Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
20 декабря 2019 года Дело № А56-69465/2019
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2019 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Егорова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Басыровой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (адрес: Россия 197101, <...>/А/1Н, 1089847375034);
ответчик: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191060, <...>/Б, ОГРН: <***>);
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешений на использование земель в порядке, предусмотренной ст. 39.36 ЗК РФ, выраженные в письмах от 24.05.2019г. № 35618-32 и от 27.05.2019г. № 36499-32; взыскании расходов по оплате госпошлины
при участии
- от истца: ФИО1 (представитель по доверенности от 08.12.2017)
- от ответчика: ФИО2 (представитель по доверенности от 26.12.2018)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешений на использование земель в порядке, предусмотренной ст. 39.36 ЗК РФ, выраженные в письмах от 24.05.2019г. № 35618-32 и от 27.05.2019г. № 36499-32; взыскании расходов по оплате госпошлины.
Определением от 25.06.2019 суд принял исковое заявление к производству, назначил предварительное и основное судебное заседание.
10.12.2019 суд объявил перерыв до 13.12.2019.
Судом продолжено судебное разбирательство.
В судебном заседании 13.12.2019 представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.
Представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга против удовлетворения заявленных требований возражал.
Исследовав материалы настоящего дела и оценив собранные по делу доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.
Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 78:34:0415301:3004 и 78:10:0511202:1461 принадлежат на праве собственности ООО «Линк Девелопмент», что подтверждается выписками из ЕГРН от 28.02.2019 и 27.02.2019 г. соответственно. Данные объекты капитального строительства были размещены на основании разрешений КИО СПб от 25.06.2018 № 1667-изу и от 25.06.2018 г. № 1673-изу. Согласно пунктам 1 разрешений, срок использования участков составляет 1 год. Следовательно, срок действия разрешений № 1667-изу и № 1673-изу истекает 25.06.2019 года.
26 апреля 2019 года ООО «Линк Девелопмент» обратилось в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлениями № 426, 427 о выдаче разрешений на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения сооружений связи - антенных опор.
Письмами № 35618-32 от 24.05.2019 г. и № 36499-32 от 27.05.2019 г. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга отказал ООО «Линк Девелопмент» в выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения линейно-кабельных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (антенных опор), которые ООО «Линк Девелопмент» запрашивало заявлениями от 25.04.2019 № 426 и № 427 (вх. КИО СПб от 26.04.19 № 4141332/19 и № 41418-32/19 соответственно).
В качестве оснований для отказа указано, что КИО СПб отказывает в выдаче разрешений в связи с тем, что согласно представленным схемам испрашиваемые территории земель включают в себя объекты капитального строительства - сооружения связи с кадастровыми номерами 78:34:0415301:3004 и 78:10:0511202:1461 соответственно.
Не согласившись с решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1.1. статьи 39.20 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 17 статьи 23 Земельного кодекса РФ сервитуты подлежат государственной регистрации. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут. Поскольку земельные участки, на которых расположены сооружения связи ООО «Линк Девелопмент», не сформированы, заключение соглашений об установлении сервитутов в данном случае невозможно.
Установление публичного сервитута также невозможно, поскольку ООО «Линк Девелопмент» не относится к числу субъектов, имеющих право ходатайствовать об установлении публичного сервитута в соответствии со статьёй 39.40 Земельного кодекса РФ.
Как верно указывает истец, позиция Комитета о том, что объекты, предусмотренные пунктом 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 (далее - Перечень), представляют собой исключительно некапитальные сооружения, в связи с чем предусмотренный главой V.6 ЗК РФ порядок использования земельных участков ограничен определёнными условиями, пресекающими возможность размещения в указанном порядке объектов капитального строительства, основан на неверном толковании законодательства.
Согласно пункту 11 Перечня, в порядке, предусмотренном главой V.6 ЗК РФ допускается размещение линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Описание случаев, при которых не требуется выдача разрешения на строительство, содержится в пункте 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Согласно п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется не только в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (пп. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ), но и в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи (пп. 4.5 п. 17 ст. 51 ГрК РФ), а также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (пп. 5 п. 17 ст. 51 ГрК РФ).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064 "Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2009 № 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" выдача разрешения на строительство в соответствии с подпунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства - линий связи, линейно-кабельных и антенно-мачтовых сооружений связи, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных сооружений связи.
Таким образом, для строительства антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи, в том числе являющихся объектами капитального строительства, в соответствии с пп. 4.5 и 5 п. 17 ст. 51 ГрК РФ, Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064 и п. 2 ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2009 № 508-100 не требуется получение разрешения на строительство, вследствие чего размещение этих объектов может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ.
Также указанная позиция Комитета противоречит положениям п. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, п. 10 ст. 40 ФЗ № 218-ФЗ прямо предусматривает возможность строительства объекта капитального строительства на основании документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения такого объекта без предоставления земельного участка или установления сервитута, т.е. документа, полученного в порядке, предусмотренном главой V.6 ЗК РФ.
Возможность размещения объекта капитального строительства в порядке, предусмотренном главой V.6 ЗК РФ, подтверждается также арбитражной практикой. В частности, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-12151/2018 указано следующее:
...действующим законодательством допускается размещение сооружений связи, в том числе капитального характера, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешения уполномоченного органа без предоставления земельных участков и установления сервитута...
...сооружения, для возведения которых не требуется разрешения на строительство, могут быть как капитального, так и некапитального характера...
Доводы Комитета о том, что возведённые Обществом сооружения не соответствуют градостроительному регламенту, поскольку антенно-мачтовые сооружения связи не подпадают под категорию линий связи, вследствие чего не относятся к основным видам разрешенного использования в зоне ТУ, ООО «Линк Девелопмент» также считает необоснованными.
Согласно пп. 7 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" линейно-кабельные сооружения связи входят в состав линий связи.
Согласно пп. 6 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" линейно-кабельные сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
Антенно-мачтовое сооружение, как объект инженерной инфраструктуры, созданный в том числе для размещения кабелей связи, является линейно-кабельным сооружением связи, и, как следствие, элементом линии связи.
Довод ООО «Линк Девелопмент» об отнесении антенного сооружения к категории линейно-кабельных сооружений связи (ЛКСС) поддерживается позицией Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, изложенной в письме № П12-1-14000 от 04.08.2015, а также судебной практикой - решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 декабря 2015 года по делу № А56-72932/2015, Постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2016 года и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2017 года по делу № А56-31167/2016, решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 октября 2018 года и постановлением Семнадцатого арбитражного суда от 24 декабря 2018 года по делу № А60-32466/2018.
Кроме того, согласно примечанию < 2 > к классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утверждённому Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе (в том числе «коммунальное обслуживание», код 3.1), допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2016 г. №Д23и1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Исходя из содержания примечания 2 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 и указанных разъяснений Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации, размещение антенно-мачтового сооружения связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо и не требует дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Указанная позиция изложена в постановлении Верховного Суда РФ от 12.05.2017 г. № 31-АД17-5, Постановлении Верховного Суда РФ от 21.02.2018 № 41-АД18-5, Постановлении Верховного Суда РФ от 29.06.18 № А41-АД18-14.
Таким образом, размещение антенно-мачтового сооружения в территориальной зоне ТУ не противоречит градостроительному регламенту, установленному для соответствующей территории.
Анализ приведенных норм указывает на то, что Комитет незаконно отказал в выдаче разрешений на использование земель в порядке, предусмотренном статьей 39.36 Земельного кодекса РФ, выраженные в письмах от 24.05.2019 г № 35618-32 и от 27.05.2019 г. № 36499-32.
Исходя из вышеизложенного, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.
В соответствии с частью 5 статьи 15, часть 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Арбитражный суд решил:
Признать незаконными решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе в выдаче разрешений на использование земель в порядке, предусмотренном статьей 39.36 Земельного кодекса РФ, выраженные в письмах от 24.05.2019 г № 35618-32 и от 27.05.2019 г. № 36499-32.
Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в течение 10 дней с даты вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения путём выдачи ООО «Линк Девелопмент» разрешений на использование земель без предоставления земельного участка согласно заявлениям ООО "Линк Девелопмент" от 26 апреля 2019 года № 426 и 427.
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу ООО «Линк Девелопмент» 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Егорова Д.А.