Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
10 октября 2022 года Дело № А56-66275/2022
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску:
Закрытого акционерного общества "Управление механизации №67"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления от 14.06.2022 № 78022206200311800006
установил:
Закрытое акционерное общество "Управление механизации №67" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Санкт-Петербургу об оспаривании постановления от 14.06.2022 № 78022206200311800006.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства.
Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
29.08.2022 по делу № А56-66275/2022 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение в виде резолютивной части.
Заявитель обратилось в суд с апелляционной жалобой, данное обстоятельство в силу части 2 статьи 229 АПК РФ является основанием для составления мотивированного решения.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (Акт проверки от 02.03.2022 № 780220220013004), проведенной Межрайонной ИФНС России № 17 по Санкт-Петербургу на основании ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ), установлено, что Общество (юридическое лицо - резидент) в нарушение требований ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ осуществило незаконную валютную операцию, выразившуюся в выплате своим работникам (физическое лицо - нерезидент) наличными денежными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации, минуя банковские счета в уполномоченных банках.
В рамках проведения проверки налоговым органом у Общества запрошены документы.
Из представленных документов установлено, между ЗАО "УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ № 67" (работодатель) и 34 иностранными гражданами (работники) (Таблица 1) были заключены трудовые договора (далее - ТД), на неопределенный срок на основании срока действия патента (п.п.1.4 ТД), согласно которым указанные лица были приняты в организацию на работу с определением по каждой должности должностных окладов и надбавок к нему.
Подпунктами 5.2 - 5.3 трудовых договоров Работодатель обязуется выплачивать заработную плату Работникам не реже чем каждые полмесяца (30-го числа текущего месяца - за первую половину месяца и 15-го числа месяца, следующего за отработанным, -окончательный расчет за отработанный месяц).
Выплата заработной платы и иных сумм, причитающихся Работнику, производится в валюте РФ в безналичной денежной форме путем ее перечисления на расчетный счет Работника, указанный им для этой цели, или путем выдачи наличных денежных средств из кассы Работодателя, если иное не указано в ТД или не установлено законодательством РФ.
Из документов, представленных ЗАО "УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ №67", установлено, что 15.09.2020 согласно расходному кассовому ордеру № 64 от 15.09.2020 и платежным ведомостям №№ 155, 156, 160 от 15.09.2020 Обществом была произведена выплата заработной платы 19 работникам - иностранным гражданам (не имеющим вида на жительство), в наличной денежной форме на общую сумму 166 460,33 руб., что подтверждается подписью указанных лиц в платежных ведомостях.
Из ответа Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 19.11.2021 № 15/6-46450 (вх. 139477 от 03.12.2021), представленного по запросу налогового органа, следует, что 32 иностранных гражданина, видов на жительство не имеют.
Инспекцией в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 10.03.2022 №78022206200311800002.
Постановлением Инспекции от 14.06.2022 № 78022206200311800006 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 62 450 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля регламентированы Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
В соответствии с п. п. «б» п.9 ч.1 ст.1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией
В соответствии со статьей 131 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях). На основании ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.
Таким образом, в отсутствие соответствующего заявления работника зарплата должна выплачиваться в месте выполнения работы наличными денежными средствами (если выплата не производится в иной (неденежной) форме).
В соответствии с ч. 5 ст. 11 ТК РФ на территории РФ нормы трудового права распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан только в том случае, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом, другими федеральными законами или международным договором РФ. Реализация норм трудового права в отношениях с работниками-нерезидентами должна осуществляться с соблюдением требований Федерального закона N 173-ФЗ, который в данном случае имеет приоритет над Трудовым кодексом. Соответственно, локальные нормативные акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить положениям Федерального закона N 173-ФЗ.
При этом в соответствии с пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ нерезидентами признаются иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами -резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Таким образом, Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ не содержит положений, противоречащих нормам Трудового кодекса Российской Федерации, т. к. предусматривает возможность осуществления расчетов по выплате физическими лицами - резидентами заработной платы физическим лицам - нерезидентам в валюте Российской Федерации через счета в уполномоченных банках.
Статьей 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления валютных операций физическими лицами -резидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках в наличной валюте Российской Федерации. Указанным перечнем возможность осуществления валютной операции, заключающейся в выплате физическими лицами -резидентами заработной платы физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации минуя банковские счета в уполномоченных банках не предусмотрена.
Таким образом, заработная плата работнику-нерезиденту может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке. Выплата зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество в рассматриваемом случае обязано не только знать о действующем валютном законодательстве Российской Федерации, но и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено. Заявитель имел реальную и объективную возможность для соблюдения требований валютного законодательства.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Осуществление незаконных валютных операций, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля. Соблюдение соответствующего порядка направлено на обеспечение суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, защиту внутреннего валютного рынка. Объектом выявленного Инспекцией правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций.
Правонарушения, связанные с неисполнением требований норм валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, образуют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению реализации единой государственной валютной политики.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, суд не усматривает оснований для освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.
Налоговым органом при вынесении обжалуемого постановления применена минимальная мера ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ: в размере 75 процентов суммы незаконной валютной операции.
По мнению суда, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно, а следовательно, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
Требования Закрытого акционерного общества "Управление механизации №67" оставить без удовлетворения.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.