнего в список инсайдеров.

Поскольку включение в список инсайдеров влечет определенные правовые последствия в виде привлечения к административной ответственности по ст.15.35 КоАП РФ в случае невыполнения требования п.4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предписывающего, что:

Инсайдеры, включенные в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пункте 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязаны уведомлять указанные юридические лица, а также федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков об осуществленных ими операциях с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, к которой они имеют доступ,

Полагая, что данное включение в список инсайдеров тем самым нарушает права Истца, Истец обратился с соответствующим заявлением в суд. Предварительно Истец обратился к Ответчику с требованием об исключении из списка инсайдеров от 16.08.2012 года.

В силу требований ст. 12 Гражданского кодекса РФ:

Защита гражданских прав осуществляется путем:

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с пунктом 10-м части 1-й ст. 14-й Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков осуществляет следующие полномочия:

дает разъяснения по вопросам практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

В соответствии с п.5-м Информационного письма ФСФР России от 20.12.2012 N 12-ДП-10/54171 "О разъяснении отдельных вопросов практики применения Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Лицо, оспаривающее включение/неисключение без достаточных на то оснований в/из списка инсайдеров юридического лица, вправе обжаловать такие действия/бездействие указанного юридического лица посредством в том числе направления соответствующего письменного обращения в адрес указанного юридического лица и (или) в судебном порядке.

В соответствии со статьей 2-й Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

инсайдерская информация - точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона;

В соответствии с п.1-м ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

Юридические лица, указанные в пунктах 1 - 8, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны:

1) вести список инсайдеров.

В соответствии с требованиями ст. 4-й Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

К инсайдерам относятся следующие лица:

1) эмитенты и управляющие компании;

2) хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный статьей 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации;

3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;

5) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;

6) лица, которые владеют не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов;

7) члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, указанных в пунктах 1 - 6, 8, 11 и 12 настоящей статьи, управляющих организаций;

8) лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);

9) федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты (далее - органы управления государственных внебюджетных фондов), Банк России;

10) имеющие доступ к инсайдерской информации руководители федеральных органов исполнительной власти, имеющие доступ к инсайдерской информации руководители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющие доступ к инсайдерской информации выборные должностные лица местного самоуправления, имеющие доступ к инсайдерской информации государственные служащие и муниципальные служащие органов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, имеющие доступ к инсайдерской информации работники органов и организаций, осуществляющих функции органов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, имеющие доступ к инсайдерской информации работники органов управления государственных внебюджетных фондов, имеющие доступ к инсайдерской информации служащие (работники) Банка России, члены Национального банковского совета;

11) информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, органов и организаций, указанных в пункте 9 настоящей статьи, Банка России;

12) лица, осуществляющие присвоение рейтингов лицам, указанным в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, а также ценным бумагам (далее - рейтинговые агентства);

13) физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 8, 11 и 12 настоящей статьи, на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами.

В уведомлении указано, что истец включен Ответчиком в список инсайдеров на основании п. 5-го ст. 4-й Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

В соответствии с п.2-м Информационного письма ФСФР России от 20.12.2012 N 12-ДП-10/54171 "О разъяснении отдельных вопросов практики применения Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 4 Федерального закона, включаются лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации.

На основании изложенного включение лица в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 4 Федерального закона, на основании пункта 5 статьи 4 Федерального закона является правомерным в случае, если указанное лицо имеет доступ к документам и информации, предусмотренным собственными перечнями инсайдерской информации юридических лиц, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 4 Федерального закона, в силу заключенного договора.

Таким образом, лицо является инсайдером по критерию, указанному в пункте 5 статьи 4 Федерального закона, только в случае сочетания всех следующих условий:

1) наличие у лица заключенного договора с юридическим лицом, указанным в пунктах 1 - 4 статьи 4 Федерального закона, предусматривающего доступ к инсайдерской информации указанного юридического лица;

2) наличие у лица фактического доступа к информации юридических лиц, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 4 Федерального закона, отнесенной к инсайдерской в соответствии с собственными перечнями инсайдерской информации таких юридических лиц.

При этом фактический доступ означает как непосредственный доступ к документам, содержащим инсайдерскую информацию, так и доступ к их носителям (бумажным, электронным, базам данных, информационным системам, компьютерным сетям и иным носителям).

Таким образом, при отнесении лиц к инсайдерам организации по критериям, указанным в пунктах 5, 13 статьи 4 Федерального закона, организации необходимо исходить из наличия заключенных с такими лицами договоров, а также их фактического доступа к инсайдерской информации организации, определенной собственным перечнем инсайдерской информации.

Собственного перечня инсайдерской информации Ответчик не представил.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые ссылается сторона в обоснование своей позиции, возлагается на эту сторону. При этом согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск последствий совершения и несовершения ими отдельных процессуальных действий и должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, из анализа текста брокерского регламента и депозитарного регламента следует, что Истец действует по поручениям Ответчика.

В соответствии с требованиями п.1-го ст. 3-й Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг":

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ)

В соответствии с требованиями ст. 7-й Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг":

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарий, осуществляющий расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах организаторов торговли по соглашению с такими организаторами торговли и (или) с клиринговыми организациями, осуществляющими клиринг таких сделок, именуется расчетным депозитарием.

Если иное не предусмотрено федеральными законами или договором, депозитарий не вправе совершать операции с ценными бумагами депонента иначе как по поручению депонента.

В соответствии с п.3-м Информационного письма ФСФР РФ от 28.12.2011 N 11-ДП-10/37974"О разъяснении отдельных вопросов практики применения Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": следует также учитывать, что посредник, который совершает операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами в интересах другого посредника (посредника - клиента), не относится к лицам, имеющим доступ к инсайдерской информации посредника - клиента, если только на основании заключенного между указанными посредниками договора посредник - клиент не передает другому посреднику инсайдерскую информацию, полученную от своих клиентов. При этом, по смыслу Федерального закона, выставление посредником - клиентом заявки (дача посредником - клиентом поручения) для совершения операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами само по себе не может рассматриваться как предоставление посреднику, совершающему в интересах посредника - клиента соответствующую операцию, доступа к инсайдерской информации посредника - клиента, полученной от его клиентов.

Действия по поручению Ответчика не предполагают передачу какой-либо инсайдерской информации, список инсайдерской информации, применительно к рассматриваемым правоотношениям, ответчиком не представлен, в силу чего действия Ответчика по внесению Истца в список инсайдеров не соответствуют требованиям договоров и законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области,

решил:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «РУСПРОМИНВЕСТ» (ИНН 7701544957) совершить действия, направленные на исключение КИТ Финанс (ООО) из своего списка инсайдеров в течение 10 дней с момента вступления решения в силу.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РУСПРОМИНВЕСТ» (ИНН 7701544957) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «КИТ Финанс» (ИНН 7825429040) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Михайлов П.Л.