Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(мотивированное)
г.Санкт-Петербург
03 ноября 2020 года Дело № А56-72165/2020
Резолютивная часть решения изготовлена 26 октября 2020 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
заявитель - Акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга" (адрес: Россия 196211, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ул БАССЕЙНАЯ 73/КОРПУС 2 ЛИТ. А; Россия 191119, СПБ, Черняховского д36 , ОГРН: 7847010941 );
заинтересованное лицо – Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (адрес: Россия 191123, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОРОД, УЛИЦА. ЧАЙКОВСКОГО, ДОМ/20, ЛИТЕРА В);
об оспаривании:
- постановлений о назначении административного наказания от 22.07.2020 № 003-2020/П-386-472, № 003-2020/П-387-473, № 003-2020/П-388-474, о привлечении к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению,
- представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 22.07.2020 № 003-2020/Пр-386, № 003-2020/Пр-387, № 003-2020/Пр-388,
установил:
Акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановлений Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее – заинтересованное лицо, Комитет) о назначении административного наказания от 22.07.2020 № 003-2020/П-386-472, № 003-2020/П-387-473, № 003-2020/П-388-474, о привлечении к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению, и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 22.07.2020 № 003-2020/Пр-386, № 003-2020/Пр-387, № 003-2020/Пр-388.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
На момент рассмотрения дела сроки для представления доказательств и пояснений истекли, возражения против рассмотрения дела в порядке упрощённого производства стороны не представили.
Решением в виде резолютивной части от 26.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в срок, установленный частью 2 статьи 229 АПК РФ, обратилась в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании заявки Комитета от 18.05.2020 № 02-1632/20-0-0, ООО «Аэромакс» проведен воздушный мониторинг с фото- и видео- фиксацией, а также с использованием тепловизионной аэросъемки участка акватории р. Волковка на территории между Белградской ул., участок 20 (у д. 9, лит. А) и ул. Малая Балканская, участок 183 во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга.
По результатам проведенного визуального воздушного мониторинга получены данные, свидетельствующие о наличии оголовков выпусков в местах с координатами: 30.375243 с.ш., 59.838781 в.д; 30.373222 с.ш., 59.841598 в.д.; 30.372322 с.ш., 59.842850 в.д.
На момент проведения аэрофото- и видео-съемок из указанных выпусков зафиксировано истечение воды, визуально прозрачной с незначительным расходом, в р. Волковка.
Таким образом, было установлено пользование водным объектом р. Волковка для отведения сточных (поверхностных) вод в данный водный объект. Указанный факт подтверждается, в том числе, тепловизионным снимком.
По адресу ул. Малая Балканская, д. 7 лит. А расположена насосная перекачивающая станция «Московская» (далее - НПС), принадлежащая Обществу. Согласно государственной информационной системе Санкт-Петербурга «Территориальная отраслевая региональная информационная система» в указанном районе вдоль береговой полосы р. Волковка проходит охранная зона тепловой сети, находящейся в хозяйственном ведении Общества.
В соответствии с топографической (геодезической) съемкой подземных коммуникаций (планшетами), представленными в адрес Комитета Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) (исх. КГА от 22.10.2019 № 01-20-15866/19), по вышеуказанному адресу расположены тепловые сети, выходящие от здания НПС и проходящие вдоль русла водного объекта р. Волковка.
Согласно представленным планшетам Комитетом было установлено следующее:
- в районе <...> на тепловой сети расположена теплофикационная камера (условный номер на планшете 95), от которой в сторону водного объекта отведена дренажная труба с оголовком выпуска сточных вод (условный номер на планшете 81) диаметром 400 мм, материал - бетон. При этом теплофикационная камера, смотровой колодец и труба с оголовком выпуска представляют собой единый комплекс;
- в районе <...> на тепловой сети расположена теплофикационная камера (условный номер на планшете 142), от которой в сторону водного объекта отведена дренажная труба (условный номер на планшете 148) с оголовком выпуска сточных вод (условный номер на планшете 150) диаметром 300 мм, материал - бетон. При этом теплофикационная камера, смотровой колодец и труба с оголовком выпуска представляют собой единый комплекс;
- в районе <...> на тепловой сети расположена теплофикационная камера (условный номер на планшете 22), от которой в сторону водного объекта отведена дренажная труба с оголовком выпуска сточных вод (условный номер на планшете 30) диаметром 500 мм, материал - сталь. При этом теплофикационная камера, смотровой колодец и труба с оголовком выпуска представляют собой единый комплекс.
Комитетом в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях от 07.07.2020 № 003-2020/Па-388, № 003-2020/Па-386, № 003-2020/Па-387 ответственность за которые установлена статьей 7.6 КоАП РФ.
Постановлениями о назначении административного наказания от 22.07.2020 № 003-2020/П-386-472, № 003-2020/П-387-473, № 003-2020/П-388-474 заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, наказание назначено в виде штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению.
Также Обществу выданы представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 22.07.2020 № 003-2020/Пр-386, № 003-2020/Пр-387, № 003-2020/Пр-388.
Не согласившись с указанными постановлениями и представлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статья 7.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.
Согласно части 1 статьи 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 11 ВК РФ, на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
В соответствии с пунктом 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя Российской Федерации от 13.12.2000 № 285, камера тепловой сети - это сооружение на тепловой сети для размещения и обслуживания оборудования, приборов и арматуры.
При подземной прокладке теплопроводов, во избежание проникновения воды, предусматривают искусственное понижение уровня грунтовых вод. Для этой цели к теплопроводу прокладывают дренажные трубопроводы ниже основания теплофикационных камер.
Согласно представленным КГА планшетам теплофикационные камеры вместе с дренажными колодцами и трубами с выпусками представляют собой единый комплекс.
Тем самым, именно Общество, на балансе которого находятся указанная НПС, трубопровод (бетонная труба с выпуском), теплофикационная камера, заинтересовано в искусственном понижении уровня грунтовых вод в теплофикационной камере и, соответственно, в прокладке дренажных труб с оголовком выпуска сточных вод, заинтересованность иных лиц в совершении указанных действий отсутствует. Само по себе наличие труб с выпусками в водный объект свидетельствует об их предназначении именно для целей сброса воды в р. Волковка.
В установленном порядке разрешительный документ, на основании которого возникает право пользования водным объектом - р. Волковка для сброса сточных, в том числе дренажных вод, Обществом не оформлено.
Таким образом, факт использования Обществом водного объекта для сброса сточных, в том числе дренажных вод, без соответствующего разрешительного документа, на основании которого возникает право пользования водным объектом, в нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 и пунктом 2 части 3 статьи 11 ВК РФ подтверждается материалами дела.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности. Наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 7.6 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В заявлении Общество указывает на то, что представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 22.07.2020 № 003-2020/Пр-386, № 003-2020/Пр-387, № 003-2020/Пр-388, содержат требования принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, при этом, Комитет не конкретизировал, каким образом Обществу надлежит устранить допущенные нарушения, в связи с чем, по мнению заявителя, данные предписания являются незаконными.
Оспариваемые Представления содержат подробное правовое обоснование, конкретное описание выявленного нарушения и требование об его устранении.
Так, из содержания Представлений следует, что Общество 26.05.2020 осуществило сбросы сточных, в том числе дренажных вод, в водный объект р. Волковка без соответствующего разрешительного документа, на основании которого возникает право пользования водным объектом, что является нарушением требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 и пунктом 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса.
Таким образом, из содержаний Представлений следует, что требования об устранении выявленного нарушения заключается в необходимости устранить причины и условия, способствовавшие совершению Обществом административных правонарушений, выразившихся в нарушениях требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 и пунктом 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса.
То обстоятельство, что в резолютивной части представления не указаны конкретные действия по исполнению, учитывая вышеизложенное, не свидетельствует
о неисполнимости представления и возможности его двоякого толкования. Способы
устранения нарушений выбирает само лицо, допустившее нарушения.
Суд также обращает внимание на то, что Обществом пропущен срок подачи заявления об оспаривании постановлений Комитета.
Постановления о назначении административного наказания от 22.07.2020 №003-2020/П-386-472, №003-2020/П-387-473, №003-2020/П-388-474 были получены Обществом 03.08.2020., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Таким образом, последний день для обжалования Постановлений - 17.08.2020.
Общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановлений 18.08.2020.
Таким образом, 10-дневный срок, установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ для обжалования постановлений Комитета, Заявителем пропущен.
Ходатайство о восстановлении сроков для обжалования постановлений в суд Обществом не заявлено.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 19.04.2006 № 16228/05, от 06.11.2007 № 8673/07, от 26.07.2011 № 18306/10, пропуск срока судебного обжалования является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенные обстоятельства, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 208, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявленных Акционерным обществом "Теплосеть Санкт-Петербурга" требований об оспаривании постановлений о назначении административного наказания от 22.07.2020 №003-2020/П-386-472, №003-2020/П-387-473, №003-2020/П-388-474, и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 22.07.2020 №003-2020/Пр-386, №003-2020/Пр-387, №003-2020/Пр-38, вынесенных Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Лебедева И.В.