Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
26 февраля 2016 года Дело № А56-67353/2015
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2016 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Чуватиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Закрытое акционерное общество "Ханза-Флекс" (адрес: Россия 193312, Санкт-Петербург, Кржижановского,12/1; Россия 188480, Кингисепп, Ленинградская область, Дорожников,д. 30, ОГРН: <***>; <***>);
заинтересованное лицо: Комитет по строительству (адрес: Россия 190000, Санкт-Петербург, Наб. Реки Мойки, 76, ОГРН: <***>);
третье лицо: Правительство Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191060, Санкт-Петербург, Смольный)
о признании незаконным бездействия в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 78:12:0006326:1032 для строительства на инвестиционных условиях, об обязании подготовить проект постановления
при участии
от заявителя: ФИО2, доверенность от 04.02.2014;
от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 11.01.2016
от третьего лица: ФИО4, доверенность от 12.01.2015;
установил:
закрытое акционерное общество "Ханза-Флекс" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по строительству о признании незаконным бездействия в подготовке проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка площадью 2306 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности) с кадастровым номером 78:12:0006326:1032 для строительства на инвестиционных условиях, об обязании подготовить проект постановления.
Определением суда от 15.10.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Правительство Санкт-Петербурга (далее – Правительство).
В судебном заседании 26.01.2016 представитель Общества поддержал заявленные требования.
Представители Комитета по строительству и Правительства против удовлетворения требований Общества возражали по основаниям, изложенным в отзывах.
Исследовав материалы и доказательства по делу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее:
Распоряжением Комитета по строительству от 19.05.2014 №126 по обращению Общества был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства по адресу: Невский район, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности) общей площадью 2306 кв.м. Согласно данному акту функционального назначения объекта строительства определено как складской объект, коммерческий объект, не связанный с проживанием населения.
08.07.2015 Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка площадью 2306 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности) с кадастровым номером 78:12:0006326:1032 (далее – Участок) для строительства по процедуре предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта.
К данному заявлению были приложены: заключение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 21.05.2015, заключением Комитета по управлению городским имуществом от 28.10.2014, заключение КГИОП от 08.10.2014, заключением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 27.01.2015 с техническими условиями подключения, выданными ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», ГУП «ТЭК СПб», ОАО «Ленэнерго», сведения УФРС по Санкт-Петербургу, кадастровый паспорт участка, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости от 19.01.2015, сведения ГУ МЧС по Санкт-Петербургу от 28.10.2014.
Как указывает заявитель, сведений о результатах рассмотрения заявления от 08.07.2015 в его адрес от Комитета по строительству не поступало.
Ссылаясь на неправомерное бездействие Комитета по строительству и нарушение прав Общества как инвестора, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Возражая против удовлетворения требований заявителя, Комитет по строительству указал, что в связи с перераспределением полномочий между органами исполнительной власти в сфере предоставления земельных участков для осуществления инвестиционной деятельности, Комитет по строительству на дату обращения Общества с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении участка для строительства не был наделен соответствующими полномочиями, в связи чем заявление Общества с приложенным к нему пакетом документов было направлено в иной орган исполнительной власти Санкт-Петербурга – Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьями 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в редакции, действовавшей на дату утверждения акта предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объектов.
Согласно пункту 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Абзацем 1 пункта 8 статьи 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, было предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №171-ФЗ) в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, статьи 30 – 32 ЗК РФ признаны утративши силу.
Вместе с тем, статьей 34 Закона №171-ФЗ предусмотрено, что до 01 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении Участка принято 19.05.2014, Участок может быть предоставлен для строительства в соответствии с правилами статей 31 и 32 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Порядок предоставления объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельных участков на территории Санкт-Петербурга из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2014 №282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» (далее – Закон №282-43).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона №282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции, приспособления для современного использования и об установлении инвестиционных условий принимается Правительством Санкт-Петербурга.
В силу статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 06.07.2009 №335-66 «О Правительстве Санкт-Петербурга» к компетенции Правительства Санкт-Петербурга отнесены вопросы распределения полномочий между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и утверждения положений о соответствующих исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
Положение о Комитете по строительству утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 №650 (далее – Положение).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2015 № 552 «О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 650, от 27.09.2012 № 1042 и изменении целей и определении предмета деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Управление инвестиций» в Положение были внесены изменения. В частности, указанным правовым актом из состава задач Комитета по строительству исключена реализация процесса предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях.
Одновременно, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2015 № 552 внесены изменения в Положение о Комитете по инвестициям Санкт-Петербурга, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1042, в том числе путем дополнения раздела 2 Положения о Комитете по инвестициям в Санкт-Петербурге, определяющего задачи соответствующего органа исполнительной власти, вопросами реализации процесса предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях.
Пунктами 1.7 и 2.7 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2015 № 552 из состава полномочий Комитета по строительству исключена подготовка документации в пределах компетенции, необходимой для принятия решения о предоставлении объекта недвижимости для строительства, соответствующее полномочие отнесено к компетенции Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2015 № 552 в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 №445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» вступило в силу с 26.06.2015.
Соответственно, на дату обращения Общества с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении Участка для строительства по процедуре предварительное согласования места размещения объекта (08.07.2015), вопросы реализации процесса предоставления земельных участков для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, исходя из содержания Положения, определяющего статус Комитета по строительству, не относились к его компетенции, вследствие передачи данных полномочий иному органу исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Доводы Общества о том, что несмотря на внесение изменений в Положение, проект постановления Правительства в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 №1813 (далее – Положение №1813), должен был быть подготовлен именно Комитетом по строительству, судом отклоняются.
Положением №1813, как следует из его наименования и содержания, определен порядок взаимодействия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и организаций, а не компетенция органов государственной власти.
Компетенция же органов государственной власти в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется правовыми актами, определяющими статус данных органов.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2015 № 552, согласно которому были перераспределены полномочия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга в области реализации процесса предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях, как следует их преамбулы соответствующего правового акта, было принято в целях повышения эффективности использования государственной собственности Санкт-Петербурга и оптимизации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и учреждений Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга.
Из материалов дела следует, что заявление Общества и приложенный к нему комплект документов был направлен Комитетом по строительству для рассмотрения в Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга.
Согласно письму Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга от 26.08.2015 №01-17-2933/15-0-1 представленные Обществом документы были рассмотрены Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга и возвращены заявителю для доработки.
Соответственно, заявление Общества было рассмотрено иным органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, решение которого предметом спора в рамках настоящего дела не является.
С учетом изложенного, оснований для признания бездействия Комитета по строительству, выразившегося в неподготовке проекта постановления Правительства о предоставлении Обществу Участка для строительства, незаконным и нарушающим права Общества не имеется, в связи с чем требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Чуватина Е.В.